Решение по делу № 33-7725/2024 от 21.08.2024

Советский районный суд г. Махачкалы

Номер дела в суде первой инстанции № 2-3024/2024

Номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-7725/2024

УИД 05RS0038-01-2024-003849-24

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 октября 2024 года                                                                         г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Сатыбалова С.К. и Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан к Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным бездействия, обязании принять на баланс сети водоотведения, обеспечении системы водоотведения и организации отвода сточных вод в централизованную систему водоотведения, по апелляционной жалобе Администрации городского округа с внутригородским делением « город Махачкала» на заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., судебная коллегия

установила:

     Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан обратилось в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным бездействия, обязании принять на баланс сети водоотведения, обеспечении системы водоотведения и организации отвода сточных вод в централизованную систему водоотведения, мотивировав требования тем, что в ходе проведённого 01.03.2024 г. санитарно-гигиенического обследования территории по адресу: <адрес>, МКР Загородный, пгт.Шамхал-Термен г.Махачкалы (координаты 43.009732, 47.341251) были выявлены следующие нарушения санитарного законодательства: на территории второго пояса зоны санитарной охраны (далее ЗСО) канала им. Октябрьской революции (далее КОР), который является источником питьевого водоснабжения г. Махачкалы, протекает канава с канализационными стоками, канава часто забивается, и канализационные стоки по рельефу вниз стекаются в русло КОР, загрязняя водный объект, являющийся источником водоснабжения г. Махачкалы, <адрес> и <адрес>. Сама канава образовалась вследствие сброса сточных вод пгт. Ленинкент, пгт.Шамхал- Термен, пгт. Загородный г. Махачкалы. Канализационные сети пгт.Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт.Загородный г.Махачкалы не находятся на балансе г. Махачкалы и не переданы на баланс АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» для оказания услуг по водоотведению. Следовательно пгт. Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт. Загородный, г.Махачкалы находятся на территории г. Махачкалы, административно подчинены администрации <адрес> г. Махачкалы и система водоотведения на балансе города не состоит. Названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности в обеспечении водоотведения пгт.Ленинкент, пгт.Шамхал-Термен, пгт. Загородный г. Махачкалы. Система сетей и сооружений водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры. Организация мероприятий направленных на устройство, содержание и строительство системы канализации на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.

Вышеизложенные факты нарушений требований санитарного законодательства, свидетельствуют о незаконном бездействии администрации г. Махачкала при осуществлении властно-распорядительных полномочий, в необеспечении пгт.Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт.Загородный полноценной системой водоотведения, в результате чего канализационные стоки с вышеуказанных поселков протекают на границе второго пояса ЗСО.

Истец считает, что бездействие со стороны Администрации г. Махачкалы в обеспечении надлежащих условий по водоотведению может вызвать наступление тяжелых последствий — возникновение эпидемии и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации.

Заочным решением Советского районного суда г. Махачкалы от 14 мая 2024 года постановлено:

        «Исковые требования Управление Роспотребнадзора по РД к администрации ГОсВД «город Махачкала» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ГОсВД «город Махачкала», выразившееся в ненадлежащем обеспечении системой водоотведения пгт. Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт. Загородный в г.Махачкала, в результате чего допускается затопление канализационными стоками зоны санитарной охраны канала им. Октябрьской революции и попадания стоков в его русло.

Обязать принять администрацией ГОсВД «город Махачкала» на баланс имеющие сети водоотведения пгт. Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт. Загородный г. Махачкалы и передачи их АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» для надлежащей их эксплуатации, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» обеспечить пгт. Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт. Загородный г. Махачкалы системой водоотведения в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» организовать отвод неорганизованных сточных вод в централизованную систему водоотведения и в дальнейшем не допускать сброса канализационных сточных вод в зону санитарной охраны и русло канала им. Октябрьской революции по адресу: <адрес>, МКР Загородный, пгт. Шамхал-Термен г. Махачкалы (координаты 43.009732, 47.341251), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ФИО4 просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что судом не был определен надлежащий субъект правонарушения, которым в данном деле является МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», в чьем ведении находится разрешение вопросов, указанных в исковом заявлении.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Администрации ГОсВД «г. Махачкала», третьих лиц- МКУ «УЖКХ г. Махачкалы», АО «Единый оператор РД в сфере водоснобжения и водоотведения».

С учетом представленных в дело уведомлений об извещении о времени и месте апелляционного разбирательства судебная коллегия, исходя из положений ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ), ст.113 ГПК РФ, находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО5 просил заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Управление Роспотребнадзора Республики Дагестан проводило санитарно-гигиеническое обследование территории по адресу: <адрес>, МКР Загородный, пгт.Шамхал-Термен г.Махачкалы (координаты 43.009732, 47.341251), по результатам проверки были выявлены существенные нарушения санитарного законодательства, что отражено в акте от 1 марта 2024 года.

При этом было установлено, что канализационные сети пгт. Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт. Загородный г. Махачкалы не находятся на балансе г. Махачкалы и не переданы на баланс ОАО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» для оказания услуг по водоотведению» для оказания услуг по водоотведению.

Между тем, ст.42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

           В соответствии со ст.12 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный Закон № 52-ФЗ) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно ст. 21 Федерального Закона № 52-ФЗ, в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 11,20,24 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

            Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (ч.4 ст.20 ФЗ №52-ФЗ).

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ст.24 ФЗ №52-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного назначения.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

           На основании п.5 ст.50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 приложения № 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" сети водопровода, как объекты инженерной инфраструктуры являются объектами, отнесенные к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением №3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1

Пгт. Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт. Загородный г. Махачкалы находится на территории муниципального образования г. Махачкала, административно относятся ведению администрации Кировского района г. Махачкалы, однако система водоотведения на балансе города не состоит.

На основании п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п.9 ст. 2 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст.6 Федерального Закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В ч.5 ст.8 названного Закона также указано, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности системы водоотведения Пгт. Ленинкент, пгт. Шамхал-Термен, пгт. Загородный г. Махачкалы.

В силу ст.12 Федерального Закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основе анализа названных положений, вопреки доводам жалобы ответчика, суд пришел к правильному выводу, что система сетей и сооружений водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры; организация мероприятий направленных на устройство, содержание и строительство системы канализации на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.

Вышеизложенные факты нарушений требований санитарного законодательства, свидетельствуют о незаконном бездействии Администрации г. Махачкала при осуществлении властно-распорядительных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридические значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.

Исходя из анализа вышеуказанных норм и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, удовлетворив исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республики Дагестан.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, в силу которых решение суда первой инстанции может быть отменено в апелляционном порядке.

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2024 года.

33-7725/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РД
Ответчики
Администрация ГОсВД "г.Махачкала"
Другие
АО "Единый оператор РД в сфере водоснабжения и водоотведения"
МКУ "УЖКХ г.Махачкалы"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
22.08.2024Передача дела судье
18.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Судебное заседание
05.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2024Передано в экспедицию
04.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее