<номер обезличен>
26RS0<номер обезличен>-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2024 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Радионовой Н.А.,
при секретаре Бурдиной А.М.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Тищенко Г. В. к Администрации <адрес обезличен>, КУМИ <адрес обезличен> о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Тищенко Г. В. обратилась в суд с иском к <адрес обезличен>, КУМИ <адрес обезличен> о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указано, что на основании выписки из протокола общего собрания членов СНТ «Зорька» <номер обезличен> от <дата обезличена> истцу был распределен земельный участок <номер обезличен>. С целью приведения в соответствие с действующим законодательством документов на земельный участок, который истцу, как члену товарищества был распределен, <дата обезличена> она обратилась в Администрацию <адрес обезличен> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка <номер обезличен> в СНТ «Зорька».
Письменным уведомлением, подготовленным комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> (комитет) от <дата обезличена> <номер обезличен> истцу было отказано, на том основании, что имеется постановление главы <адрес обезличен> об изъятии спорного земельного участка. Таким образом, постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об изъятии земельных участков и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>» принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька».
Истец указывает, что поскольку постановление главы администрации <адрес обезличен> об изъятии спорного земельного участка издано <дата обезличена>, то к правоотношениям, возникшим в связи с изданием данного постановления, положения Земельного кодекса РФ, введенного в действие Федеральным законом № 137-ФЗ от <дата обезличена>, не применимы.
Истец указывает, что является членом СНТ «Зорька», образованного до вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного товарищества и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
В иске указано, что сведений о том, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте или в отношении него принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, не имеется. Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок был распределен иному члену СНТ «Зорька», также не имеется, следовательно, спор о правах на испрашиваемый земельный участок отсутствует. Земельный участок, выделенный Тищенко Г.В. отвечает всем условиям для передачи в собственность бесплатно.
На основании изложенного, просит суд: 1) Признать за Тищенко Г. В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, садоводческое некоммерческое товарищество «Зорька» участок <номер обезличен>.
В судебное заседание истец Тищенко Г.В., не явилась, надлежащим образом извещена о дате, месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не оповестила.
В судебное заседание представитель истца Тищенко Г.В. – Воропаева Л.С., не явилась, надлежащим образом извещена о дате, месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчиков администрации <адрес обезличен>, КУМИ <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения судебного заседания извещены судом надлежащим образом.
Представители третьих лиц СНТ «Зорька», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Представитель третьего лица администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 ГПК РФ). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания членов СНТ «Зорька» <номер обезличен> от <дата обезличена> Тищенко Г.В. принята в члены СНТ. Из земельного участка площадью 41,5 га, предоставленного СТ «Зорька» в соответствии с постановлением главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена>, Тищенко Г.В. выделен земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 600 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок <номер обезличен> в СТ «Зорька» с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 600 кв.м., поставлен на кадастровый учет <дата обезличена>, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», сведения о владельце земельного участка отсутствуют.
Судом установлено, что <дата обезличена> истец обратилась в администрацию <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 600 кв.м. в садоводческом некоммерческом товариществе «Зорька» (СНТ «Зорька»).
Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> администрация <адрес обезличен> отказала истцу в оказании данной муниципальной услуги.
Из уведомления следует, что согласно выписке из протокола общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества «Зорька» от <дата обезличена> <номер обезличен> за истцом закреплен земельный участок <номер обезличен> площадью 600 кв.м. Однако, постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об изъятии земельных участков и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>» принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в садоводческом товариществе «Зорька», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию <адрес обезличен> для перераспределения. Таким образом, СНТ «Зорька» не вправе распоряжаться земельным участком <номер обезличен> в данном товариществе. Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка <номер обезличен> в СНТ «Зорька» для ведения садоводства в собственность бесплатно, не имеется.
Суд не может согласиться с данным уведомлением по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшем до <дата обезличена>, предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. п. 3, 4 указанной статьи земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от <дата обезличена> № 137-ФЗ установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от <дата обезличена> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В соответствии с п. 4 ст. 28 названного Федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
В силу ст. 21 ФЗ <номер обезличен> от <дата обезличена> «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от <дата обезличена> <номер обезличен>-Ф3) 0бщее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от <дата обезличена> № 137-ФЗ)».
До <дата обезличена> действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.
Пунктом 18 ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от <дата обезличена> № 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
В настоящее время в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от <дата обезличена> № 312-ФЗ) до <дата обезличена> члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения (независимо от даты вступления в его члены).
Кроме того, с <дата обезличена> условиями для бесплатной передачи садоводу земельного участка является его образование из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению и распределение образованных или образуемых земельных участков между членами некоммерческого объединения согласно проекта межевания территории на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Таким образом, действующее до <дата обезличена> и с <дата обезличена> законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> СТ «Зорька» в коллективно-долевую собственность предоставлен земельный участок, площадью 41,5 га, в районе ур. «Мамайка-2».
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, СНТ «Зорька» образовано и зарегистрировано <дата обезличена>, т.е. до вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> утверждены уточненные границы территории СНТ «Зорька», ее площадь составляет 440943 кв.м.
Согласно справке СНТ «Зорька» <номер обезличен> от <дата обезличена> Тищенко Г.В. является членом СНТ «Зорька», ей принадлежат земельный участок <номер обезличен>, взносы выплачены полностью.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, СНТ «Зорька», имеет кадастровый <номер обезличен>, расположен в границах СНТ «Зорька», поставлен на кадастровый учет <дата обезличена>, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», площадь 612+/-9 кв.м, сведения о регистрации прав отсутствуют. Категория земель – земли населенных пунктов.
Согласно плану организации и застройки СНТ «Зорька» земельный участок <номер обезличен> входит в территорию СНТ «Зорька».
Судом также установлено, что ранее земельный участок <номер обезличен> выделялся Токареву М.И., однако Токарев М.И. отказался от земельного участка <номер обезличен>, в связи с чем было вынесено Постановление главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Из постановления главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>» следует, что в связи с добровольным отказом граждан от земельных участков, предоставленных им под садоводство и огородничество в садоводческих товариществах <адрес обезличен>, изъят земельный участок, расположенный в с/т «Зорька», уч. <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., аннулировано ранее выданное свидетельство на землю <номер обезличен>.
Сведения о предоставлении в последующем кому-либо земельного участка <номер обезличен> СНТ «Зорька», не имеется.
Поскольку постановление главы <адрес обезличен> об изъятии и перераспределении земельного участка, издано <дата обезличена>, к правоотношениям, возникшим в связи с изданием данных постановлений положения Земельного кодекса РФ, введенного в действие в соответствии с федеральным законом № 137-ФЗ от <дата обезличена>, не применимы.
До <дата обезличена>, действовали положения Земельного кодекса РСФСР, которые не предусматривали порядок изъятия земельного участка и аннулирования документа о праве собственности земельных участков.
Глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского Кодекса РФ введена в действие со дня принятия и введения в действия Земельного кодекса РФ, т.е. <дата обезличена> данные положения не действовали.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции федерального закона от <дата обезличена>, действовавшей на момент издания постановления главы <адрес обезличен> от <дата обезличена>) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции федерального закона от <дата обезличена>) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ (в редакции федерального закона от <дата обезличена>) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции федерального закона от <дата обезличена>), предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 пункта 3 ст. 9 Федерального закона от <дата обезличена> «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен федеральным законом от <дата обезличена> № 69-ФЗ.
Постановление Правительства РФ <номер обезличен> «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято <дата обезличена>.
Таким образом, на момент издания постановления главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> не действовали положения гражданского или земельного законодательства, устанавливающие порядок изъятия земельных участков в связи с добровольным отказом от данных земельных участков.
Администрация <адрес обезличен> как орган местного самоуправления была вправе в период с 2000 по 2003 гг. осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (безхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.
Однако, администрация <адрес обезличен> не предпринимала никаких действий по выполнению данной процедуры.
Федеральным законом от <дата обезличена> № 141-ФЗ в п.2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно пп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. 1.1 введен Федеральным законом от <дата обезличена> № 141-ФЗ).
Вышеуказанная государственная регистрация прекращения права собственности не осуществлялась.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право муниципальной собственности на земельный участок <номер обезличен> в СТ «Зорька» не возникло.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от <дата обезличена> № 312-ФЗ) до <дата обезличена> члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения (независимо от даты вступления в его члены).
В связи с изложенным, суд принимает во внимание действующие, никем не оспоренные и не отмененные: решением главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена>. <номер обезличен> о закреплении под садовый участок в урочище Мамайка-2 в коллективно-долевую собственность, земельного участка, площадью 41,5 га, подтверждением чего является свидетельство о праве собственности на землю <номер обезличен>, выданное <дата обезличена> первым заместителем администрации <адрес обезличен> Стаценко Н.Ф., подписанное председателем городского комитета по земельной реформе Верещак Л.В.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, СНТ «Зорька» образовано и зарегистрировано <дата обезличена>, т.е. до вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что истец является членом СНТ «Зорька». Задолженности по оплате членских взносов не имеет.
Как следует из схемы организации и застройки СНТ «Зорька», спорный земельный участок <номер обезличен> расположен в границах указанного товарищества, поставлен на кадастровый учет, выделен истцу на основании решения общего собрания СНТ, сведения о предоставлении администрацией <адрес обезличен> кому-либо испрашиваемого земельного участка и регистрации за кем-либо права собственности на него отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что истец является членом СНТ «Зорька», образованного до вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного СНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участки по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в их предоставлении Тищенко Г.В., ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Тищенко Г.В. о признании за ней права собственности на земельный участок <номер обезличен> в СНТ «Зорька» подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тищенко Г. В. (паспорт серии <номер обезличен> <номер обезличен>) к администрации <адрес обезличен> (ИНН <номер обезличен>), комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> (ИНН <номер обезличен>) о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.
Признать за Тищенко Г. В. (паспорт серии <номер обезличен> <номер обезличен>) право собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный в СНТ «Зорька» <адрес обезличен>.
Настоящее решение суда является основанием для регистрации за Тищенко Г. В. (паспорт серии <номер обезличен> <номер обезличен>) права собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный в СНТ «Зорька» <адрес обезличен>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья Н.А. Радионова