Дело № 2-1502/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 7 апреля 2015 года
Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Сапожникова А.Ю.,
при секретаре Будиной Е. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО "(Данные деперсонифицированы)", МО "(Данные деперсонифицированы)" о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование своих требований указал, что в связи с трудовыми отношениями в 1989 году государственное предприятие «(Данные деперсонифицированы)» предоставило его семье из трех человек по ордеру жилое помещение - комнату {Номер} в общежитии по адресу: г.Киров, {Адрес} по совместному решению профкома, администрации и комитета комсомола Кировского ФИО2 завода от {Дата} «О предоставлении комнат в новом семейном общежитии по {Адрес}», где они проживают по настоящее время. Занимаемое жилое помещение является частью многоквартирного жилого дома, имеющего статус общежития, принадлежащего до настоящего времени на праве собственности ООО «(Данные деперсонифицированы)». Здание было построено в 1988 году и находилось в ведении Кировского ордена Трудового ФИО2 завода. На основании плана приватизации Кировского ФИО2 завода (утвержден решением Комитета по ФИО3 имуществом Кировской области от {Дата} № 835) указанное общежитие было включено в уставный капитал АО «(Данные деперсонифицированы)», правопреемником которого является ОАО ШК «(Данные деперсонифицированы)». По договору {Номер} от {Дата} ОАО «(Данные деперсонифицированы)» передало здание общежития в собственность ООО ФИК «(Данные деперсонифицированы)». Впоследствии на основании договора от {Дата} ООО ФИК «(Данные деперсонифицированы)» передало здание ООО «(Данные деперсонифицированы)». Абзацем 2 пункта 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 было установлено, что стоимость объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых предусмотрены ограничения или установлен особый режим приватизации, не включается в уставный капитал. В силу пункта 10 Указа Президента № 8 от 10.01.1993 г. "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначении приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не может быть включен жилищный фонд, находящийся в ведении этих предприятий, в том числе и общежития. Согласно статье 1 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном ФИО3 учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное ФИО3 правопреемников этих предприятий, либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Таким образом, сделка приватизации в части включения спорного объекта недвижимости в уставный капитал ОАО «(Данные деперсонифицированы)», является ничтожной, так как противоречит действовавшему на момент ее совершения законодательству. В связи с тем, что ОАО «(Данные деперсонифицированы)» приобрело объект недвижимости - здание общежития по адресу: г. Киров, {Адрес} на основании ничтожной сделки приватизации, оно не могло отчуждать его кому бы то ни было, так как согласно ст. 209 ГК РФ исключительно собственнику принадлежит право распоряжения принадлежащим ему имуществом. Сделки, совершенные ООО ФИК «(Данные деперсонифицированы)» и ООО «(Данные деперсонифицированы)» по передаче здания общежития являются ничтожными, как не соответствующие положениям статьи 209 ГК РФ. ФИО1 с семьей вселился в жилое помещение в общежитии в период нахождения зданий общежитий в государственной собственности и в хозяйственном ведении государственного предприятия, жилищные правоотношения являются длящимися, продолжающимися, а действиями ответчиков нарушаются права истца по владению, пользованию и распоряжению жилым помещением.
Истец просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на на изолированное жилое помещение – комнату (Данные деперсонифицированы) жилой площадью (Данные деперсонифицированы).м., расположенную на восьмом этаже здания общежития по адресу: г.Киров, {Адрес} под номером (Данные деперсонифицированы) по поэтажному плану технического паспорта.
В судебном заседании истец ФИО1 и его ФИО3 ФИО7 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме. Просили признать право собственности за ФИО1 на вышеуказанную комнату в порядке приватизации.
ФИО3 ответчика ООО «(Данные деперсонифицированы)» по доверенности ФИО4 в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление. Возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений пояснил, что действующая на момент приватизации редакция ст.18 ФЗ№ 1541-1 допускала включение в уставный капитал государственного предприятия принадлежащего ему жилищного фонда, общежитие по {Адрес}.Кирова было приватизировано совместно с остальным имуществом ГП "КШЗ" на законных основаниях. Вместе с тем Постановление Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. №8 не является актом гражданского законодательства и не может подменять собой закон.
ФИО3 ответчика - администрации МО «(Данные деперсонифицированы)» по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, заявление о рассмотрении в свое отсутствие. В отзыве указала, что при установлении и подтверждении судом всех изложенных в исковой заявлении обстоятельств иск ФИО1 может быть удовлетворен.
ФИО3 третьих лиц Департамента государственной собственности Кировской области, Территориального агентства по ФИО3 федеральным имуществом Кировской области, Территориального ФИО3 по Первомайскому району администрации г.Кирова, ФИО8, ФИО9, в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, причина неявки не известна.
ФИО3 ОАО "КШЗ" (Pirelli) в судебном заседании участия не принимал, своевременно извещался о месте и времени судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв из которого следует, что ОАО "(Данные деперсонифицированы)" образован {Дата} и правопреемником ОАО "ШК (Данные деперсонифицированы)" не является.
ФИО3 по Кировской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании участия не принимала, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч.2,3 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст.1 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.1991 г. № 1531-1 (в ред. Законов РФ от 05.06.92 N 2930-1) приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1 с последующими изменениями и дополнениями – приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст.2 названного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статья 18 указанного закона предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное ФИО3 правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 было утверждено Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.
Абзацем 2 п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 установлено, что стоимость объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых предусмотрены ограничения или установлен особый режим приватизации, не включается в уставный капитал акционерного общества.
В силу п.1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не может быть включен жилищный фонд, находящийся в ведении этих предприятий, в т.ч. и общежития.
Анализируя положения указанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что передача зданий общежитий государственных предприятий в уставный капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ не допускалась.
Статьей 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Вместе с тем, в соответствии со ст.7 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 4 данного Закона в данном случае применению не подлежит. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В судебном заседании установлено, что здание по адресу: г. Киров, {Адрес}, решением исполнительного комитета {Адрес} совета народных депутатов {Номер} от {Дата} как общежитие {Номер} Кировского шинного завода по {Адрес} {Номер} признано семейным общежитием.
Согласно выписке из плана приватизации ГП «Кировского шинного завода», утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Кировской области {Номер} от {Дата} г., общежитие, расположенное по адресу: г. Киров, {Адрес}, было включено в уставный капитал ОАО «(Данные деперсонифицированы)», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним {Дата} сделана запись № (Данные деперсонифицированы)
Договором {Номер} от {Дата} ОАО «(Данные деперсонифицированы)» передал в собственность ООО ФИК «(Данные деперсонифицированы)» общежитие, расположенное по адресу: г. Киров, {Адрес}, на основании договора от {Дата} г., заключенного между ООО ФИК «(Данные деперсонифицированы)» и ООО «(Данные деперсонифицированы)», и соответствующего акта приема-передачи от {Дата} здание указанного общежития перешло к последнему.
На основании соглашения о разделе имущества от {Дата} право собственности на помещение общежития, площадью (Данные деперсонифицированы) кв.м. зарегистрировано за ООО «(Данные деперсонифицированы)», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним {Дата}. сделана запись № (Данные деперсонифицированы)
В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Исходя из смысла указанной нормы, а так же в связи с тем, что в результате действий государственного органа создано новое юридическое лицо, которое приобрело право собственности на переданное ему имущество, суд приходит к выводу о том, что приватизация ГП (Данные деперсонифицированы) является сделкой.
Таким образом, сделка приватизации в части передачи спорного объекта недвижимости в уставный капитал ОАО «(Данные деперсонифицированы)» является ничтожной, поскольку противоречит действовавшему на момент ее совершения законодательству.
В силу п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В связи с тем, что ОАО «(Данные деперсонифицированы)» приобрело объект недвижимости – здание общежития по адресу: г.Киров, {Адрес} на основании ничтожной сделки приватизации, оно не могло отчуждать его кому бы то ни было, так как исключительно собственнику принадлежит право распоряжения принадлежащим ему имуществом (ст.209 ГК РФ).
Сделки, совершенные ООО ФИК «Вятский фондовый дом – 2» и ООО «(Данные деперсонифицированы)» по передаче здания общежития являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ, как не соответствующие положениям ст.209 ГК РФ.
Таким образом, сделка приватизации находящегося в федеральной собственности жилого здания, а так же последующие сделки по его отчуждению являются недействительными в силу ничтожности.
Судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании, что в 1989 г. государственным предприятием «(Данные деперсонифицированы)»ФИО8 предоставлена комната общежития по адресу: г.Киров, {Адрес}.
ФИО8 и ФИО9 дали нотариально заведенное согласие на приватизацию жилого помещения, состоящего из одной комнаты {Номер} на восьмом этаже по адресу6 г.Киров, {Адрес} (общ), но участвовать в приватизации отказались (л.д.16).
Суду представлена справка Кировского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в соответствии с которой ФИО1 приватизированной квартиры не имеет и право на приватизацию в г.Кирове не использовал (л.д.17).
Кроме того, в материалах гражданского дела имеется сообщение ФИО3 по Кировской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от {Дата} года, согласно которым в ЕГРП права ФИО1 не зарегистрированы.
При таких обстоятельствах, на основании изложенных выше положений закона суд находит, что ФИО1 имеет право приобрести спорную жилую комнату в собственность в порядке приватизации.
Как следует из технического паспорта помещения общежития по {Адрес} - комната с инвентаризационным номером 47 (что соответствует фактическому номеру 812), является изолированным жилым помещением, площадь комнаты составляет – 13,0 кв. м.
Учитывая изложенное, требования ФИО1 к ООО «(Данные деперсонифицированы)» и МО "(Данные деперсонифицированы)" подлежат удовлетворению.
Поскольку в настоящее время кадастровый паспорт на комнату отсутствует, решение является основанием для постановки указанного помещения на кадастровый учет.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 в порядке приватизации право собственности на изолированное жилое помещение – комнату 812 жилой площадью 13,0 кв.м., расположенную на восьмом этаже здания общежития по адресу: г.Киров, {Адрес} под номером 47 согласно поэтажному плану технического паспорта по состоянию на {Дата} г.
Решение является основанием для постановки указанного помещения на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Срок обжалования решения с 13.04.2015 г.
Председательствующий судья А.Ю.Сапожников