Судья Байтокова Л.А. Дело №33-1658/2023
УИД-09RS0001-01-2022-002039-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Черкесск 22 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Адзиновой А.Э.,
судей Коркмазовой Л.А.,Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Чочуеве М.А.-А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3056/2023 по апелляционной жалобе Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 сентября 2023 года по исковому заявлению Кемрюгова Р.Ю. и Кемрюговой О.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <ФИО>2 и <ФИО>3, к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта капитального жилищного строительства на 2022 год и предоставить социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Коркмазовой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кемрюгов Р.Ю. и Кемрюгова О.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <ФИО>2 и <ФИО>3, обратились в суд с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об обязании включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта капитального жилищного строительства на 2022 год и предоставить социальную выплату.
В обоснование указали, что в установленном законом порядке их семья стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата. В течение срока, на который им выдано свидетельство, жилищные условия их семьи никак улучшены не были. Кроме того, их право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в свидетельстве, осталось нереализованным не по их вине, а по причине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату. 27.05.2019 между истцами и ЖСК «Семейный» заключен договор №... паенакопления с целью приобретения квартиры в собственность с использованием средств социальной выплаты. С момента заключения данного договора истцами внесены все платежи в установленном размере, кроме социальной выплаты. Однако социальная выплата их семье не предоставлена.
Определением Черкесского городского суда КЧР от 07 сентября 2023 года ответчик Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в порядке процессуального правопреемства заменен на Министерство по делам молодежи КЧР.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 19 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство по делам молодежи КЧР включить Кемрюгова Р.Ю., Кемрюгову О.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <ФИО>2, <дата> года рождения, и <ФИО>3, <дата> года рождения, как молодую семью в список претендентов на получение выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта капитального жилищного строительства на 2022 год и обязать Министерство по делам молодежи КЧР в течение 2023 года предоставить (выплатить) Кемрюгову Р.Ю., Кемрюговой О.А., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <ФИО>2, <дата> года рождения, и <ФИО>3, <дата> года рождения, социальную выплату в размере 981 849,60 руб., предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 №... на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе Министерство по делам молодежи КЧР просит отменить указанное решение как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в иске. Полагает, что судом не учтено истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежаще извещенные о дате и времени слушания дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, учитывая, что стороны извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав и обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
В соответствии с Указом Главы КЧР от 11.10.2021 №38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочия Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей перешли к Министерству по делам молодежи КЧР.
В соответствии с п.24 Правил, являющихся приложением №1 к упомянутой выше программе (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п.25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
В соответствии с п.27 Правил только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.28 Правил).
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются Правительством КЧР.
До 01.04.2019 на территории КЧР действовало и подлежало применению постановление Правительства КЧР от 20.12.2016 №338 «О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения.
С 01.04.2019 на территории КЧР действовало и подлежало применению постановление Правительства КЧР от 31.01.2019 №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.
В соответствии с п.3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Согласно п.4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).
Согласно п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил (подп. «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подп. «в»).
В соответствии с п.10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее 35% расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с п.15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (п.13 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истцов состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».
19.05.2017 между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и КЧРКП «Дирекция капитального строительства» заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым КЧРКП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности, в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.
17.12.2018 КЧРКП «Дирекция капитального строительства» семье истцов выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №... серии №... в размере 981 849,60 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории КЧР, со сроком действия до 17.07.2019 включительно.
В связи с тем, что выданное свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17.01.2019 истцами заключен договор банковского счета №... от 09.01.2019 с ПАО АКБ «Связь-Банк».
Истцами в ПАО АКБ «Связь Банк» своевременно переданы все необходимые документы для зачисления социальной выплаты, однако денежные средства так и не поступили на специальный счет, открытый в банке, что подтверждается выпиской по лицевому счету.
27.05.2019 между Кемрюговой О.А. и ЖСК «Семейный» в лице председателя правления <ФИО>7, действующего на основании Устава, заключен договор паенакопления №... с целью приобретения в собственность по договору №...-х - комнатной квартиры на №... этаже, с условным номером №..., общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м, с использованием средств социальной выплаты, общая стоимость квартиры по договору составляет 2 449 000 руб.
