РЕШЕНИЕ
г. Братск 10 декабря 2021 года
Судья Братского районного суда Иркутской области Долгих Т.И., с участием Кудряшова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении *** по жалобе Кудряшова С.А. на постановление врио мирового судьи судебного участка № 53 Братского района Иркутской области мирового судьи судебного участка № 52 Братского района Иркутской области от 04 августа 2021 года в отношении:
Кудряшова Сергея Анатольевича, **.**.**** года рождения, уроженца ..., проживающего по адресу: ...,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио мирового судьи судебного участка № 53 Братского района Иркутской области мирового судьи судебного участка № 52 Братского района Иркутской области от 04 августа 2021 года Кудряшов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
**.**.**** в 12 часов 50 минут на ... водитель Кудряшов С.А. совершил нарушение п. 1.3 ПДД РФ, а именно, управляя транспортным средством ВАЗ 21099, государственный регистрационный знак ***, повторно совершил маневр обгона с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, нарушив требования дорожной разметки 1.1 ПДД РФ.
Кудряшову С.А. назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год.
Не согласившись с указанным постановлением, Кудряшов С.А. обратился с жалобой, в которой указал, что считает постановление мирового судьи вынесенным с нарушением процессуальных и материальных норм КоАП РФ. В ходе судебного заседания им было заявлено, что поводом для совершения административного правонарушения стали чрезвычайные обстоятельства: он вез в больницу тяжелобольного человека, которому была необходима скорая помощь. Поскольку в ... не заключен договор со скорой помощью, опасаясь за жизнь ФИО2, было принято решение срочно везти его в .... Просил учесть, что расстояние между ... и ... по трассе 148 км или это около 2 часов длительности поездки. Нарушение Правил дорожного движения было продиктовано крайней необходимостью в целях сохранения жизни ФИО3, находящегося в тяжелом состоянии. Просит постановление отменить с возвращением дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании Кудряшов С.А. жалобу поддержал по доводам, изложенным в жалобе, просил суд применить положения ст. 2.7 КоАП РФ.
Все лица надлежаще извещены о судебном заседании с учетом положений п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Обязательным участие лиц по делу не признано. В силу ст. 30.6 КоАП РФ неявка лиц не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.
Частью 4 ст. 12.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 данной статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 названного Кодекса.
Статьей 4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с пунктом 11.2 Правил дорожного движения водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если следующее за ним транспортное средство начало обгон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД РФ, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи. Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, **.**.**** в 12 часов 50 минут по адресу: ..., водитель Кудряшов С.А., управляя транспортным средством ВАЗ 21099, государственный номер ***, совершил нарушение п. 1.3 ПДД РФ, а именно, совершил маневр обгона с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, нарушив требования дорожной разметки 1.1. ПДД РФ.
Ранее постановлением врио заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России «Братское» *** от **.**.**** по делу об административном правонарушении, Кудряшов С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 5000 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кудряшова С.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от **.**.****, схемой места совершения административного правонарушения, копией постановления по делу об административном правонарушении от **.**.**** и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу не опровергают наличие в действиях Кудряшова С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта. Факт нарушения требований п. 1.3 ПДД РФ Кудряшов С.А. не отрицал, в графе «объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» собственноручно указал – «совершил обгон автомобиля, так как торопился в больницу».
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, водитель, допустивший выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Все представленные в материалы данного дела доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Вопреки доводам жалобы, из письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, не усматривается, что правонарушение Кудряшовым С.А. совершено в состоянии крайней необходимости.
В силу ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
По смыслу приведенной нормы закона опасность, угрожающая личности и иным интересам, должна быть реальной, а не мнимой и не предполагаемой, действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинение вреда, опасность не могла быть устранена иными средствами, действия, квалифицируемые как административное правонарушение – единственное, что могло бы привести к устранению опасности.
При этом обязанность доказывания вынужденного совершения противоправных действий в состоянии крайней необходимости лежит не на административном органе, а на лице, привлекаемом к административной ответственности.
Исходя из положений законодательства в области безопасности дорожного движения, водитель транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности, как непосредственный участник дорожного движения должен внимательно следить за дорожными знаками и разметкой на всем пути следования транспортного средства и в точности соблюдать требования ПДД РФ.
Между тем обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения и его действия не отвечают условиям, при наличии которых согласно ст. 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости. Довод заявителя о нарушении ПДД РФ в целях скорейшего доставлении ФИО3 в ОГБУЗ «Братская ГБ ***» опровергаются поступившими сведениями из лечебных учреждений, из содержания которых следует, что ФИО3 **.**.**** за медицинской помощью не обращался. В связи с чем признаков, предусмотренных ст. 2.7 КоАП РФ, по делу не установлено.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Административное наказание назначено Кудряшову С.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление врио мирового судьи судебного участка № 53 Братского района Иркутской области мирового судьи судебного участка № 52 Братского района Иркутской области от 04 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении Кудряшова Сергея Анатольевича оставить без изменения, жалобу Кудряшова С.А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть пересмотрено в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Т.И. Долгих