Решение по делу № 2-573/2024 от 24.06.2024

Дело № 2-573/2024

УИД:34RS0040-01-2024-001053-15

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      12 сентября 2024 года                             р.п. Чернышковский Волгоградской области

Суровикинский районный суд Волгоградской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Чернышковский Чернышковского района Волгоградской области) в составе:

председательствующего судьи Подгорновой П.Р.,

при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем Толстолуцкой Е.С.,

с участием с участием прокурора Китаева С.О.,

представителя ответчика администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области по доверенности Бобровской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чернышковского района Волгоградской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по принятию мер о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение,

УСТАНОВИЛ:

        <адрес>, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился с указанным иском в суд, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об эксплуатации гидротехнических сооружений, а также о муниципальной собственности по результатам которой, установлены нарушения Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости данное гидротехническое сооружение ДД.ММ.ГГГГ, принято администрацией Ёлкинского сельского поселения на учет как бесхозяйный объект недвижимости, меры по признанию права муниципальной собственности на вышеуказанное гидротехническое сооружение по настоящее время не приняты, в суд с требованием о признании права муниципальной собственности администрация не обращались. На момент проверки сведения о регистрации права собственности на данное гидротехническое сооружение отсутствовали.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности. Согласно информации администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , выявленные нарушения к настоящему моменту не устранены, мер по признанию права собственности на вышеуказанное гидротехническое сооружение не принято. Рассматриваемый объект расположен в административных границах Ёлкинского сельского поселения, в связи с этим бездействие администрации в части непринятия мер по признанию права муниципальной собственности ГТС свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ст.225 ГК РФ. Неисполнение обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции РФ, и затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Орган местного самоуправления фактически самоустранился от решения указанной проблемы, в связи с чем, не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья. Бездействие администрации не соответствует требованиям действующего федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, принадлежащего им имущества.

Прокурор с учетом уточнений, просит суд возложить на администрацию Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области обязанность по принятию мер о признании права собственности на гидротехническое сооружение пруда «Цимлянский», расположенное на территории Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области в 4 км юго-западнее от х.Красный Богданов, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

        В судебном заседании прокурора Чернышковского района Волгоградской области Китаев С.О., исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить в полном объёме, также пояснил, что по данной категории дел срок исковой давности, заявленный ответчиком, не применяется.

         Представитель ответчика администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области, действующая на основании доверенности Бобровская Е.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив следующее. По смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Законом установлено право, а не обязанность, органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. В силу диспозитивного характера норм ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с таким требованием. Гидротехническое сооружение расположено на реке Россошь, которая протекает в Чернышковском районе Волгоградской области и является бывшим правым притоком Цимлы и в настоящее время впадает в Цимлянский залив Цимлянского водохранилища, бассейн Дона, что определяет ее правовое положение как федеральную собственность. Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.Данное гидротехническое сооружение, расположенное на территории Елкинского сельского поселения, не является объектом муниципальной собственности. Гидротехническое сооружение пруда Цимлянский, на территории Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области имеет комплексное значение. Кроме аккумуляции воды в водном объекте, образованном плотиной руда, используется в части транспортной инфраструктуры и является основным дорожным сообщением жителей с населённым пунктом Красный Богданов. В связи с нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации ГТС пруда Цимлянский и в целях предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, предлагается его ликвидация (консервация). Кроме того, представитель ответчика ходатайствует о применении срока исковой давности по требованиям прокурора Чернышковского района Волгоградской области к администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в обосновании которого она указывает, что ранее в 2018, 2019 гг. прокуратурой района была вынесены представления об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности в отношении гидротехнического сооружения: плотина-пруда «Цимлянский» (кадастровый ), расположенное на территории Ёлкинского сельского поселения по адресу: Волгоградская область, Чернышковский район, х. Красный Богданов, 4 км на юго-запад от х. Красный Богданов. Просит в удовлетворении требований прокурора, отказать в полном объёме.

        Представитель третьего лица комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области извещенный надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя, представив письменные пояснения, указав, что администрацией Елкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области, письмом от 17 апреля 2023 года № 41, представлено заявление о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения пруда «Цимлянский». Заявление оформлено не надлежащим образом, отсутствует информация о техническом состоянии гидротехнического сооружения, использовании в соответствии с функциональным назначением (или не использовании), объеме финансирования, необходимом для восстановления, социально-экономических, финансовых и иных последствий ликвидации, нет решения Совета Депутатов сельского поселения. Гидротехническое сооружение пруда «Цимлянский» предназначены для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод, обеспечению пожарной безопасности прилегающих населенных пунктов, являются частью транспортной инфраструктуры сельского поселения, обеспечивает водными ресурсами жителей х. Красный Богданов. В случае аварии гидротехнического сооружения пруда «Цимлянский», в зону возможного затопления попадает территории Елкинского сельского поселения, в том числе: мостовой переход и автомобильная дорога к х. Красный Богданов, земли сельскохозяйственного назначения. Земляная плотина является частью транспортной инфраструктуры сельского поселения, для передвижения сельскохозяйственной техники на земли сельскохозяйственного назначения. Сотрудником Облкомприроды, при совместном осмотре гидротехнического сооружения, главе поселения, представителю администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области доведено, что при ликвидации гидротехнического сооружения будет полностью ликвидирована земляная плотина, восстановлен естественный водный режим водного объекта и проведена рекультивация берегов. При этом будет утрачена возможность транспортного сообщения с землями сельскохозяйственного, снизится обеспеченность водными ресурсами жителей х. Красный Богданов, используемых для водопоя скота, пожарной безопасности и других целей. Учитывая изложенное, комитет просит удовлетворить исковое заявление прокурора Чернышковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области о понуждении оформить право собственности на гидротехническое сооружение пруда «Цимлянский».

Определив в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 22 ГПК РФ установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим, в том числе из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений.

Представителем ответчика в судебном заседании заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по заявленным прокурором исковым требованиям, мотивируя тем, что ранее в 2018, 2019 гг. прокуратурой района была вынесены представления об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности в отношении гидротехнического сооружения: плотина-пруда «Цимлянский», вместе с тем, в суд с исковым заявлением в суд прокуратура района не обращалась, разрешая данное ходатайство, суд приходит к следующему.

Статьей 195 ГК РФ, установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что указанный срок устанавливается для защиты прав индивидуального субъекта правоотношений и не распространяется на публично-правовые отношения.

Данный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно п. 22 которого разъяснено, что с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Как следует из исковых требований прокурора заявленных им по настоящему иску, он обращается в интересах жителей Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района, то есть в защиту неопределенного круга лиц, которым бездействием ответчика создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о применении срока исковой давности и считает необходимым разрешить настоящий иск по существу.

        В соответствии с ч. 3 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. Неисполнение требований о государственной регистрации объекта недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования как собственника, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом.

В силу ст. 1 Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, а информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны (ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, а также другие сооружения, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод.

В силу ст. ст. 3, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Гидротехническое сооружение является объектом, создающим повышенную опасность для жизни, здоровья физических лиц, имущества физических и юридических лиц в результате возможной аварии ГТС, требует принятия незамедлительных мер по передаче в собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.

          Судом установлено, что на территории Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района <адрес> в 4 км юго-западнее от <адрес> расположено гидротехническое сооружение пруда «Цимлянский» (кадастровый ).

        Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости данное гидротехническое сооружение ДД.ММ.ГГГГ, принято администрацией Ёлкинского сельского поселения на учет как бесхозяйный объект недвижимости.

В нарушение установленных требований закона по истечении года право собственности на вышеуказанное гидротехническое сооружение зарегистрировано не было, однако администрация в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости в порядке ст. 225 ГК РФ не обратилась. В результате, в силу бесхозности, гидротехническое сооружение надлежащим образом не обслуживается, что может привести к чрезвычайной ситуации, и повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как проживающих на территории муниципального образования, так и посещающих эту территорию.

Заместителем прокурора <адрес> в ходе проверки установлено, что сведения о регистрации права собственности на данное гидротехническое сооружение отсутствуют. По данному факту в адрес главы Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, в котором прокуратурой выдвинуто требование о принятии администрацией сельского поселения мер по признанию права муниципальной собственности ГТС. Из ответа Главы Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на представление заместителя прокурора <адрес> следует, что требования об устранения нарушений законодательства ответчиком не устранены.

         Доводы представителя администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района на представление заместителя прокурора <адрес>, о том, что в силу диспозитивного характера ст.225 ГК РФ органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности; законодательство РФ не исключает возможности нахождения гидротехнического сооружения как в государственной или муниципальной, так и в частной собственности, суд не принимает во внимание, поскольку они противоречат вышеуказанным правовым нормам, регулирующим правоотношения, возникающие в процессе эксплуатации гидротехнического сооружения, в частности правоотношения по обеспечением безопасности гидротехнического сооружения, под которыми законодатель понимает разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения, а отсутствие собственника данного сооружения потенциально создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

        Утверждение представителя ответчика о том, что сооружение расположено на реке Россошь, которая протекает в <адрес> и является бывшим правым притоком Цимлы и в настоящее время впадает в Цимлянский залив Цимлянского водохранилища, бассейн Дона, что определяет ее правовое положение как федеральную собственность, поэтому законодательство РФ не исключает возможности нахождения гидротехнического сооружения как в государственной или муниципальной, так и в частной собственности, суд не принимает во внимание при разрешении данного спора, поскольку оно основано на неверном толковании норм права, относительно предмета настоящего иска.

        На основании ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

        Согласно ст. 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности. ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выступает гарантом прав граждан, закрепленных Конституцией РФ и другими федеральными законами, в связи с чем, не должна допускать ухудшение состояния окружающей среды, проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности.

       В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что также указано в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

     Реализация указанного права обеспечивается, в том числе посредством исполнения требований о безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренных Законом № 117-ФЗ.

        Согласно ст.3 Закона № 117-ФЗ, к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Положения ст. 8 Закона № 117-ФЗ предусматривают, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований, в том числе, обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался.

        Таким образом, водные объекты действительно отнесены к федеральной собственности, а в рассматриваемом иске истцом ставится вопрос о безопасности эксплуатации другого объекта – гидротехнического сооружения, хотя и тесно связанного с водоемом, но имеющим отличительные от него характеристики, расположение, площадь, которые отражены в Едином государственном реестре недвижимости.

       Учитывая, что вышеизложенное, а также, что федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, суд приходит к выводу, что отсутствие собственника на гидротехническое сооружения, расположенного на территории Ёлкинского сельского поселения, создает потенциальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, и предупреждение её возникновения лежит именно на ответчике.

Отсутствие собственника гидротехнического сооружения свидетельствует об отсутствии надлежащей эксплуатации указанного объекта, вследствие чего могут возникнуть аварийные ситуации, что, в свою очередь, нарушает права граждан на благоприятные условия для проживания. Кроме того, отсутствие собственника объекта может повлечь порчу и утрату вышеуказанного имущества, исключает возможность приобретения выгоды от продажи или сдачи его в аренду, создает угрозу его неправомерного завладения третьими лицами и препятствует правильному и своевременному финансированию мероприятий, направленных на поддержание в надлежащем техническом состоянии гидротехнических сооружений, расположенных на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области.

Неисполнение администрацией Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области предусмотренных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции Российской Федерации, и затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

Также, нарушены и права Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 4 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», к полномочиям Российской Федерации относится обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и реализация государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.

Кроме этого, доводы представителя ответчика о ликвидации (консервации) гидротехнического сооружения, расположенного, также не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку обязанность по содержанию и эксплуатации гидротехнического сооружения, возложенная на собственника, преследует цель не только предотвращение чрезвычайной ситуаций, но и другие цели для которых создавалось и функционирует данный объект недвижимости.

        Вышеуказанный вывод согласуется с информацией, предоставленной Комитетом природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 22 августа 2024 года, согласно которой гидротехническое сооружение пруда «Цимлянский» предназначено для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод, обеспечению пожарной безопасности прилегающих населенных пунктов, являются частью транспортной инфраструктуры сельского поселения, обеспечивает водными ресурсами жителей х. Красный Богданов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что нарушения, выявленные в ходе проверки, существовали в течение длительного периода времени, однако ответчиком не предпринималось необходимых и достаточных мер к их устранению.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства о муниципальной собственности нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, необходимые меры по признанию права муниципальной собственности на спорное сооружение не предпринимает, доказательств обратного суду не представлено, заявление, представленное в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области о консервации и (или) ликвидации ГТС пруда «Цимлянский», оформлено не надлежащим образом, отсутствует информация о техническом состоянии гидротехническое сооружение, использовании гидротехнического сооружения в соответствии с функциональным назначением (или не использовании), объеме финансирования, необходимом для восстановления ГТС, социально-экономических, финансовых и иных последствий ликвидации, отсутствует решение Совета Депутатов сельского поселения, а непринятие органом местного самоуправления указанной меры, препятствует введению указанного объекта в гражданский оборот, а также препятствуют в осуществлении органом местного самоуправления полномочий по его владению и пользованию, в этой связи суд, считает необходимым исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, реализуя требования ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанный срок отвечает требованиям разумности для исполнения решения суда.

             Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Чернышковского района Волгоградской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по принятию мер о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение – удовлетворить.

Возложить на администрацию Ёлкинского сельского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области обязанность по принятию мер о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение: плотина-пруд «Цимлянский» (кадастровый ), расположенное на территории Ёлкинского сельского поселения по адресу: <адрес>, 4 км на юго-запад от <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Чернышковский Чернышковского района Волгоградской области) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 20 сентября 2024 года.

               Судья: подпись                                                                                    П.Р. Подгорнова

Копия верна

Судья                                                                                                     П.Р. Подгорнова

2-573/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Чернышковского района
Ответчики
Администрация Ёлкинского с/п
Другие
Администрация Чернышковского муниципального района Волгоградской области
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
Суд
Суровикинский районный суд Волгоградской области
Судья
Кирста О.А.
Дело на сайте суда
surov.vol.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Подготовка дела (собеседование)
22.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
12.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее