Решение по делу № 2-1935/2015 от 11.03.2015

Дело № 2-1935/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего            Киктевой Л. Р.

при секретаре                Сафиуллиной Е. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании г. Прокопьевске

12 мая 2015 года

гражданское дело по заявлению Булгаковой Л. И. об обжаловании действий органа местного самоуправления – Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, Администрации Прокопьевского муниципального района Кемеровской области,

УСТАНОВИЛ:

Булгакова Л. И. обратилась в суд с заявлением, в котором просит:

признать незаконным действие органа местного самоуправления - КУМС Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, выразившееся в истребовании от неё документа, подтверждающего наличие прав на земельный участок с основным видом разрешенного использования в соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, испрашиваемый на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение: <...>, изложенное в письме КУМС Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ;

обязать КУМС Прокопьевского муниципального района подготовить проект Распоряжения о предоставлении Булгаковой Л. И. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности бесплатно, и направить его в Администрацию Прокопьевского муниципального района;

обязать Администрацию Прокопьевского муниципального района принять Распоряжение о предоставлении Булгаковой Л. И. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности бесплатно;

обязать КУМС Прокопьевского муниципального района предоставить Булгаковой Л. И. копию Распоряжения о предоставлении Булгаковой Л. И. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности бесплатно;

взыскать с КУМС Прокопьевского муниципального района расходы по оплате государственной пошлины в размере 200,00 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в КУМС Прокопьевского муниципального района Кемеровской области с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <...>

Письмом КУМС от ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена о том, что ей необходимо провести межевые работы в отношении указанного участка и поставить его на государственный кадастровый учет. Она обеспечила постановку на государственный кадастровый учет указанный земельный участок, и предоставила кадастровый паспорт в КУМС. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ, КУМС её уведомил о том, что для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка ей необходимо представить документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок с основным видом разрешенного использования. Данное требование обоснованно Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 мая 2010 года № 176, в соответствии с которым, предоставление земельных участков для личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов допускается только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, и только в случае наличия у заявителя на момент обращения в соответствующей территориальной зоне прав на земельный участок с основным видом разрешенного использования.

Считает данное действие КУМС, выразившееся в истребовании от неё письмом дополнительных документов, незаконным по следующим основаниям:

по мнению заявителя, Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 мая 2010 года № 176, в данном случае применению не подлежит;

КУМС не вправе был истребовать дополнительные документы, кроме предусмотренных действующим законодательством;

основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка у органа местного самоуправления отсутствовали.

В судебное заседание заявитель не явилась, просит рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.

Представитель КУМС Прокопьевского муниципального района Насонова Е. А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями не согласилась. Считает, что оснований для признания письма от ДД.ММ.ГГГГ отказом отсутствуют, поскольку от Булгаковой Л. И. данным письмом истребовались дополнительные необходимые документы, предусмотренные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 мая 2010 года № 176.

Требования заявителя об обязании КУМС и Администрации Прокопьевского муниципального района подготовить и принять проект Распоряжения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности бесплатно, заявлены Булгаковой Л. И. необоснованно, поскольку проект готовится только в случае положительного решения о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно. Поскольку в ЕГРП отсутствуют сведения, что у заявителя в этой зоне имеется какой-то земельный участок или объект недвижимости, то данный земельный участок может быть предоставлен Булгаковой только на праве аренды.

Заявитель, представитель Администрации Прокопьевского муниципального района в суд не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Выслушав представителя КУМС Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Поскольку оспариваемый заявителем ответ КУМС Прокопьевского муниципального района направлен Булгаковой Л. И. ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в данном случае, подлежит применению редакция Земельного кодекса РФ до внесения в неё изменений Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (изменения вступили в силу с 01.03.2015 года).

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных законом, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Ст. 29 ЗК РФ предусматривает решение вопроса о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На основании ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности, предусмотрены ст. 5 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 г. N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области".

В соответствии с п.п. 2 данной статьи, право на однократное бесплатное получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для личного подсобного хозяйства имеют инвалиды II группы, каковым и является Булгакова Л. И.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Булгакова Л. И. обратилась в КУМС Прокопьевского муниципального района Кемеровской области с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <...>

Письмом КУМС от ДД.ММ.ГГГГ Булгакова Л. И. была уведомлена о том, что ей необходимо провести межевые работы в отношении указанного участка и поставить его на государственный кадастровый учет.

Булгакова Л. И. обеспечила постановку на государственный кадастровый учет указанный земельный участок, и предоставила кадастровый паспорт в КУМС.

Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ, КУМС уведомил заявительницу о том, что для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка ей необходимо представить документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок с основным видом разрешенного использования.

Поскольку земельный участок - из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <...> не разграничен и не является государственной собственностью, то в соответствии со ст. 5-1 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 г. N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области", предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам, указанным в подпункте 3 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области (т.е. субъекта РФ) (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 г. N 176 "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности <...>, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена").

Таким образом, утверждение Булгаковой Л. И. о том, что в её конкретном случае Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 г. N 176 применению не подлежит, не соответствует действительности.

При этом следует отметить, что оспариваемый ответ КУМС Прокопьевского муниципального района фактически не является отказом в предоставлении в собственность Булгаковой Л. И. земельного участка, площадью 1 500 кв.м. Ответ свидетельствует о необходимости предоставления дополнительных документов для принятия решения о предоставлении земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

В соответствии с п. 1.3 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 г. N 176, бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: гражданину ранее не предоставлялся земельный участок в собственность бесплатно; гражданином представлены все документы, предусмотренные настоящим Порядком; отсутствует заключение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства); отсутствуют права иных лиц на испрашиваемый земельный участок (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства); в отношении испрашиваемого земельного участка не начата процедура предоставления или формирования в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации; предоставление испрашиваемого земельного участка соответствует нормам земельного, градостроительного законодательства, а также документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно п. 1.4 Порядка, основаниями для отказа в бесплатном предоставлении земельных участков является несоблюдение условий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка.

Одно из условий предоставления земельных участков для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, предусматривает наличие у заявителя на момент обращения в соответствующей территориальной зоне прав на земельный участок с основным видом разрешенного использования, при этом предоставляется земельный участок только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования (п. 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена).

Пунктом 4.3 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 г. N 176, установлен следующий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством:

копия паспорта гражданина, обратившегося с заявлением в уполномоченный орган;

схема места расположения земельного участка с указанием адресного ориентира относительно частей света к близлежащим ранее адресованным объектам недвижимости, позволяющая однозначно определить ориентировочные границы и месторасположение земельного участка на местности;

документы, подтверждающие отнесение гражданина, обратившегося с заявлением в уполномоченный орган, к категориям граждан, указанным в пункте 4.2 настоящего Порядка.

В случае предоставления земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления муниципальных образований, за исключением города Кемерово, по истечении 14 рабочих дней обеспечивают:

размещение информационного сообщения о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях;

утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории;

направление запросов в уполномоченные органы и организации для выяснения наличия (отсутствия) прав на земельный участок (пункт 4.5).

Учитывая вышеизложенное, приведенными выше нормами права установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в орган местного самоуправления. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Следовательно, требование КУМС Прокопьевского муниципального района о предоставлении документа, подтверждающего наличие прав на земельный участок с основным видом разрешенного использования, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконно.

Требования Булгаковой Л. И. в части:

обязания КУМС Прокопьевского муниципального района подготовить проект Распоряжения о предоставлении Булгаковой Л. И. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности бесплатно, и направить его в Администрацию Прокопьевского муниципального района;

обязания Администрации Прокопьевского муниципального района принять Распоряжение о предоставлении Булгаковой Л. И. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности бесплатно;

обязании КУМС Прокопьевского муниципального района предоставить Булгаковой Л. И. копию Распоряжения о предоставлении Булгаковой Л. И. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности бесплатно;

удовлетворению не подлежат, так как понудить администрацию и КУМС Прокопьевского муниципального района к принятию того или иного решения без рассмотрения вопроса по существу не входит в компетенцию суда и служит вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления. Данные требования могут быть заявлены в суд только после обращения в орган, к полномочиям которого относится решение вопроса о распоряжении земельными участками и получения от него отказа в предоставлении земельного участка, либо неполучения ответа на свое заявление.

В связи с частичным удовлетворением заявления, а также руководствуясь ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с КУМС Прокопьевского Муниципального района в пользу Булгаковой Л. И. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100,00 (сто рублей 00 копеек) рублей.

    Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198-199, 254 – 256, 258 ч. 1 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным действие Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района Кемеровской области по возложению на Булгакову Л. И. в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. <...> обязанности представить документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок с основным видом разрешенного использования в соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, испрашиваемый на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение: <...>.

Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района Кемеровской области в течение 14 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение по письменному заявлению Булгаковой Л. И. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в КУМС Прокопьевского муниципального района Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района Кемеровской области в пользу Булгаковой Л. И. государственную пошлину в сумме 100,00 (сто рублей 00 копеек) рублей.

В остальной части заявленных требований Булгаковой Л. И. отказать за необоснованностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в месячный срок со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.05.2015 года.

Председательствующий:                        Л. Р. Киктева

2-1935/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Булгакова Людмила Ивановна
Другие
Администрация Прокопьевского муниципального района
КУМИ Прокопьевского муниципального района
Суд
Рудничный районный суд г. Прокопьевска
Судья
Киктева Любовь Робертовна
11.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.03.2015[И] Передача материалов судье
16.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2015[И] Судебное заседание
12.05.2015[И] Судебное заседание
18.05.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2015[И] Дело оформлено
29.09.2015[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее