УИД № 57RS0022-01-2023-001980-22
Производство № 2-2455/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года город Орёл
Заводской районный суд города Орла в составе председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при секретаре Тереховой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда гражданское дело по иску Ефремовой Лилии Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ефремова Лилия Михайловна (далее- Ефремова Л.М., истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указано, что она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В назначении пенсии ей было отказано, поскольку период проживания истца не подтвержден документально.
Указывает о несогласии с указанным решением, поскольку с ноября (дата обезличена) года проживает в с. Звягинки Орловского района Орловской области.
С учетом уточнения иска просит установить факт проживания с (дата обезличена) по (дата обезличена) в с. Звягинки Орловского района Орловской области, признать за ней право выхода на пенсию в 53 года и обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии с (дата обезличена).
Судом для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация Образцовского сельского поселения Орловской области.
В судебном заседании истец Ефремова Л.М. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с (дата обезличена) проживает в с.Звягинки Орловского района Орловской области. Указала, что у нее были плохие отношения с отцом, она часто приезжала к тете в с.Звягинки и приходила в гости к родителям будущего мужа. В тот период будущий муж был в армии, его родители предложили ей пожить у них и она к ним переехала. Когда муж пришел из армии, то они в сентябре 1990 года зарегистрировали брак, в декабре 1990 года была зарегистрирована в с.Звягинки. На работу в Орел ездила каждый день на автобусе. Документов, подтверждающих факт проживания в спорный период в с.Звягинки, не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области по доверенности Харченко Е.В. исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в отказе.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Администрация Образцовского сельского поселения Орловской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее– Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее– Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р действовавшем до 01.02.1998 г., указан населенный пункт – с.Звягинки Орловского района Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Установлено, что Ефремова Лилия Михайловна родилась (дата обезличена).
(дата обезличена) истец обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования по Орловской области истцу отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием права.
При этом в период проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом включены периоды с (дата обезличена) по (дата обезличена), что составляет 07 лет 01 месяц 08 дней и дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год.
Также в решении указано, что в заявлении Ефремова Л.М. ссылалась, что она проживала в с. Звягинки с января (дата обезличена) года.
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с иском, в котором указала, что проживает в с. Звягинки с (дата обезличена).
В подтверждение доказательств проживания, истцом приложены письма и фотографии. Между тем, из указанных писем и фотографий не усматривается проживание истца в спорный период в с. Звягинки Орловского района Орловской области.
Установлено, что истец вступила в брак с ФИО2 (дата обезличена), брак был зарегистрирован в Образцовском с/совете Орловского района Орловской области.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 Л.В. пояснил, что он является братом супруга истца. Брат познакомился с истцом в (дата обезличена) году. В (дата обезличена) году брат ушел в Армию, служил два года. До (дата обезличена) года он (свидетель с женой) жили у родителей в с. Звягинки. Летом-осенью (дата обезличена) года они переехали в (адрес обезличен). После того, как они переехали, в сентябре (дата обезличена) года к родителям переехала жить истец. В мае (дата обезличена) года брат вернулся из армии, в сентябре (дата обезличена) года брат женился на истце.
Свидетель ФИО13. пояснила, что в (дата обезличена) году она проживала в с.Звягинки и поздней осенью (дата обезличена) года от соседок узнала, что к Нине Лагутиной (Ефремовой) приехала жить девушка сына.
Свидетель ФИО9 пояснила, что она жила в с.Звягинки, рядом жили Ефремовы. Когда Владимир ФИО6 был в армии, то она видела, как осенью (дата обезличена) года истец помогала ФИО6 на огороде. Потом узнала, что истец переехала жить к Ефремовым. Поздней осенью она (свидетель) ездила в (адрес обезличен) и каждый день видела истца на остановке. ФИО4 вернулся из армии, то осенью у него и истца была свадьба.
Между тем, суд критически оценивает показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, принимая во внимание непоследовательность, противоречивость и несогласованность указанных показаний как между собой, так и с другими представленными по делу письменными доказательствами.
Кроме того, обращаясь с заявлением о назначении пенсии истец указывала, что она проживала в с. Звягинки с января (дата обезличена) года, однако в судебном заседании она пояснила, что проживала с (дата обезличена).
Соответственно, доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Ефремова Л.М. проживала в с. Звягинки Орловского района Орловской области в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) истцом не представлено.
Поскольку представленными доказательствами не подтверждено проживание истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в спорный период с (дата обезличена) по (дата обезличена), оснований для признания за Ефремовой Л.М. права на снижением пенсионного возраста на два года и назначения ей пенсии не имеется, в связи с чем, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом Ефремовой Лилией Михайловной требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ефремовой Лилии Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.11.2023.
Судья З.А. Соловьева