Решение по делу № 2-1833/2023 от 07.08.2023

Дело №2-1833/2023                                  УИД 13RS0025-01-2023-002164-23

Решение

именем Российской Федерации

г.Саранск                                    6 декабря 2023 г.

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи – Гордеевой И.А., при секретаре судебного заседания – Вишняковой А.В.,

с участием в деле:

истца – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Пешехонова Н.Н., действующего на основании доверенности от 7 июля 2023 года, сроком на один год,

ответчика – Шумкина П.П.,

представителя ответчика Видяевой Н.А., действующей на основании доверенности 13 АА 1203267 от 23 августа 2023 г.,

старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия – Лапшиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Шумкину Петру Петровичу об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости,

установил:

Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с вышеуказанным иском к Шумкину П.П.

В обоснование исковых требований указано, что Шумкин П.П. является собственником жилого помещения с кадастровым номером <..> общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, а также ему принадлежит доля в праве общей собственности на земельный участок под многоквартирным домом с кадастровым номером <..> общей площадью 4308,46 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда №2 от 21 февраля 2018 г., постановлением администрации городского округа Саранск №753 от 28 марта 2018 г. вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилого помещения было направлено уведомление с требованием о сносе жилого дома в разумный срок, однако работы по сносу аварийного дома ответчиком и иными собственниками помещений аварийного дома не проводились. 2 сентября 2022 г. администрацией городского округа Саранск принято постановление об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, копия которого была направлена правообладателям изымаемой недвижимости. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости изымаемой недвижимости от 9 ноября 2022 г. размер возмещения за изъятие составляет 524 200 рублей. Направленный 29 декабря 2022 г. в адрес ответчиков проект соглашения об изъятии до настоящего времени не подписан, необходимые документы не представлены.

Истец просит прекратить право собственности Шумкина П.П. на указанное жилое помещение, а также право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, посредством изъятия в пользу муниципального образования городского округа Саранск после уплаты размера возмещения в сумме 524 200 рублей (л.д.1-4 том 1).

В судебном заседании представитель истца – Администрации городского округа Саранск Пешехонов Н.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Видяева Н.А. в судебном заседании не оспаривая право истца на изъятие объектов недвижимости, выразила несогласие с выкупной стоимостью, предложенной истцом. Считает, что отчет об оценке №114/11/2022-Н/69 от 9 ноября 2022 г. не соответствует требованиям Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в отчете не содержится оценки всех убытков, подлежащих включению в выкупную стоимость изымаемого имущества и имущественных прав, кроме того, итоговая величина стоимости спорного объекта, указанная в отчете является недействительной, поскольку отчет сделан в 2022 г.

В судебное заседание ответчик Шумкин П.П. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, представил в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая, что согласно статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, суд на основании статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лапшиной О.Г., полагавшей исковые требования администрации городского округа Саранск подлежащими удовлетворению с установлением выкупной цены изымаемого жилого помещения согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 3 ноября 2023 г., оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Как следует из материалов дела, Шумкин П.П. является собственником жилого помещения, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.5-6 том 1).

Заключением межведомственной комиссии от 21 февраля 2018 года №2, постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 года №753, с учетом внесенных изменений на основании постановления администрации городского округа Саранск от 11 января 2019 года №9, жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом - аварийным и подлежащим сносу; постановлено отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 года по 2021 год (л.д.7,8, 110-112 том 1).

17 января 2019 года в адрес ответчика было направлено уведомление с требованием о сносе жилого дома в разумный срок. Также ответчик был уведомлен о том, что в случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, которое получено ответчиком 22 января 2019 года (л.д.9-11 том 1).

Работы по сносу аварийного дома ответчиком и иными собственниками помещений аварийного дома не проводились.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 2 сентября 2022 года №1249 принято решение об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес> для муниципальных нужд городского округа Саранск. Согласно перечню подлежащих изъятию объектов недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <..>, подлежит изъятию (л.д.12-14 том 1).

3 января 2023 г. ответчиком получен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемых объектов недвижимости возмещение в размере 524 200 рублей. Размер возмещения определен на основании отчета ООО «НОКС-Оценка» от 9 ноября 2022 года (л.д.20-45 том 1).

Согласно части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2012 г., утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 г. и Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., в случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Многоквартирный жилой дом, в котором проживает ответчик, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Так, в соответствии с частями 1, 6, 8, 9, 10 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 22 постановления от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ.

В силу статьи 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статье 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Принимая во внимание приведенные положения законодательства, фактические обстоятельства дела, установив, что порядок изъятия не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству, а также учитывая, что стороны не договорились о стоимости изымаемого имущества, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований администрации городского округа Саранск об изъятии в ее пользу принадлежащих ответчику объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В обоснование своих требований в части определения размера выкупной цены недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, истец ссылается на отчет, подготовленный ООО «НОКС-ОЦЕНКА» 9 ноября 2022 года, в соответствии с которым размер возмещения за изъятие составляет 524 200 рублей, в том числе: рыночная стоимость изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе МКД, включая земельный участок, занятый многоквартирным домом - 405 000 рублей, размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости – 21 400 рублей, компенсация за не произведенный капитальный ремонт – 97 800 рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчик не согласился с размером стоимости изымаемого имущества, и в связи с не достижением сторонами согласия относительно рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, по ходатайству стороны ответчика по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Институт независимой оценки, экспертизы и права».

Согласно заключению эксперта ООО «Институт независимой оценки, экспертизы и права» от 3 ноября 2023 г. № СУД79-2023 выкупная цена изымаемого жилого помещения, площадью <...> кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, включающая в себя рыночную стоимость жилого помещения, с учетом площади доли во вспомогательных помещениях; рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом площади жилого помещения, принадлежащего ответчику и площади доли вспомогательных помещений; размер убытков, связанных с изъятием жилого помещения, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду; а также убытки в размере разницы между рыночной стоимостью однокомнатной квартиры в г.Саранске площадью не менее 33 кв.м, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м, установленной приказом Минстроя России от 22 декабря 2022 г. №1111/пр по Республике Мордовия, и выкупной ценой, определенной на дату производства экспертизы, составляет: 640 286 руб. - рыночная стоимость жилого помещения, 31 448 руб. - рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, 53 266 руб. – рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, 47 254 руб. - убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, 1165202 руб. - разница между рыночной стоимостью однокомнатной квартиры в г.Саранске площадью не менее 33 кв.м и выкупной ценой, определенной на дату производства экспертизы.

Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, приходящейся на долю собственника Шумкина П.П. в указанном многоквартирном доме, составляет 256 516 руб. (л.д. 34-125 том 2).

Проведенное по делу заключение эксперта полностью соответствует требованиям гражданско-процессуального закона, выполнено экспертом, квалификация, образование и опыт, которого сомнений у суда не вызывают. Эксперт перед проведением экспертизы предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем имеется соответствующая запись в экспертном заключении.

Суд считает, что указанное заключение отражает реальную рыночную стоимость изымаемых объектов недвижимости, с учетом всех убытков, которые понесет собственник, поскольку заключение выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также требованиям статьи 86 ГПК РФ.

Экспертом дан анализ рынка недвижимости, раскрыты и аргументированы примененные методы, отражена последовательность исследования. При проведении оценки объектов недвижимости экспертом применялся сравнительный подход, который представляет совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами – аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Указанная в заключении стоимость объекта недвижимости является наиболее актуальной, наиболее соответствует ее реальной рыночной стоимости.

При этом суд учитывает, что в судебном заседании эксперт Ламзин Е.В. свое заключение поддержал, суду пояснил, что для расчета компенсации за непроизведенный капитальный ремонт им принимался во внимание период 52 года, то есть период с года постройки многоквартирного дома по день производства экспертизы, поскольку именно этот период учитывается для расчета данного показателя. Пояснил, что мнение представителя истца о том, что при расчете компенсации за непроизведенный капитальный ремонт необходимо брать за основу расчетов дату признания дома аварийным, является ошибочным, поскольку эксперт в соответствии с действующими нормами при расчете указанной суммы должен учитывать срок службы конструктивных элементов, а учитывая, что дом введен в эксплуатацию с 1971 года, именно с этой даты необходимо производить отсчет срока службы конструктивного элемента дома. По мнению эксперта, именно не проведение своевременно капитального ремонта привело дом к непригодности для проживания. При производстве расчета компенсации за непроизведенный ремонт использовался метод прямого расчета износа исходя из сроков службы конструктивных элементов. Эксперт также пояснил, что при расчете рыночной стоимости выкупной цены жилого помещения учитывались доли общей площади жилого помещения с учетом площадей вспомогательных помещений и помещений общего пользования, которые приходятся конкретно на спорную комнату.

Доказательств, подтверждающих иную стоимость жилого помещения и убытков, связанных с изъятием земельного участка, в материалы дела не предоставлено.

Поскольку с даты составления отчета ООО «НОКС-Оценка» от 9 ноября 2022 г. об оценке спорного имущества на момент рассмотрения спора прошло более 6 месяцев, указанный отчет не может быть принят при определении выкупной стоимости изымаемого имущества.

Довод представителя истца, о том, что расчет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт экспертом произведен за период с 1971 года по 2023 год, тогда как дом признан аварийным в 2018 году, что исключало после признания дома аварийным обязанность по проведению капитального ремонта, отклоняется, поскольку собственник имеет право на предоставление выкупной цены изымаемого жилого помещения на момент, когда его жилищные права были нарушены, в связи с чем, для восстановления жилищных прав ответчика расчет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, как и в целом расчет выкупной стоимости, следует производить на момент рассмотрения спора.

Кроме того, с учетом положений статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 158 ЖК РФ, статьи 210 ГК РФ в совокупности и разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, при определении выкупной цены изымаемых помещений суду необходимо исходить из того, что в случае, если обязанность по капитальному ремонту дома не была исполнена публичным собственником ни до передачи первого помещения в доме в частную собственность независимо от оснований такой передачи, ни впоследствии, выкупная цена изымаемого помещения должна включать сумму компенсации за не проведённый капитальный ремонт.

Как следует из материалов дела, капитальный ремонт многоквартирного жилого дома до 2015 года не проводился. Таким образом, в результате невыполнения администрацией обязанности по производству капитального ремонта дома, в том числе и на момент первой приватизации жилого помещения в нем (21 октября 2002 года), произошло снижение уровня надежности здания, и привело его к аварийности через 47 лет, при нормативном сроке службы подобных жилых зданий 100-125 лет, о чем следует из заключения судебной экспертизы и пояснений эксперта, данных в судебном заседании.

Доказательств того, что на момент приватизации первого жилого помещения в 2002 году дом не нуждался в проведении капитального ремонта, сторона истца суду не представила.

Ссылка представителя истца в качестве правового обоснования своих возражений относительно размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт на часть 1 статьи 190.1 ЖК РФ судом отклоняется.

При этом, суд исходит из того, что данная норма закона, введена Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. №399-ФЗ, в то время как приватизация первого жилого помещения в спорном доме состоялась в 2002 г., Администрацией городского округа Саранск не представлено доказательств, что в тот момент дом был включен в план капитального ремонта жилищного фонда, в связи с чем, данная норма закона к спорным правоотношениям неприменима.

Судом отклоняются доводы представителя истца о том, что не подлежит включению в размер убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием убытки, связанные с арендой жилого помещения на период поиска недвижимости, взамен изымаемой, поскольку, они непосредственно предусмотрены статьей 32 ЖК РФ и оснований для их исключения, суд не усматривает.

Ответчик при изъятии жилого помещения обладает правом обратиться непосредственно в Администрацию го Саранск с заявлением о компенсации стоимости аренды жилого помещения при наличии таких расходов, поскольку наличие либо отсутствие расходов на аренду иного жилого помещения у ответчика не свидетельствует о безусловном отсутствии у него права на аренду иного жилого помещения и является лишь правом, а не обязанностью ответчика, которая не исключает его право на получение компенсации по этим убыткам.

Гражданин вправе самостоятельно распоряжаться своими жилищными правами, в том числе выбирать место жительства (часть 2 статьи 1 ЖК РФ). Поскольку в спорной ситуации изъятие у ответчика жилого помещения производится помимо его воли, при этом у него отсутствует возможность проживать в ином жилом помещении, принадлежащим ему на праве собственности, то ответчик обладает правом на получение компенсации в целях реализации права на аренду другого жилого помещения. Кроме того, дальнейшее проживание в спорном жилом доме является не безопасным для жизни и здоровья граждан.

Не соглашаясь с доводом представителя истца, суд считает подлежащими включению в убытки, в связи с изменением места проживания ответчика затраты на переезд (услуги грузчиков, стоимость доставки груза и т.п.) в двукратном размере, поскольку затраты на переезд у ответчика возникнут дважды: при переезде во временное жилье на период поиска недвижимости взамен изымаемой и при переезде в недвижимость, приобретенную взамен изъятой.

При определении стоимости выкупной цены изымаемого жилого помещения, соглашаясь с доводами представителя истца и представителя ответчика, суд приходит к выводу, что в расчет не подлежат включению убытки, причиненные ответчику незаконными действиями истца, в размере разницы между рыночной стоимостью однокомнатной квартиры в городском округе Саранск площадью не менее 33 кв.м и общей стоимостью изымаемого жилого помещения, упущенная выгода.

При изъятии аварийного жилья собственник получает компенсацию за изымаемое имущество, но эта компенсация не предполагает возмещение затрат на покупку нового жилья большей площадью (не менее 33 кв.м).

Исходя из того, что убытки в размере разницы между рыночной стоимостью однокомнатной квартиры в г.Саранск площадью не менее 33 кв.м и общей стоимостью изымаемого жилого помещения к критерию, определяющему равноценность возмещения, не относятся, оснований для увеличения выкупной стоимости на эту сумму не имеется.

При этом ответчик не лишен права обратиться в суд с самостоятельным иском о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) администрации городского округа Саранск, которые не являются убытками, связанными с изъятием жилого помещения, т.к. не охватываются примерным перечнем, приведенным в части 7 статьи 32 ЖК РФ.

На основании вышеизложенного, разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о наличии оснований для принудительного изъятия спорного объекта недвижимости для муниципальных нужд и определения размера возмещения за изымаемый объект недвижимости и иных расходов собственнику жилого помещения <адрес> Шумкину П.П. в размере 1028770 рублей, из которых: 725 000 руб. – выкупная цена жилого помещения (640 286 руб. - рыночная стоимость жилого помещения, 31 448 руб. - рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, 53 266 руб. – рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственников в праве общей собственности на такое имущество, исходя из общей площади помещений в многоквартирном доме, 47254 руб. - убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием), 256 516 руб. - размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, приходящейся на долю собственника.

Принимая решение о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества с администрации городского округа Саранск за счет средств казны муниципального образования, суд исходит из того, что именно ответчик является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию для нужд муниципального образования земельного участка, на котором расположен аварийным дом, жилых и нежилых помещений, находящихся в данном доме, и выплате возмещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации городского округа Саранск (ОГРН 1021300978885, ИНН 1325126174) к Шумкину Петру Петровичу (паспорт: серии <..>) об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости удовлетворить частично.

Прекратить право собственности Шумкина Петра Петровича на жилое помещение с кадастровым номером <..>, общей площадью <...> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <..>, общей площадью 4308,46 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия для муниципальных нужд в пользу городского округа Саранск после уплаты за счет средств казны муниципального образования городского округа Саранск в пользу Шумкина Петра Петровича возмещения в размере 1 028 770 рублей (один миллион двадцать восемь тысяч семьсот семьдесят) рублей, из которых: выкупная цена изымаемого жилого помещения 725 000 (семьсот двадцать пять тысяч) рублей, стоимость непроизведенного капитального ремонта 256 516 (двести пятьдесят шесть пятьсот шестнадцать) рублей.

В остальной части исковые требования администрации городского округа Саранск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                              И.А. Гордеева

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023 г.

Судья Октябрьского районного суда

г.Саранска Республики Мордовия                                                И.А. Гордеева

2-1833/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа Саранск
Прокурор Октябрьского района г.Саранска
Ответчики
Шумкин Петр Петрович
Другие
Видяева Наталья Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Гордеева Инна Александровна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.mor.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Подготовка дела (собеседование)
25.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2023Предварительное судебное заседание
20.11.2023Производство по делу возобновлено
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее