Дело №2-3979/2024
50RS0005-01-2024-004961-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2024 года
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Федюшкиной Ю.Б.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределённого круга лиц к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, внесении изменений в ЕГРН,
установил:
Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к ответчику ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения ответчика части земельного участка с кадастровым номером №, занятые береговой полосой водного объекта площадью 13 337 кв.м, 1 910 кв.м, 3 702 кв.м, 1 877 кв.м и 20 кв.м, в координатах, указанных в схемах взаимного расположения земельных участков и береговой полосы водного объекта, подготовленный ГБУ «БТИ <адрес>», внесении изменений в ЕГРН в части площади земельного участка с кадастровым номером №, изменив площадь данного земельного участка с 35 853 кв.м на 15 007 кв.м, обязании Министерства экологии и природопользования <адрес>, Управление Росреестра по <адрес> внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при пользовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением № к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, с указанием судом в резолютивной части решения, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений.
В дальнейшем исковые требования были уточнены, и с учетом уточнения иска Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц просит истребовать из чужого незаконного владения ответчика ФИО2 часть земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, занятые акваторией и береговой полосой водного объекта, площадью 1431 кв.м и 21 096 кв.м, соответственно, в координатах, указанных в схемах взаимного расположения земельных участков и береговой полосы и акватории водного объекта, подготовленной ГБУ «БТИ <адрес>», а именно: в отношении земельного участка с кадастровым номером №, участок наложения 1, площадью 848 кв.м, с координатами: т.1 №
№
№, изменив площадь данного земельного участка с 84347 кв.м. на 82916 кв.м, земельного участка с кадастровым номером №, изменив площадь данного земельного участка с 36437 кв.м. на 15341 кв.м.; обязать Министерство экологии и природопользования <адрес>, Управление Росреестра по <адрес> внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами №, № в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением № к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: 1) не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм. Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами. На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: - кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения); - складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; - накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО); - полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; - животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; - применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; - изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; - на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением, рубок, производимых в целях ухода за лесными насаждениями, рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров; 2) Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
В режимной «жесткой» зоне второго пояса воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота. В режимной «жесткой» зоне второго пояса воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота, указав в резолютивной части судебного акта, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об ограничениях (обременениях) на использование земельных участков с кадастровыми номерами № и №, установленных п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, приложением № к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, а также сведений о местоположении границ (координатах) и площадей указанных земельных участков.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при формировании и использовании земельного участка площадью 35853 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в Дмитровском городском округе <адрес>, отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». В отношении указанного земельного участка зарегистрировано право собственности ФИО2 Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне <адрес>, на участке расположена часть водного объекта без названия. По сведениям Отдела водных ресурсов по Московской, Тверской областям и <адрес> - Окского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов на территории земельного участка с кадастровым номером № расположена <адрес>, и, возможно, ручей без назначения и пруды без назначения. По информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> в соответствии с решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома «Об Утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Исходя из сведений ЕГРН, спорный земельный участок перераспределен с образованием земельных участков с кадастровыми номерами № №. Согласно информации Министерства экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами №, № находятся в границах второго пояса ЗСО источников питьевого водоснабжения <адрес>, также земельные участки с кадастровыми номерами №, № частично расположены в 100 метровой зоне от уреза воды реки Учи. По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> ГБУ «БТИ <адрес>» осуществлено сопоставление местоположения границ береговой полосы водных объектов с местоположением границ земельных участков с кадастровыми номерами №. По результатам установлено, что границы береговой полосы водных объектов пересекают границы земельного участка с кадастровыми номерами № на площади в 1431 кв.м. и 21096 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в этой связи его формирование противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку в состав границ земельных участков вопреки указанным требованиям законодательства включена часть береговой полосы водного объекта. Нахождение в собственности ФИО2 и дальнейшее использование им береговой полосы водных объектов с нарушением федерального законодательства влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества, так и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам. Кроме того проведенной проверкой было установлено, что сведения об ограничениях на использование земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0000000:100460, 50:04:0000000:100687, 50:04:0000000:100688 в соответствии с п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решением Исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ суд принял к рассмотрению уточненные исковые требования в части земельного участка с кадастровым номером №, в остальной части уточнения в отношении земельных участков с кадастровым № судом не приняты.
По поручению Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> в судебном заседании участвует помощник Дмитровского городского прокурора <адрес> ФИО5, которая в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Истцы Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дне судебного заседания по делу.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности ФИО6, который в судебном заседании исковые требования признал частично в части требований об истребовании из владения ответчика части земельного участка с кадастровым номером №, внесении изменений в сведения ЕГРН о площади земельного участка с кадастровым номером №, и изменении площади с 36 437 кв.м на 33 019 кв.м.
Представители 3-их лиц - Министерства экологии и природопользования <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, Филиала ППК «Роскадастр» <адрес>, Администрации Дмитровского городского округа <адрес>, КУИ Администрации Дмитровского городского округа <адрес> в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании п. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Пунктами 2, 3 указанной статьи реки и пруды отнесены к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы рек, ручьев, протяженность которых от истока до устья не превышает десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).
Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.
Судом установлено, что ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 35853 кв.м., с категорией земель - «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства», расположенный по адресу: <адрес>, Дмитровский г.о. <адрес>, о чем в ЕГРН была внесена запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне <адрес>, на участке расположена часть водного объекта без названия.
По сведениям Отдела водных ресурсов по Московской, Тверской областям и <адрес> - Окского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов на территории земельного участка с кадастровым номером № расположена <адрес>, и, возможно, ручей без названия и пруды без названия.
По информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> в соответствии с решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома «Об Утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>.
Из материалов дела следует, а именно из уведомления Управления Росреестра по <адрес>, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером № внесена запись о снятии с государственного кадастрового учета, указанный объект имеет статус записи «Архивная» (снят с кадастрового учета по заявлению собственника); из указанного земельного участка с кадастровым номером № образовался земельный участок с кадастровым номером № (л,<адрес>).
Согласно представленной стороной истца справки главного специалиста управления кадастра и геодезии ФИО7, с приложением соответствующих схем взаимного расположения земельных участков с границей водных объектов и их береговой полосой, и координат, координаты и площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами № и с кадастровым номером № на береговую полосу водных объектов вычислены автоматически с помощью программного обеспечения АРГО. Земельный участок с кадастровым номером № не имеет пересечения с береговой полосой и береговой линией водных объектов.
Из заключения главного специалиста ГБУ «БТИ <адрес>» следует, что на земельных участков с кадастровыми номерами № установлено пересечение с береговой полосой водных объектов – реки Уча, ручья без названия и озер без названия.
Истцы ссылаются на то, что береговая полоса указанного водного объекта находится в собственности Российской Федерации; на момент формирования земельного участка с кадастровым номером №, действовал запрет на образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водными объектами; считают, что формирование рассматриваемого земельного участка противоречит требованиям действующего федерального законодательства, а также в состав границ участка вопреки указанным требованиям законодательства включены части береговой полосы водного объекта; земельный участок, расположен в границах береговой полосы поверхностного водного объекта, образован с нарушением запретов.
Согласно выписок из ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №; земельный участок с кадастровым номером № образован из земельных участков с К№ и с К№.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования поддержал с учетом поданного уточнения, при этом ходатайств о проведении по делу землеустроительной экспертизы не заявил, представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования признал частично, при этом ходатайств о проведении по делу экспертизы также не заявил.
Из вышеизложенного суд делает вывод о том, что стороны ознакомлены с положениями ст. 79 ГПК РФ, однако соответствующих ходатайств о назначении судебной экспертизы сторонами не заявлено. В связи с чем суд, на основании положений ст. 67 ГПК РФ, полагает рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам.
Стороной ответчика в материалы дела представлены заключение кадастрового инженера ФИО8, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером № прекратил свое существование как объект прав ДД.ММ.ГГГГ в связи с его перераспределением с участком с кадастровым номером №.
Указанные участки поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
На земельном участке с кадастровым номером № какие-либо водные объекты отсутствуют.
Суд обращает внимание на то, что аналогичное следует из представленных прокурором письменных доказательств по делу.
Земельный участок с кадастровым № является двухконтурным. В границах контура/2 расположена часть водного объекта «безымянный ручей» (приток реки Учи).
В границах контура /1 участка с кадастровым номером № расположена часть водного объекта «безымянный ручей» (приток реки Учи).
Кроме того, в границах контура /1 участка с кадастровым номером № расположены следующие водные объекты: пруд «северный», пруд «средний», пруд «южный». Указанные пруды образованы в результате хозяйственной деятельности человека, и в соответствии терминологией ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» являются прудами-копанями. Они полностью расположены в границах участка, находящегося в частной собственности и не являются объектами общего пользования (ст.6,8 Водного кодекса Российской Федерации»).
Согласно п.8 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Ширина береговой полосы водных объектов определяется в соответствии со ст.6 ВК РФ и зависит от вида объекта и его длины (для каналов, рек, ручьев).
На земельном участке с кадастровым номером № береговая полоса водных объектов отсутствует.
Протяженность от истока до устья «безымянного ручья» (приток реки Учи), расположенного на участке с кадастровым номером №, составляет менее 10 километров, следовательно, согласно ч.6 ст.6 ВК РФ ширина его береговой полосы равна 5 метров. Указанные сведения подтверждаются информацией с сайта Ведомственной информационной системы Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> (rgis.mosreg.ru). Координаты характерных точек границ пересечения береговой полосы «безымянного ручья» с земельным участком с кадастровым номером № приведены в таблицах 1,2,3:
№ | |||||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | |||||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | |||||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № | |||
№ | № | № |
В судебном заседании кадастровый инженер ФИО8 свое заключение поддержал в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение, составленное кадастровым инженером ФИО8, является надлежащим, относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку основано на непосредственном выезде данного специалиста на место исследования, специалистом использованы картографические данные.
При таких обстоятельствах суд находит установленным и доказанным факт расположения части земельного участка с кадастровыми номерами №, в составе береговой полосы водного объекта, на площади 3 418 кв.м (1 243+2 154+21=3 418), которая в указанных выше координатах подлежит истребованию из незаконного владения ответчика ФИО2
В силу ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
По смыслу п.1 ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Таким образом, если земельный участок вышел из владения собственника, в настоящем случае - Российской Федерации, помимо его воли, последний вправе истребовать его из чужого незаконного владения, в том числе от добросовестного приобретателя.
Следовательно, за выводом, что спорное имущество выбыло из государственной собственности помимо воли собственника - Российской Федерации, следует вывод о его истребовании из чужого незаконного владения ФИО2 в любом случае.
Сведения об ограничениях на использование земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решением Исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Так, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного выполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их при проектировании, санитарно-защитных зон, а также строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. п. 1.4, 1.5 Санитарных правил и норм 2.ДД.ММ.ГГГГ -02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного, санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "O введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02" следует, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> и режим этих зон определены решением Исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП».
В соответствии с положениями, указанными в приложении № к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.
Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
В соответствии с этим всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование водоемов для полива земельных участков и для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции.
Согласно ч. 8 - 10 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных В частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).
Таким образом, границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> установлены нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в указанной сфере.
Также зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> установлены СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, a также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.
Согласно п. 3.4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны приходится от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: а) при равнинном рельефе местности – не менее 500 м.; б) при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Так, в силу п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 при использовании земельного участка, расположенного в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> устанавливаются следующие ограничения: не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения пои нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воль. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормами.
На территории 2 пояса 3СО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения): складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО): полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Согласно ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п.5 ч.5 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
На основании п.6 ч.2 ст.9 Федерального закона №218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.
Согласно п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения о нахождении земельных участков в границах прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны, зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения поверхностного водного объекта общего пользования подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, а также в Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая изложенное, исковые требования суд удовлетворяет в части, надлежит внести изменения в сведения ЕГРН в отношении изменения площади земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО2, изменив площадь с 36 437 кв.м на 33 019 кв.м (36 437-3 418=33 019), а также сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии с п.4.4. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением № к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд обращает внимание на следующее.
Внесение в ЕГРН сведений об ограничении прав на использование участка является производным требованием об истребовании из чужого незаконного владения, поскольку ранее сведения не были внесены в ЕРГН, однако, это не дает истцам право выходить с требованием в суд об обязании внести сведения об ограничении, существует досудебный порядок урегулирования, никаких сведений об отказе Минэкологии или Росреестра о внесении сведений не представлено.
Таким образом, требования Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределённого круга лиц подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 (паспорт 4619 №) часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 418 кв.м по адресу: <адрес>, Дмитровский городской округ, <адрес>, в координатах в соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО8 – площадью участка 1243 кв.м с координатами:
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
площадью 2 154 кв.м с координатами:
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
площадью 21 кв.м с координатами:
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о площади земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО2, изменив площадь с 36 437 кв.м на 33 019 кв.м.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, установленными п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением № к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №) не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм. На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: - кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения); - складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; - накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО); - полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; - животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; - применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; - изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; - на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Данное решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) на использование земельных участков с кадастровыми номерами №, установленных п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение одного месяца.
Мотивированный текст решения составлен
ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: