Дело № 2-1197/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием истца Круглова А.Н., представителя истца Кудамановой Л.А.,
представителя ответчика и третьего лица Шакирзянова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Круглова А.Н. к администрации г. Перми о назначении управляющей компании, понуждении к ремонту,
установил:
Круглов А.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Перми о назначении управляющей компании по управлению домом по адресу: <Адрес>, возложении обязанности устранить недостатки в техническом состоянии дома по адресу: <Адрес>, указав, что в производстве Ленинского районного суда г.Перми находится гражданское дело по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми к собственникам многоквартирного дома по <Адрес> о прекращении права собственности. Истец является собственником доли в этом многоквартирном доме (МКД). Согласно ЖК РФ в каждом многоквартирном доме должен быть определен способ управления домом, решение принимается собственниками помещений в МКД на общем собрании. Собственники вправе принять решение о создании ТСЖ, либо принять решение об управлении домом управляющей компанией, выбрать соответствующую управляющую компанию, согласовать с ней условия договора и размер платы за содержание и ремонт. Если собственники не выбрали способ управления, орган местного самоуправления, должен провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для домов, собственники которых в течение года до дня проведения конкурса не определились с управлением своего дома. Если управляющая компания не определяется, то ответственным за управление МКД становится муниципальное образование, как минимум в части предоставления коммунальных услуг.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (л.д. 37).
Истец, его представитель в судебном заседании поддержали доводы искового заявления.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь в отзыве на то, что истец злоупотребляет правом, требуя возложить на администрацию г.Перми обязанность по устранению недостатков в техническом состоянии дома по <Адрес>. В соответствии с требованиями ст.ст. 17, 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать это помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать законные права и интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в МКД. Также обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения. Нести расходы на содержание как своего так и общего имущества. Оснований для возложения на администрацию г. Перми обязанности по устранению недостатков технического состояния дома истцом не представлено. Договор на управление домом по адресу: <Адрес> не может быть заключен, т.к. в доме нет общего имущества, нет сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, передачи тепловой энергии, газовых сетей. Договоры на оказание услуг по электроснабжению и обращению с отходами собственники обязаны заключать на прямую с поставщиками услуг (л.д. 19-23).
Представитель третьего лица в судебном заседании с иском не согласился, поддержал доводы письменного отзыва на иск (л.д. 42-49). Из отзыва следует, что договор на управление многоквартирным домом заключен быть не может, поскольку в соответствии с данными технического паспорта, выписки из ЕГРП в доме отсутствует общее имущество, в отношении, которого будет осуществляться управление. Также не может быть заключен договор на оказание управляющей компанией коммунальных услуг, так как дом не подключен к централизованным сетям горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, сетям передачи тепловой энергии, газовым сетям. Условие договоров на оказание услуг в сфере коммунального хозяйства должны соответствовать обязательным требованиям к качеству услуг. При указанных обстоятельствах не возможно и проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации. Поскольку в извещении о проведении конкурса обязательно указывается перечень коммунальных услуг.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
Круглову А.Н. на праве собственности принадлежит 1/270 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 295,9 кв.м., в т.ч. жилой 307,3 кв.м, с 5 холодными пристроями (лит. а,а1-а4) и служебными строениями: навес (лит.Г), забор, ворота, по адресу: <Адрес> (л.д. 6).
Согласно выписке из ЕГРПНИ на жилой дом с надворными постройками общей площадью 295,9 кв.м по адресу <Адрес> также зарегистрировано право общей долевой собственности за Зенкиной Т.А. на 1/15 долю, Сеитовым И.Н. на 1/30 долю, Сергеевой С.Л. на 1/30 долю, Аникеевым С.В. на 1/180 долю, Емельяновой Е.Ю. на 1/180 долю, Кашаповым Р.Х. на 1/45 долю, Паутовой В.М. на 11/135 долей, Белослудцевым Н.Л. на 1/60 долю, Мутагаровой М.Н. на 1/360 долю, Ившиным Ю.Г. на 1/360 долю, Шилоносовым К.Г. на 1/360 долю, Ширбановой Ф.Х. на 1/45 долю, Куриловым А.С. на 1/270 долю, Еговцевым Д.В. на 1/270 долю, Шавриной Е.Е. на 1/270 долю, Паниной О.В. на 1/180 долю, Паниной Е.И. на 1/180 долю, Андрейчук Е.П. на 12/45 долей, Карповой Н.Н. на 1/360 долю, Акчибаш (ранее Николаевой) А.А. на 1/360 долю, Порошиной (ранее Юдинцевой) С.С. на 1/360 долю, Порошиным Д.С. на 1/360 долю, Гордзилевским А.А. на 1/360 долю, Гордзилевской Н.Я. на 1/360 долю, Ковалевской М.В. на 1/360 долю, Ершовой М.Ю. на 1/360 долю, Ковалевским Б.Н. на 1/405 долю, Ковалевской Т.В. на 1/405 долю, Лопатиной Л.С. на 1/405 долю, Николаевой Т.Б. на 1/405 долю, Пикулевым В.В. на 1/405 долю, Подвинцевым Д.В. на 1/720 долю, Дружбиной (ранее Лобановой) Л.И. на 1/720 долю, Подвинцевой Т.Г. на 1/720 долю, Жаровой В.М. на 1/45 долю, Жаровой Е.А. на 1/45 долю, Патрушевой А.А. на 2/45 доли, Ефремовой Т.А. на 1/30 долю, Зенкина А.М. на 4/27 доли, Зенкина И.М. на 11/135 долей, Дудина И.В. на 1/180 долю, Кокшаровой С.Ю. на 1/60 долю в праве (выписка т.1 л.д. 9).
В соответствии с данными технического паспорта (л.д. 7-14) дом по <Адрес>, построен до 1917 года, одноэтажный, имеет общую площадь 295,9 кв.м, в т.ч. жилую 207,3 кв.м, 7 квартир. Фундамент – бутовый ленточный, наружные и внутренние стены: подвал – кирпичные, стены 1 этажа – бревна диаметр 24 см, перегородки – дощатые, перекрытия – чердачные деревянные, крыша – железо по деревянным стропилам, полы – дощатые по лагам, отопление – печное, электричество – открытая проводка, газоснабжение – баллонное.
Из технического паспорта здания по адресу <Адрес> следует, что дом состоит из семи квартир, каждая из которых имеет от одной до трех комнат. Выходы из квартир ведут в помещения общего пользования. Совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме соответствует признакам многоквартирного дома.
Возражения ответчика об отсутствии в многоквартирном доме по адресу <Адрес> общего имущества суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом.
Поскольку в жилом доме истца имеются помещения и конструкции, обслуживающие более одного помещения, данный дом является многоквартирным.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок и основания проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75.
Суд приходит к выводу, что собственники многоквартирного дома по <Адрес> способ управления этим домом не выбрали.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме, решение о выборе установленного законом способа управления не принято, орган местного самоуправления в силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс.
При указанных обстоятельствах требование Круглова А.Н. о возложении на администрацию г. Перми обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации подлежит удовлетворению.
В удовлетворении требования о понуждении администрации г. Перми устранить недостатки в техническом состоянии дома по адресу <Адрес> суд отказывает.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Поскольку Круглов А.Н. является собственником помещений в многоквартирном доме, то он несет бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве на общее имущество наравне с остальными собственниками. Правовых оснований для возложения данной обязанности на орган местного самоуправления ни гражданским, ни жилищным законодательством не предусмотрено.
Отбор управляющей компании в порядке ч. 4 ст. 161 ЖК РФ не влечет за собой финансирование расходов на содержание многоквартирного дома органом местного самоуправления. С момента заключения договора на управление сбор средств на содержание жилого дома будет осуществляться с его собственников, а устранением недостатков в техническом состоянии дома будет заниматься управляющая организация.
Поскольку права требовать устранения в техническом состоянии дома по адресу <Адрес> с администрации у собственников дома не имеется, в удовлетворении соответствующих требований истца суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию г. Перми провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для многоквартирного дома по адресу <Адрес>.
В удовлетворении иска Круглова А.Н. к администрации г. Перми о понуждении устранить недостатки в техническом состоянии дома по адресу <Адрес> - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: