Судья Хомченко И.Ю. Дело 33а-12870/2020
УИД 24RS0013-01-2020-001430-16
А-3.022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего Мирончика И.С.
судей Данцевой Т.Н., Корниенко А.Н.,
приведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорьева Александра Владимировича к администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И. о признании действий незаконными, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Григорьева А.В.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 27 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Григорьев А.В. обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что 18 февраля 2020 года он обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка сроком на три года для ведения огородничества в д. <адрес>, площадью 842 кв.м. К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с каталогом координат точек углов поворота границ земельного участка. Сообщением и.о.начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от 11.03.2020г. № 1603 отказано в предварительном согласовании предоставления Григорьеву А.В. в аренду земельного участка из-за, что земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утв. Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 г. № 39-1р( в редакции от 20.12.2017г.) расположен в зоне Ж-1 (жилой усадебной застройки), где не предусмотрен такой основной вид разрешенного использования как огородничество. Кроме того, отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок ограничивает единственный подъезд к земельному участку с кадастровым номером 24:11:0140302:364.
Отказ является незаконным, поскольку административным ответчиком не предоставлено доказательств своих утверждений. По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра к земельному участку имеется доступ со стороны земель общего пользования на протяжении 45 метров. В нарушение п.17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ ответ от 11.03.2020 г. не содержит ссылки на каталог координат схемы, приложенной к заявлению. Решение подписано не уполномоченным на то лицом.
Григорьев А.В. просил признать незаконными действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», выраженные в сообщении № 1603 от 11 марта 2020 года; возложить на администрацию Емельяновского района Красноярского края обязанность в установленный законом срок выполнить действие, предусмотренное п.7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ по итогам рассмотрения поданного им 18 февраля 2020 года заявления.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Григорьев А.В. просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, которым суд не дал надлежащей оценки. Судом не дана оценка решению Красноярского краевого суда по делу № 3а-336/2020 от 18.08.2020 г., которым признано недействующим решение Емельяновского районного Совета депутатов от 20.12.2017 г. № 30-179р «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 г. № 39-1р».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» по доверенности Павлинская М.А. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Заслушав представителя Григорьева А.В. по доверенности Шульгину Е.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что итоговое решение необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.
Согласно пп. 3 п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п.2).
В соответствии с п.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно п.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
Согласно пп.1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно пп.1 п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п.2 ст. 85 ЗК РФ).Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п.3 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с п.3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Согласно п.1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пп.3).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18 февраля 2020 года в администрацию Емельяновского района Красноярского края поступило заявление Григорьева А.В. (вх. № 1730) о предварительном согласовании предоставления в аренду на три года земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> в квартале №, для ведения огородничества, площадью 842 кв.м., к которому прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 8, 9).
19 февраля 2020 года указанное заявление передано для рассмотрения в МКУ «УправЗем» (вх. № 1804) (л.д.43).
11 марта 2020 года решением и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» Конопелько А.И. (исх. 1603) Григорьеву А.В. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в указанных границах и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. мотивировано тем, что согласно Правилам землепользования и застройки МО Элитовский сельский совет, утвержденным решением депутатов Элитовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края № 39-1Р от 18.08.2009 г., испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1, где не предусмотрен основной вид разрешенного использования – огородничество. Кроме того, согласно приложенной схеме, испрашиваемый участок ограничивает единственный подъезд к земельному участку с кадастровым номером № (л.д. 41-42).
Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края № 39-1Р от 18.08.2009 г. утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края (в редакции решения Емельяновского районного Совета депутатов № 30-179Р от 20.12.2017 г.), согласно ст. 27 которых установлены следующие виды территориальных зон и их кодовые обозначения: 1.1 Жилые зоны: Ж.1. Зоны жилой усадебной застройки.
Согласно ст. 28 указанных Правил к основным видам разрешенного использования зоны усадебной жилой застройки относятся усадебные жилые дома, одноквартирные жилые дома, блокированные жилые дома, объекты пожарной охраны, зеленые насаждения общего пользования (п.2)
К вспомогательным видам разрешенного использования зоны усадебной жилой застройки относятся садоводство, огородничество на земельном участке жилого дома (пп.1 п.3) (л.д. 59).
Из фрагмента карты градостроительного зонирования, предоставленного администрацией Емельяновского района Красноярского края следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне жилой усадебной застройки, с кодовым обозначением Ж1 (л.д. 83).
При рассмотрении заявления Григорьева А.В. МКУ «УправЗем» с учетом приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории установлено, что испрашиваемый земельный участок ограничивает единственный подъезд к земельному участку с кадастровым номером 24:11:01140302:364, в том числе, с учетом данных публичной кадастровой карты (л.д. 82).
Разрешая исковые требования по существу, дав оценку предоставленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности административных исковых требований Григорьева А.В. об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок располагается в зоне жилой усадебной застройки, а именно в квартале № Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, где к основным видам разрешенного использования относятся усадебные жилые дома, одноквартирные жилые дома, блокированные жилые дома, объекты пожарной охраны, зеленые насаждения общего пользования, а такой вид разрешенного использования, как огородничество, является лишь вспомогательным видом разрешенного использования в соответствии с действующими на тот момент Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края (в редакции решения Емельяновского районного Совета депутатов № 30-179Р от 20.12.2017 г.), поэтому ведение огородничества на испрашиваемом участке возможно в совокупности с эксплуатированием земельного участка по основному назначению.
Кроме того, учитывая данные публичной кадастровой карты, суд первой инстанции верно установил, что формирование испрашиваемого земельного участка ограничит доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером 24:11:01140302:364, что является недопустимым в соответствии с требованиями п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Само решение об отказе в согласовании предоставления в аренду земельного участка подписано уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии с пунктом 1.3 приказа врио руководителя "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края" от 1 февраля 2016г. № 20к «О распределении должностных обязанностей» на руководителя отдела архитектуры возложены обязанности по подписанию писем и отказов по формированию земельных участков в рамках полномочий, предусмотренных Земельным кодексом. МКУ «УправЗем», являющееся структурным подразделением администрации Емельяновского района Красноярского края, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст.?84 КАС РФ.
Из публичной кадастровой карты и карты градостроительного зонирования видно, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1(жилой усадебной застройки (л.д. 82, 83), в которой ведение огородничества является лишь вспомогательным видом разрешенного использования в соответствии с действующими на тот момент Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края (в редакции решения Емельяновского районного Совета депутатов № 30-179Р от 20.12.2017 г.), поэтому ведение огородничества на нем возможно только в совокупности с эксплуатированием земельного участка по основному назначению – для жилой застройки.
Между тем согласно заявлению Григорьева А.В. земельный участок испрашивался не для жилой застройки, а для ведения огородничества.(л.д.8)
Поэтому ответ МКУ «УправЗем» от 11.03.2020 г., данный Григорьеву А.В., является законным, обоснованным и не нарушает прав административного истца.
Судебная коллегия считает, что у и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края Конопелько А.И. имелось право подписать оспариваемый ответ от 11 марта 2020 года № 1603, поскольку согласно пункту 1 статьи 28, пункту 1 статьи 41, подпунктам 3, 5 статьи 42, пункту 12 статьи 46 Устава Емельяновского района Красноярского края, пунктам 1.5, 3.1.9, 3.2 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края", утвержденного Постановлением администрации Емельяновского района от 21 декабря 2012 года N 1121-р, в редакции Постановления администрации Емельяновского района Красноярского края N 1082 от 15 мая 2017 года, МКУ "Управзем" является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района Красноярского края по осуществлению владения, пользования и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1.3 приказа врио руководителя "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края" от 1 февраля 2016г. № 20к «О распределении должностных обязанностей» на руководителя отдела архитектуры возложены обязанности по подписанию писем и отказов по формированию земельных участков в рамках полномочий, предусмотренных Земельным кодексом.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Красноярского краевого суда от 18.08.2020г. по административному делу № 3а-336/2020, которым признано недействующим решение Емельяновского районного Совета депутатов от 20.12.2017 г. № 30-179р «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 г. № 39-1р», как на основание к отмене итогового решения признается несостоятельной, поскольку согласно указанному судебному акту Решение районного совета депутатов прекращает свое действие со дня вступления в силу решения Красноярского краевого суда от 18.08.2020 г., то есть 02.10.2020 г. В день поступления заявления Григорьева А.В. указанные Правила землепользования и застройки( в редакции Решения от 20.12.2017 г. № 30-179р) являлось действующим нормативно-правовым актом, которым обоснованно руководствовался административный ответчик.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.
Таким образом, решение суда принято в соответствии с нормами материального права, регулирующими возникшие отношения. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 27 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: