П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Черемхово 29 января 2018 года
Судья Черемховского городского суда Иркутской области Афанасьев С.В., с участием защитника – адвоката Самойлова Р.С., представившего удостоверение № и ордер №, потерпевшей П.И.Г.., при открытом судебном разбирательстве, в порядке, предусмотренном ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Понамарева Ю.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, женатого, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющего, <данные изъяты> зуборезчиком, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Понамарева Ю.А. участковым уполномоченным полиции МО МВД РФ «Черемховский» У.А.А. был составлен протокол АД № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном протоколе отражено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут в <адрес>, Понамарев Ю.А. причинил телесные повреждения гр. П.И.Г., которые судебно-медицинской оценке не подлежат, а именно нанес побои, причинив физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Черемховский городской суд Иркутской области.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, лицо, привлеченное к административно ответственности, Понамарев Ю.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием защитника – адвоката Самойлова Р.С.
Ранее в судебном заседании, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Понамарев Ю.А. не согласился с протоколом об административном правонарушении, пояснил, что вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не признает, побоев П.И.Г. не причинял. П.И.Г. его оговаривает. Деревянной палкой ударов П.И.Г. не наносил.
Потерпевшая П.И.Г. в судебном заседании суду пояснила, что Понамарев Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ в ходе конфликта на <адрес>, нанес ей удар деревянной палкой в область живота, от полученного удара она испытывала физическую боль. От удара у неё была ссадина, которую зафиксировали работники скорой помощи Свирской больницы. Понамарев находился в состоянии алкогольного опьянения и был агрессивно настроен.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом.
На основании ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Данные правила, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов (постановление Конституционного суда РФ от 20 апреля 2006 года № 4-П; определения Конституционного суда РФ от 16 января 2001 года № 1-О, от 10 октября 2013 года № 1485-О, от 21 ноября 2013 года № 1903-О).
Положения ст. 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Приведенные положения ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящиеся к принципам административно-деликтного регулирования, по существу, воспроизводят предписания статьи 54 Конституции Российской Федерации, конкретизируя их применительно к сфере административных правонарушений. В Российской Федерации как правовом демократическом государстве привлечение виновного лица к административной или уголовной ответственности, которые являются разновидностями публично-правовой ответственности, осуществляется на основании закона, действовавшего на момент совершения им противоправного общественно опасного деяния, при этом в случае усиления общественной опасности совершенного деяния и соответствующего изменения правового регулирования не допускается распространение на лицо, привлекаемое к такой ответственности, закона, ухудшающего его положение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 1485-О и от 21 ноября 2013 года № 1903-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года № 20-П).
Статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Данная статья введена в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», который вступил в силу 15 июля 2016 года.
Совершение описанных выше противоправных действий вменено Понамареву Ю.А. 28 мая 2016 года, то есть до введения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 6.1.1, устанавливающей административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ.
По состоянию на 28 мая 2016 года описанное выше деяние административным правонарушением не признавалось, что, вопреки требованиям ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без должного внимания должностным лицом, возбудившим производство по делу.
С учетом приведенных норм привлечение лица к административной ответственности за совершение деяния, которое в момент его совершения не признавалось административным правонарушением и не влекло наступление административной ответственности, недопустимо.
Таким образом, поскольку по состоянию на 28 мая 2016 года вмененное Понамареву Ю.А. деяние административным правонарушением не признавалось, его действия не могут быть квалифицированы по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно п.1 ч.1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Понамарева Ю.А. подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Понамарева Ю.А. прекратить на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Копию постановления не позднее трех дней с момента его вынесения направить для сведения в МО МВД России «Черемховский».
Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вручения или получения копии постановления в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд Иркутской области.
Судья С.В. Афанасьев