ДД.ММ.ГГГГ город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,
при секретаре Белоус Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Смирнова И. В. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Смирнова И.В. к Государственному учреждению -Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ АРО ФСС РФ) об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных требований указал, что истец является ветераном боевых действий и имеет право на социальное обеспечение в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями. Путевка на санаторно-курортное лечение до настоящего времени ему не предоставлена. Не предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком нарушено право истца на получение мер социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения. В связи с этим, прокурор просил обязать ГУ АРО ФСС РФ предоставить Смирнову И.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год в срок до 01.06.2015.
В судебном заседании помощник прокурора г.Архангельска Данилович О.В., истец Смирнов И.В. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ АРО ФСС РФ Панас Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение. Все обязательства, возложенные на отделение Фонда по распределению средств федерального бюджета, исполнены. Поступившее в отделение Фонда ДД.ММ.ГГГГ заявление Смирнова И.В. на обеспечение санаторно-курортным лечением зарегистрировано в установленные порядком сроки, поставлено на учет. Полагала, что требование о предоставлении путевки удовлетворению не подлежит, поскольку отделение Фонда сроков по предоставлению путевки не нарушало, в ее предоставлении не отказывало. Также указала, что отделение Фонда в 2012 и 2013 году предлагало истцу путевку на санаторно-курортное лечение в санатории, расположенные на территории Архангельской области. В 2014 году в адрес истца было направлено письмо с предложением путевки в санаторий «Сольвычегодск» ОСП «Сосновка» с 30.06.2014. От предложенных путевок Смирнов И.В. отказался по причине того, что ему нужен только юг в летний период. Кроме того, срок действия справки, предоставленной истцом, истек, наличие медицинских показаний для предоставления путевки, не подтверждено, новой справки для получения путевки истцом представлено не было. В связи с этим, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной помощи.
В силу положений п. 3 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ) имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с ч. 3 ст. 6.5 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Часть 5 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу п. 3.3 и п. 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в целях реализации статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № 6189).
В соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев.
В силу п. 3.7 и п. 3.8 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Содержание вышеуказанной нормы права свидетельствует о том, что Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, так как данная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд приходит к выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив в федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Доводы ответчика, что истцу предлагались путевки, от которых он отказался, не могут быть приняты судом. Каких-либо документов, подтверждающих получение истцом предложений путевки, соответствие профиля предлагаемых санаториев заболеваниям истца, наличие необоснованного отказа истца от таких путевок, в материалах дела не имеется, в связи с чем невозможно сделать вывод о достаточных со стороны ответчика мерах по обеспечению путевками в спорный период и отказе истца от получения данного вида социальной помощи.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что истек срок действия приложенной к заявлению истца медицинской справки, правового значения для рассмотрения спора не имеет, поскольку в течение периода действия справки обязанность обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение ответчиком исполнена не была. При этом при решении вопроса о предоставлении путевки истец должен будет предоставить медицинскую справку соответствующей формы.
Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде истец утратил право на обеспечение его такой мерой социальной поддержки, как санаторно-курортное лечение, ответчик суду не представил.
Доводы ответчика о том, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, не могут быть приняты судом, поскольку само по себе отсутствие достаточного финансирования расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление социальной гарантии в установленном законом порядке.
Между тем, оснований для установления срока предоставления путевки в срок до ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку само по себе указание в медицинской справке на зимний, весенний, летний и осенний сезон лечения носит рекомендательный характер и в силу закона не влечет обязанности ответчика по предоставлению путевки исключительно в этот период.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора <адрес> в интересах Смирнова И.В. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение подлежат удовлетворению.
По общему правилу обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина наступает по вступлению решения суда в законную силу, что соответствует принципу обязательности судебных постановлений, закрепленному в ст. 13 ГПК РФ.
Поскольку прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Смирнова И.В., следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ должен исчисляться в соответствии с подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
В силу подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.
Таким образом, с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах Смирнова И. В. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение- удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Смирнову И. В. путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от 31.08.2011.
Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Т.Е. Черниенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.