Решение по делу № 2-1249/2024 от 09.09.2024

06RS0-76                                                                   Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2024 года                                                                                                      <адрес>

          Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Ярыжева А.Б.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным решения и возложении обязанности по восстановлению размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она является получателем пенсии по старости начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Общий трудовой стаж работы с вредными условиями труда составляет 9 лет 1 месяц и 10 дней. В августе 2020 года при достижении возраста 55 лет и 6 месяцев она подала в Отдел ОПФР РФ по РИ в <адрес> и городе Назрань заявление с приложением соответствующих документов для рассмотрения вопроса о назначении мне полагающейся по закону пенсии по старости, с учетом трудового стажа работы во вредных условиях. Решением Государственного учреждения - ФИО1 Пенсионного ФИО1 Российской Федерации по <адрес> ей была назначена страховая пенсия по старости, которую она получала с момента назначения с ДД.ММ.ГГГГ вплоть до         ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно в размере по 12 623,09 руб. В дальнейшем в результате ежегодных индексаций первоначально установленный размер пенсии по старости повышался и с ДД.ММ.ГГГГ составил ежемесячно по 15 079,65 руб. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> без объяснения причины прекратил ей оплату пенсии вплоть по ДД.ММ.ГГГГ. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, пенсионным отделом оплата пенсии вновь была возобновлена, при этом ежемесячный размер с 15079,65 руб. был уменьшен до 12582,86 руб. Размер ежемесячно оплачиваемой пенсии был уменьшен пенсионным отделом без объяснения причины также начиная с ДД.ММ.ГГГГ который по настоящее время составляет 10821,18 руб. При возобновлении оплаты пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ пенсионным отделом не было разъяснено, что неоплаченная сумма задолженности после окончания проверки в полном объеме и возвращения ее выплатного дела из ОСФР по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет выплачена в прежнем размере. Однако по настоящее время задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не была оплачена, в связи с чем в июле 2024 года она обратилась в пенсионный отдел по вопросу оплаты задолженности пенсии за указанный период и доплаты разницы между прежним размером пенсии 15079,65 руб. и ежемесячными размерами пенсии, фактически оплаченными за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. На ее обращение ОСФР по РИ сообщило, что вопросы пенсионного обеспечения граждан Республики Ингушетия переданы в ведение ОСФР по <адрес>, которым принято решение о прекращении оплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возобновлении оплаты пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в уменьшенном размере и выдало из выплатного дела копию уведомления ОСФР по <адрес> от                  ДД.ММ.ГГГГ за исх. , из которого следует, что ОСФР по <адрес>, при проверке выплатного дела выявлен факт излишне выплаченных ей сумм страховой пенсии по старости, в результате чего образовалась переплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму в размере 48 764 руб. 36 коп. Переплата образовалась в связи с тем, что при назначении пенсии заявительницей не были представлены справки, подтверждающие специальный стаж работы до даты регистрации в системе обязательного страхования, требуемые для досрочного установления пенсии по старости».

Истец просит суд признать незаконным решение ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о прекращении выплаты страховой пенсии ФИО2 незаконным, обязать ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возобновить ФИО2, 1965 года рождения выплату страховой пенсии в прежнем размере с даты ее прекращения, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возобновить выплату страховой пенсии в прежнем размере за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время за вычетом фактически ежемесячно оплаченных сумм пенсии за этот период, взыскать с ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., обратить решение суда в части выплаты пенсии к немедленному исполнению.

Истец ФИО2 участия в судебном заседании не приняла, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании ФИО1 истца ФИО4 уточнила исковые требования и просила признать незаконным решение ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о снижении ФИО2 размера страховой пенсии, обязать ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> выплатить ФИО2, 1965 года рождения, размер страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возобновить ФИО2, 1965 года рождения, выплату страховой пенсии в прежнем размере с ДД.ММ.ГГГГ за вычетом фактически ежемесячно оплаченных сумм.

ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> участия в судебном заседании не принял, направив в адрес суда возражения на иск, где просит в удовлетворении исковых требований отказать. Также просил о рассмотрении иска без участия их ФИО1.

ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> участия в судебном заседании не принял.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии, или выплаты в связи с отсутствием права на них, производится с 1- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно.

Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с жалобой гражданина ФИО5» (далее по тексту - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                  -П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.

В рамках этих правоотношений, в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1-П).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан»).

Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии.

При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим, при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки, в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -КГ22-11-К7. Тем самым, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6, 1961 года рождения, и ФИО7, 1965 года рождения, заключен брак, о чем составлена актовая запись о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака ФИО7 присвоена фамилия – ФИО9.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Государственного учреждения - ФИО1 Пенсионного ФИО1 Российской Федерации по <адрес> ФИО2 была назначена страховая пенсия по старости, которую она получала с момента назначения с ДД.ММ.ГГГГ вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно в размере по 12 623,09 руб. Общий трудовой стаж работы с вредными условиями труда составляет 9 лет 1 месяц и 10 дней.

В результате ежегодных индексаций первоначально установленный размер пенсии по старости повышался и с ДД.ММ.ГГГГ составил ежемесячно 15 079,65 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> прекратил истцу оплату пенсии вплоть по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ, пенсионным отделом оплата пенсии вновь была возобновлена, при этом ежемесячный размер был уменьшен до 12582,86 руб. Задолженность по пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не оплачена.

Из уведомления ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , следует, что при проверке выплатного дела выявлен факт излишне выплаченных ФИО2 сумм страховой пенсии по старости, в результате чего образовалась переплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму в размере 48 764 руб. 36 коп. Переплата образовалась в связи с тем, что при назначении пенсии ФИО2 не были представлены справки, подтверждающие специальный стаж работы до даты регистрации в системе обязательного страхования, требуемые для досрочного установления пенсии по старости». Было принято решение о прекращении оплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возобновлении оплаты пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в уменьшенном размере.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный ФИО1 Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от ДД.ММ.ГГГГ ).

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пунктам 10, 11 Правил от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от                 ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями, или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями, или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства доказательства, опровергающие вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что ответчиком не представлены сведения о том, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами направлялись запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии.

Вместе с тем, при документальном подтверждении, в том числе записями в трудовой книжке о занятости на работах, предусмотренных соответствующим Списком, а также справках о характере работы, справках о заработке и других, при установлении совокупности условий для назначения досрочной пенсии, у Ответчика не имелось оснований к прекращению выплаты пенсии, поскольку никаких противоречий указанные документы не содержат, никаких подчисток, либо - исправлений, вызывающих сомнение в подлинности, достоверности сведений, в них также не имеется.

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности, как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения, и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого, правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину, как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий пункт 2, абзац четвертый пункт 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Исходя из изложенного, выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.

Между тем, статья 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», рассматриваемая во взаимосвязи с закрепляющей презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений нормой пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предполагает возложения на гражданина бремени негативных последствий, связанных с ошибками, допущенными три назначении государственным органом ему пенсии.

Таким образом, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем полагает требования истца о признании незаконным решения и возложении обязанности по восстановлению размера пенсии обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая заявленные истцом требования о взыскании с ответчика                      компенсации морального вреда, суд отмечает, что в силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Поскольку истцом не представлено доказательств причинения морального вреда действиями либо бездействием ответчика требования истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, суд считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Рассматривая ходатайство истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд учитывает, что необоснованное снижение выплаты истцам пенсии фактически лишило их средств к существованию, в связи с чем полагает необходимым обратить решение суда в части возобновления выплаты пенсии к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 к ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения и возложении обязанности по восстановлению размера пенсии удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о снижении ФИО2 размера страховой пенсии.

           Обязать ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> выплатить ФИО2, 1965 года рождения, размер страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и ФИО1 пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возобновить ФИО2, 1965 года рождения, выплату страховой пенсии в прежнем размере с                               ДД.ММ.ГГГГ за вычетом фактически ежемесячно оплаченных сумм.

Решение суда в части выплаты ФИО2, 1965 года рождения, страховой пенсии, обратить к немедленному исполнению.

В остальной части требований отказать.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Назрановский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца.

          Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

       Копия верна:

            Судья                                                                                 А.Б. Ярыжев

2-1249/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Хашагульгова Фатимат Беслановна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Суд
Назрановский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Ярыжев Алик Багаудинович
Дело на странице суда
nazran.ing.sudrf.ru
09.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2024Передача материалов судье
13.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2024Подготовка дела (собеседование)
07.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2024Судебное заседание
03.12.2024Судебное заседание
09.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2025Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.01.2025Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.02.2025Судебное заседание
03.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее