Дело № 2-587/2021
43RS0001-01-2020-009421-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 02 февраля 2021 года
Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:
судьи Волкоморовой Е.А.,
с участием представителя ответчика Кочкина А.Е.,
при секретаре Скрябиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой С. В. к КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова», Министерству финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Казакова С.В. обратилась в суд с иском к КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова», Министерству финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации. В обоснование иска указав, что в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} работала в КОБУЗ «Юрьянская районная больница» в должности фельдшера. С {Дата изъята} и по настоящее время работает в КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» в Юрьянском отделении скорой медицинской помощи (п. Мурыгино) в должности фельдшера скорой медицинской помощи. С {Дата изъята} зарегистрирована и проживает по адресу: {Адрес изъят}. и до {Дата изъята} пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением как проживающий и работающий в сельской местности медицинский работник. Однако, с {Дата изъята} обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на те органы, в чьем ведении находятся учреждении здравоохранения. За период с {Дата изъята} по {Дата изъята} за коммунальные услуги уплачено 129 066,47 руб., из которых: 101 759,27 руб. за отопление, 27 307,20 руб. за электроэнергию. Истцу была выплачена компенсация за этот же период в размере 22 608 руб. Таким образом, с учетом выплаченной денежной суммы, истцу полагается компенсация в размере 106 458,47 руб. Истец просит обязать КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» обеспечить выплату расходов на оплату коммунальных услуг (отопление, электроэнергия) за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} включительно в размере 106 458,47 руб., взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны в свою пользу фактически понесенные расходы на оплату коммунальных услуг (отопление, электроэнергия) за период с июня 2017 г. по май 2020 г. включительно в размере 106 458,47 руб.
В судебное заседание истец Казакова С.В. не явилась, извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Кировской области не явился, извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в сое отсутствие. Согласно представленным возражениям исковые требования не признает. Получение работником мер социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с {Дата изъята} не означает, что работник имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до {Дата изъята} Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем размере после {Дата изъята} сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до {Дата изъята}, т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами. Данные факты должны подтверждаться допустимыми доказательствами, однако таких документов истцом не представлено. На субъект РФ - Кировскую область в лице министерства финансов Кировской области не может быть возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячная 100% компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Следовательно, данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались льготами до {Дата изъята} за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» Кочкин А.Е. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенных в письменных возражениях. Просит в иске отказать.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55, ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 г. согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2014 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федераций; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии со ст. 4 Закона размер частичной компенсации увеличивается и утверждается Правительством области.
Размер частичной компенсации в Кировской области в спорный период составлял 628 руб. в месяц.
В преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу ч. 1 ст. 153 указанного Федерального закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия, при которых вновь устанавливаемые размеры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на {Дата изъята}.
В период с {Дата изъята} по {Дата изъята} истец Казакова С.В. работала в КОГБУЗ «Юрьянская РБ» в должности фельдшера.
В соответствии со справкой администрации МО «Гирсовское сельское поселение» Юрьянского района Кировской области {Номер изъят} от {Дата изъята} истец с {Дата изъята} по настоящее время зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: {Адрес изъят} относится к территориям сельской местности в границах муниципального образования Гирсовское сельское поселение Юрьянского района Кировской области.
С {Дата изъята} и по настоящее время Казакова С.В. работает в КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» в Юрьянском отделении скорой медицинской помощи (п. Мурыгино) в должности фельдшера скорой медицинской помощи, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой Учреждения {Номер изъят} от {Дата изъята}.
В соответствии с Уставом КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» (утв. распоряжением министерства здравоохранения Кировской области от 24.12.2015 г. № 1185) учредителем и собственником имущества Учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет министерство здравоохранения Кировской области. Учреждение подведомственно Учредителю, осуществляющему бюджетные полномочия главного администратора доходов и распорядителя средств областного бюджета (п. 1.5). Функции и полномочия собственника имущества Учреждения выполняет орган по управлению государственной собственностью Кировской области (п. 1.6).
С учетом внесенных {Дата изъята} изменений в Устав КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова», в структуру Учреждения входит, в том числе, Юрьянское отделение скорой медицинской помощи (пгт. Мурыгино).
Истцом за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} за коммунальные услуги оплачен 129 066,47 руб., из которых: 101 759,27 руб. за отопление, 27 307,20 руб. - электроэнергию, что подтверждено представленными платёжными документами.
Согласно справкам {Номер изъят}, выданных {Дата изъята} КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» истец получала частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной выплаты 628 руб. за периоды с {Дата изъята} по {Дата изъята}., с {Дата изъята} по {Дата изъята}., с {Дата изъята} по {Дата изъята}., с {Дата изъята} по {Дата изъята}
В соответствии со справкой КОГКУ «МУЗСН в Юрьянском районе» {Номер изъят} от {Дата изъята} Казакова С.В. на учете в Управлении социальной защиты не состоит, мерами социальной поддержки не пользуется, компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} не получала.
С учетом полученной истцом частичной компенсации, разница между уплаченными коммунальными услугами и полученной компенсацией составила 106 458,47 руб.
Как следует из справки КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» от {Дата изъята} истец по состоянию на {Дата изъята} пользовалась льготами по коммунальным услугам в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности. Документы, подтверждающие предоставление Казаковой С.В. льгот до {Дата изъята}, уничтожены в связи с истекшими сроками хранения.
Отсутствие таковых документов в следствии истечении срока их хранения, не может являться основанием для отклонения заявленных требований, поскольку отсутствие документов в данном случае не может ограничивать право истца на меры социальной поддержки, гарантированных государством.
Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается факт получения Казаковой С.В. до {Дата изъята} мер социальной поддержки, в связи с чем, доводы представителя Министерства финансов Кировской области об отсутствии доказательств, свидетельствующих о получении льгот, подлежат отклонению как несостоятельные.
Кроме того, доводы представителя ответчика Министерства финансов Кировской области о том, что меры социальной поддержки медицинским работникам должны осуществляться из средств федерального бюджета, в связи с передачей государственных полномочий на уровень субъекта РФ, судом приняты быть не могут, поскольку данные государственные полномочия переданы на уровень субъекта РФ.
Как следует из постановления Конституционного суда РФ от 17.06.2004 г. № 12-П по делу о проверке конституционности положений ст.ст.155, 156, 283 Бюджетного кодекса РФ бюджет субъекта РФ и местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных норм права, с учетом положений Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения субъекта РФ, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из бюджетов субъекта РФ, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает истец, находится в ведении Кировской области, расходы по оплате за отопление, освещение жилого помещения подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта РФ - Кировская область.
Таким образом, фактически понесенные расходы истца на отопление и освещение жилого помещения за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} в общей сумме 106 458,47 руб. подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области.
Правовых оснований для возложения на КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» обязанности по обеспечении выплаты расходов на оплату коммунальных услуг в размере 106 458,47 руб. не установлено, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ {░░░░ ░░░░░░} ░░ {░░░░ ░░░░░░} ░ ░░░░░░░ 109 458, 47 ░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.