УИД: 45RS0024-01-2023-000064-47
№ 2-167/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года город Щучье
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи - Макаровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания - Пановой А.С.,
с участием представителя истца - Чуйковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Щучанского районного суда Курганской области гражданское дело по исковому заявлению Белова Сергея Михайловича к Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области о взыскании денежных средств, причитающихся работнику, и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Белов С.М. обратился в Щучанский районный суд с иском (с учетом измененных исковых требований) к Администрации Щучанского муниципального округа взыскании денежных средств, причитающихся работнику, и компенсации морального вреда, указывая, что он находился в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период трудовой деятельности он приобретал за безналичный расчет бензин для заправки автотранспорта, состоящего на балансе ответчика. Приобрел лампы светодиодные, кисти, краску, перчатки, цепи, шины, масло. В связи с отсутствием денежных средств у ответчика он вынужден нести расходы на приобретение иных расходных материалов и прочих услуг за свой счет. Авансовые отчеты он в установленный срок предоставлял и сдавал ответчику. За период с января по сентябрь 2022 года ему не выплачены суммы перерасходов по авансовым подотчетам, а именно: 2 000,00 руб.- бензин по авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ, 185,00 руб. - лампы светодиодные по авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ, 2 175,00 руб.- кисти, краску, перчатки по авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ, 1 815,00 руб. - цепи, шины, масло по авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ, 690,00 руб. – хоз.расходы по авансовому отчету. Взаимоотношения с подотчетными лицами относятся к трудовым отношениям между работником и работодателем, а невыплаченная подотчетному лицу задолженность является для организации кредиторской задолженностью перед работником. Для исполнения закона Курганской области от 29.12.2021 №178 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Щучанского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Щучанский муниципальный округ Курганской области и внесение изменений в некоторые законы Курганской области» принято решение Щучанской окружной Думы от 12.05.2022 №11 «О правопреемстве органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа Курганской области», согласно п.8 которого остаток средств, находящихся на единых счетах бюджетов преобразованных муниципальных образований по состоянию на 1 января 2023 года, подлежит перечислению на единый счет бюджета вновь образованного образования Щучанского муниципального округа Курганской области. Денежные средства находящиеся на лицевом счете Администрации города Щучье Курганской области перечислены на лицевой счет Щучанского муниципального округа. Решением Щучанской окружной Думы от 08.06.2022 №178 №37 «О ликвидации Администрации города Щучье» принято ликвидировать Администрацию города Щучье. Определен порядок и сроки ликвидации Администрации города Щучье. Распоряжением Администрации города Щучье №520 р-л от 10.06.2022 «О ликвидации муниципального образования Администрация города Щучье Щучанского района Курганской области» осуществляются юридические и организационные мероприятия, связанные с ликвидацией Администрации города Щучье. Согласно п. 2.2 Решения Думы Щучанского муниципального округа от 30.08.2022 «О порядке приема и передачи муниципального имущества в собственность Щучанского муниципального округа Курганской области» до 14 октября 2022 сформировать единый реестр муниципального имущества муниципальных образований Щучанского района. Согласно приложения, утвержденного Решением Думы Щучанского муниципального округа от 16.08.2022 «Об утверждении структуры Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области», утверждены должностные лица и функциональные органы Администрации Щучанского муниципального округа. Согласно положения, утвержденного Думой Щучанского муниципального округа от 21.09.2022г. «О создании Финансового управления Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области и об утверждении Положения о Финансовом управлении Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области», согласно абз. 3 п. 1 которого Финансовое управление Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации города Щучье в части вопросов, касающихся исполнения ими полномочий финансового органа публично-правового образования, в состав которого входит Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления. Централизованная бухгалтерия органов муниципальных образований подтверждает имеющуюся задолженность у него по авансовым отчетам. Согласно выписки ЕГРЮЛ на 06.02.2023 ответчик Администрация города Щучье Курганской области находится в стадии ликвидации, при этом она не имеет денежных средств на лицевом счете, и имущества для реализации возможной в погашение задолженности по исковому заявлению. Таким образом, с июня по сентябрь 2022 года задолженность у ответчика возникла перед истцом в сумме 6 865 руб. Руководствуясь положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, если перерасход подотчётных сумм обоснован, то его необходимо возместить. Обоснованием того, что перерасход по авансовому отчету нужно выплачивать, являются следующие факторы: обоснованность расходов, документальное подтверждение каждого расхода, соответствие авансового отчета принятой у работодателя форме, утверждение авансового отчета руководителем. Истцом выполнены все условия для выплаты сумм. Кроме того, приложены товарные и кассовые чеки, квитанции, договоры оказания услуг. В случае оплаты безналичным путём на нужды ответчика, то в качестве подтверждающих документов предоставлял квитанции, чеки. Авансовый отчет проверен бухгалтером и утвержден руководителем ответчика. После этого сумма перерасходованных средств должна выдаваться работнику по расходному кассовому ордеру, а его реквизиты указываются в авансовом отчете либо перечисляются на банковскую карту работника. Истцом все условия для возврата личных денежных средств, использованных на нужды организации, исполнены. Все материалы ответчиком приняты и использованы или используются по назначению. Представитель Администрации города Щучье от 01.02.2023 года подтвердил, что задолженность у ответчика перед истцом имеется, однако срок выплаты не известен. Таким образом, работодатель до настоящего времени не выполняет одну из своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Незаконными бездействиями ответчика истцу причинен моральный вред, который выразился в постоянном беспокойстве, что повлекло за собой бессонницу. Оплачивая расходы ответчика, присутствовала уверенность, что денежные средства вернут в полном объеме и в срок, из семьи он забирал деньги на короткий срок. Однако ответчиком до настоящего времени не погашен долг. Причиненный моральный вред оценивается им в 10 000 руб.
Просит взыскать с Администрации Щучанского муниципального округа, в пользу Белова Сергея Михайловича 6 865 руб., составляющих задолженность ответчика перед истцом по: авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ на 2 000 руб., авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ на 185,00 руб., авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ на 2 175,00 руб., авансовому отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 815,00 руб., 690,00 руб.- хоз. расходы по авансовому отчету, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением Щучанского районного суда Курганской области от 12.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Городской территориальный отдел» Управления по развитию территории Администрации Щучанского муниципального округа.
Истец Белов С.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель истца Чуйкова О.А. в судебном заседании на иске настаивала, пояснив, что задолженность по авансовым отчетам не оспаривается ответчиком, все авансовые отчеты были сданы в срок, однако, выплаты по ним не поступили.
Представитель ответчика Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области, являющийся также представителем соответчика Финансового Управления Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области Бывакин А.Э. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в прошлых судебных заседаниях исковые требования не признавал, не оспаривая сумму задолженности по авансовым отчетам, полагал, что взыскать ее необходимо с МКУ «Городской территориальный отдел» Управления по развитию территории Администрации Щучанского муниципального округа, как с правопреемника Администрации г.Щучье, которая находится в стадии ликвидации.
Представитель соответчика МКУ «Городской территориальный отдел» Управления по развитию территории Администрации Щучанского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 39 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В данном случае законных оснований для выхода за пределы заявленных истцом требований у суда не имеется.
В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации, при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Белов С.М. состоял в трудовых отношениях с Администрацией города Щучье Курганской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Белов С.М. принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности заместителя по социальным вопросам Администрации города Щучье.
Пунктом 7.3 вышеуказанного трудового договора предусмотрено, что в случаях, предусмотренных в законе, работодатель обязан компенсировать работнику моральный вред, причиненный неправомерными действиями и/или бездействием работодателя.
Приказом (распоряжением) № № от ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы города Щучье Белов С.М. уволен в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.
На основании ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 164 Трудового кодекса Российской Федерации определяет компенсации, как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В подтверждение доводов истца в материалы дела представлены авансовые отчеты № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2000 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 185 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2175 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1815 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 190 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 500 руб., итого на сумму 6865 руб., а также кассовые и товарные чеки к ним.
Кроме того, судом исследованы табеля учета рабочего времени истца за период с июня по сентябрь 2022 года. Так, ДД.ММ.ГГГГ Белов С.М. присутствовал на рабочем месте, что подтверждается отметкой в данных табелях.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу суда Финансовым Управлением Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области, Беловым С.М. за период с января по сентябрь 2022 года сданы в бухгалтерию администрации г.Щучье авансовые отчеты на сумму 6865 руб.: авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2000 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 185 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2175 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1815 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 190 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2000 руб.; авансовый отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 500 руб. Выплаты по вышеперечисленным авансовым отчетам Администрацией г. Щучье не были произведены. Задолженность по расчетам с подотчетным лицом Беловым С.М. составляет 6865 рублей. Согласно Распоряжения Администрации г. Щучье от № № ДД.ММ.ГГГГ Белов С.М. уволен ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении Белову С.М. произведены следующие начисления: заработная плата за три рабочих дня (1,2,31 октября); больничный лист за счет работодателя (3.10-5.10; 18.10-20.10); компенсация за неиспользованный основной отпуск (13,17 дн.); компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск (2,25дн.); компенсация при увольнении (выходное пособие). Общая сумма начислений составила 104217 руб. 18 коп. Общая сумма удержаний 21117 руб. 17 коп (налог на доходы физических лиц 6198 руб., удержание по исполнительному документу 14919 руб. 17 коп.). Сумма к выплате составила 83100 руб. 01 коп. Расчет с Беловым С.М. по оплате труда в сумме 83 100 руб. 01 коп. произведен 25.11.2022.
Таким образом, соответчиком по делу Финансовым Управлением Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области не оспаривается тот факт, что перед Беловым С.М. имеется задолженность по авансовым отчетам в размере 6865 руб.
Поскольку факт понесенных истцом личных расходов доказан, имеются основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании в пользу истца задолженности по авансовым отчетам в размере 6865 руб.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как указано в п.46 и п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 ТК РФ).
Суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
При указанных выше обстоятельствах, исковые требования Белова С.М. в части взыскания компенсации морального вреда признаются судом обоснованными, подлежат частичному удовлетворению, размер компенсации морального вреда суд определяет в размере 500 рублей.
Решением Думы Щучанского муниципального округа Курганской области № 11 от 12.05.2022 утверждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа Курганской области, в соответствии с которым Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области является правопреемником, в том числе Администрации МО города Щучье по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 72 от 15.08.2022 создана Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области с правами юридического лица. Утверждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа, которым определен порядок правопреемства органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа Курганской области по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления Щучанского района Курганской области, в том числе города Щучье Щучанского района Курганской области.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 68 от 16.08.2022 принят Устав Щучанского муниципального округа Курганской области.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 89 от 21.09.2022 создано Финансовое управление Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области и утвержденного Положением о нем, в соответствии с которым оно является правопреемником Администрации города Щучье в части вопросов, касающихся исполнения ими полномочий финансового органа публичного образования.
Решением Думы Щучанского муниципального округа № 37 от 08.06.2022 Администрация города Щучье ликвидирована, утверждены ликвидационная комиссия и руководитель ликвидационной комиссии, утвержден порядок и сроки ликвидации Администрации города Щучье.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ руководителем ликвидационной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ является Евстигнеева И.А.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Согласно части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В соответствии с решением Думы Щучанского муниципального округа Курганской области от 02.03.2023 № 33 «О правопреемстве органов местного самоуправления Щучанского муниципального округа Курганской области» правопреемником Администрации города Щучье является Администрация Щучанского муниципального округа Курганской области.
МКУ «Городской территориальный отдел» Управления по развитию Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области наделено статусом юридического лица, вместе с тем является одним из структурных подразделений Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области, а главным распорядителем денежных средств является Финансовое управление Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области.
В связи с этим, суд признает, что взыскание денежных средств, причитающихся работнику, и компенсации морального вреда подлежат взысканию с Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белова Сергея Михайловича к Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области о взыскании денежных средств, причитающихся работнику, и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Щучанского муниципального округа Курганской области (<данные изъяты>) в пользу Белова Сергея Михайловича (<данные изъяты>) задолженность по авансовым отчетам в размере 6865 (шесть тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей, всего 7365 (семь тысяч триста шестьдесят пять) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда, через Щучанский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 июня 2023 года.
Судья Е.А. Макарова