Впоследствии также заключено дополнительное соглашение от 23.09.2022 к договору №... от 27.05.2019, согласно которому паем по настоящему Договору является 3-х комнатная квартира со следующими техническими данными: номер <адрес>, проектная площадь <данные изъяты> кв.м, этаж №..., литер №.... Размер пая, по настоящему договору, подлежащий уплате пайщиком, 2 613 300,00 руб. Пайщик на момент подписания договора вносит паевой взнос в размере 296 000 руб., сумма в размере 428 026 руб. погашается средствами материнского капитала. Также пайщик обязуется оплатить паевой взнос в размере 907 424,40 руб., а сумму в размере 981 849,60 руб. оплачивает субсидией, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в КЧР.
01.05.2020 ПАО АКБ «Связь Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» и истец был вынужден вновь открыть счет для зачисления социальной выплаты в ином банке.
Истцами 03.06.2020 заключен договор банковского (текущего) счета №... с АО «Тексбанк», однако до настоящего времени денежные средства так и не были зачислены, что подтверждается выпиской по счету.
Таким образом, семье истцов денежные средства до настоящего времени не выплачены, а право на получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством №... серии №..., осталось нереализованным.
В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» семья истцов, состоящая из четырех человек: Кемрюгова Р.Ю., <дата> года рождения, Кемрюговой О.А., <дата> года рождения, <ФИО>2, <дата> года рождения, и <ФИО>3, <дата> года рождения, включена как молодая семья в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».
Соответственно семья истцов была признана участницей подпрограммы. Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или Министерства не поступало, при условии что, исходя из системного толкования Правил, семья должна была получить социальную выплату в 2019 году.
Семья истцов отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявивших желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата ими получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Свидетельство №... серии №... было предоставлено сроком до 17.07.2019, в ПАО АКБ «Связь-Банк» был открыт банковский (текущий) счет для осуществления операций в рамках подпрограммы.
Как указано выше, истцами и ЖСК «Семейный» был заключен договор паенакопления с целью приобретения квартиры в собственность с использованием средств социальной выплаты.
С момента заключения вышеуказанного договора истцы своевременно вносили ежемесячные платежи в установленном размере согласно графику платежей.
Истцы 08.11.2021 обратилась в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о предоставлении на состав семьи из 4-х человек социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении или продлении срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства.
Из письма от 12.11.2021 исх.№574 Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также использовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в строящемся (не введенном в эксплуатацию) жилом доме, на которое право собственности кооператива не зарегистрировано, не представляется возможным. Таким образом, основные требования истцов оставлены без ответа.
Указанный ответ неправомерен, поскольку семья истцов в течение 5 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной свидетельством от 17.12.2018.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и исходил из того, что участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в не перечислении денежных средств нет. Выдачей свидетельства государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Так, по данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, были ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нарушены порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Как установлено судом, семья истца, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.
Из представленных суду представителем истца документов следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска №... от 18.05.2022.
Из выписки из ЕГРН от 10.08.2023 усматривается, что объекту недвижимости по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., 13.07.2023 присвоен кадастровый №....
Согласно справке ЖСК «Семейный» от 12.07.2023 пайщиком Кемрюговой О.А. за квартиру №... внесена сумма взноса в размере 1 631 450,40 руб., оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 981 849,60 руб., которая будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в КЧР.
После полной оплаты паевого взноса (стоимости квартиры), квартира №... в многоэтажном жилом доме со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в <адрес> переходит в собственность члену ЖСК Кемрюговой О.А.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что молодая семья истцов в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст.ст. 195-198 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что свидетельство, выданное семье истцов, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, является недействительным в связи с окончанием срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания п.36 Правил следует, что договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подп. «а» п.49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Таким образом, само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, подп. «а» п.49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные п.п. 41, 42, 44, подп. «а» и «б» п.45 и п.45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Применительно к настоящему спору, владельцы свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.
Таким образом, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.
Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного по делу решения, которые могли бы повлечь его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену или изменение судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи