Дело № 2 – 361/2024
УИД 42RS0030-01-2024-000667-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Яшкино 26 июня 2024 года
Яшкинский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего Безбородовой И.В.,
при секретаре Киприяновой Т.В
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Яшкинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Саломатовская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Яшкинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Саломатовская ООШ» с иском о понуждении к совершению действий, мотивируя свое обращение следующим.
Прокуратурой Яшкинского района в ходе осуществления надзора с исполнением требований федерального законодательства установлено, что в 2022 году должностными лицами ОН ДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу (далее по тексту г ОНДПР) проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в части соответствия установленным требованиям муниципального бюджетного образовательного учреждения «Саломатовская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» (далее по тексту - МБОУ «Саломатовская ООШ»). Установлено, что «Саломатовская ООШ» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования. Согласно материалам проверки, в нарушение требований п. 3 ч. 1 ст.83 Федерального закона № 123-ФЗ, пп. «б» п. 17 Правил № 1479 в МБОУ «Саломатовская ООШ» система автоматической пожарной сигнализации в здании школы смонтирована не в соответствии с проектной документацией. Кроме того, в нарушение требований пп. «б» п. 17 Правил № 1479 не проведено эксплуатационное испытание наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения актового зала со 2-го этажа здания, которое должно проводиться не реже 1 раза в 5 лет. До настоящего времени указанные нарушения не устранены, что является нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, нарушением прав несовершеннолетних обучающихся и работников на безопасные условия обучения при проведении учебного процесса. 21.01.2022 ОНДПР по результатам проведенного планового контрольного (надзорного) мероприятия руководителю МБОУ «Саломатовская ООШ» выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности сроком до 30.09.2022. Среди нарушений, подлежащих устранению, указано, что отсутствует техническая документация на автоматическую пожарную сигнализацию (далее по тексту — АПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей (далее по тексту - СОУЭ), а также не организовано проведение эксплуатационного испытания наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания, которое должно проводиться не реже 1 раза в 5 лет (п.п. 4,6,11 Предписания от 21.01.2022). В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее по тексту - Постановление № 336), срок исполнения предписания продлен на 90 суток до 31.12.2022. По ходатайству руководителя образовательного учреждении в связи с отсутствием финансирования на основании п. 8 Постановления №336 срок исполнения предписания продлевался до 01.01.2024. В ходе внепланового инспекционного визита 23.04.2024 установлено, что нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в части обеспечения монтажа системы АПС и СОУЭ в соответствии с проектной документацией и организации проведения эксплуатационного испытания наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей помещения актового зала со 2-го этажа здания, на момент инспекционного визита не устранены, о чем 23.04.2024 составлен соответствующий акт.
Само по себе отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений не может служить основанием для освобождения образовательной организации от исполнения обязательных требований, поскольку соблюдение законодательства в области обеспечения безопасных условий обучения воспитания несовершеннолетних не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства. Устранение выявленных нарушений необходимо для обеспечения безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, численность которых невозможно определить заранее ввиду того, что численность обучающихся в образовательной организации постоянно изменяется.
Вместе с тем, прокурор располагает полномочиями на обращение с данными требованиями в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате непринятия ответчиками соответствующих мер в образовательной организации могут быть нарушены права обучающихся образовательной организации. Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ОНДПР г. Тайга и Яшкинского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу данный контрольный орган полномочиями по обращению в суд с требованием о понуждении к устранению выявленных нарушения требований пожарной безопасности не наделен.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Просит: 1. Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Саломатовская основная
общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности; 2. Обязать МБОУ «Саломатовская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» в срок до 01.09.2025 принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:
смонтировать систему автоматической пожарной сигнализации в соответствии с проектной документацией;
организовать проведение эксплуатационного испытания наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения актового зала со 2-го этажа здания не реже 1 раза в 5 лет.
Законный представитель ответчика директор МБОУ «Саломатовская ООШ» Жилюк М.О. в судебное заседание не явилась, уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представила заявление о признании исковых требований истца в полном объеме и просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела надзорной деятельности и профилактической г. Тайга и Яшкинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, в судебное заседание не явились, уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Яшкинского района Хнуева С.А. в судебном заседании не возражала в принятии судом признание иска представителем ответчика.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучав работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту -Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также о, следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочия по финансированию муниципальных учреждений.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены в том числе устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной! охраны о месте его возникновения.
В соответствии с пп. «б» п. 17 Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила № 1479) руководители организаций организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и соблюдение требований законодательства об образовании, является обязанностью образовательных организаций.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от возникновения пожара.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований не принять признание иска представителем ответчика, так как данное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Часть 4 статьи 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора Яшкинского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Саломатовская ООШ» о понуждении к совершению действий.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
Иск прокурора Яшкинского района Кемеровской области-Кузбасса подан в интересах неопределенного круга физических лиц, которые при подаче иска неимущественного характера оплачивали бы государственную пошлину в размере 300 рублей, если бы не были освобождены от ее уплаты в силу закона. В связи с этим, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика – МБОУ «Саломатовская ООШ Яшкинского муниципального округа», не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию именно эта сумма в качестве государственной пошлины.
На основании ст. ст. 39,173, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Саломатовская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального района» в лице директора Жилюк Марины Олеговны.
1. Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Саломатовская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности;
2. Обязать МБОУ «Саломатовская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» в срок до 01.09.2025 принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- смонтировать систему автоматической пожарной сигнализации в соответствии с проектной документацией;
- организовать проведение эксплуатационного испытания наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из помещения актового зала со 2-го этажа здания не реже 1 раза в 5 лет.
Взыскать с МБОУ «Саломатовская основная общеобразовательная школа Яшкинского муниципального округа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись И.В. Безбородова
Копия верна судья-