№ 2-669/2024
66RS0023-01-2024-001331-58
Мотивированное решение
составлено 04.12.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхотурье 20 ноября 2024 года
Верхотурский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Воложанина А.В., с участием: представителя истца – помощника прокурора Верхотурского района Швецовой К.В., представителей ответчиков Администрации городского округа Верхотурский Гунько М.М., МКУ «Служба заказчика» городского округа Верхотурский Желваковой В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стрельчук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхотурский и Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» городского округа Верхотурский о возложении обязанностей по обустройству тротуара на <адрес>, по приведению в соответствие с ГОСТ автомобильных дорог по <адрес>, Кушвинская, Комарова <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведения проверочных мероприятий совместно с ОГИБДД МО МВД России «Новолялинский» проведено обследование улично-дорожной сети по улицам <адрес> на соответствие эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения требованиям ГОСТ, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда.
Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», с учетом уточненных требований прокурор просит: Обязать Администрацию городского округа Верхотурский в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
1. Обязать Администрацию городского округа Верхотурский в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
Обустроить тротуар на участке дороги <адрес>.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика» городского округа Верхотурский в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
Привести в соответствие п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устранить дефекты проезжей в виде выбоин от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Привести в соответствие п. 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» убрать растительность (траву) на обочине участка дороги от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Привести в соответствие п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установить дорожный знак 2.4 «уступи дорогу» на участке дороги <адрес>+155м <адрес>+175м <адрес>+395м <адрес>, на участке дороги Комарова <адрес>, на участке дороги Комарова <адрес>.
Привести в соответствие п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установить дорожный знак 8.13 «направление главной дороги» на участке дороги <адрес>+395м <адрес>, на участке дороги <адрес>+375м <адрес>.
Привести в соответствие п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установить дорожный знак 2.1 «главная дорога» на участке дороги <адрес>+375м <адрес>.
Привести в соответствии с п. 5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устранить посторонний предмет на обочине дороги <адрес>.
В судебном заседании прокурор на уточненном иске настаивал.
Представитель ответчика Администрации городского округа Верхотурский иск не признала, считает, что прокурором не доказана необходимость обустройства тротуара вдоль дороги 5 категории, в отношении которой такие нормативные требования отсутствуют. В то же время не оспаривала, что конце спорного участка по <адрес> расположены такие социальные объекты как детский сад и районная детская больница, а также то, что на перекрестке с <адрес> через автодорогу <адрес> имеется пешеходный переход, от которого тротуар по <адрес> отсутствует.
Представитель ответчика МКУ «Служба заказчика» выразила согласие с заявленными требованиями, однако просила установить более продолжительный период устранения недостатков с учетом наступления зимнего сезона и проведения конкурсных закупок для муниципальных нужд.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокурором проверочных мероприятий совместно с государственным инспектором дорожного надзора Госавтоинспекции МО МВД России «Новолялинский» проведено обследование улично-дорожной сети по <адрес>, Комарова, Кушвинская <адрес>, выявлены несоответствия эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения требованиям ГОСТ, составлены акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы).
Согласно данного акта выявлены следующие недостатки:
в нарушение п. 5.2.4 «ГОСТ Р50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части дороги от <адрес> до <адрес> имеются многочисленные повреждения в виде выбоин, более 5 сантиметров.
в нарушение п. 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги от <адрес> до <адрес> обнаружена трава на обочинах, высотою более 15 сантиметров.
в нарушение п. 5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес> имеется наличие посторонних предметов на обочине.
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес>+155м <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 2.4 «уступи дорогу».
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес>+|.75м <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 2.4 «уступи дорогу».
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес>+395м <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 2.4 «уступи дорогу».
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес>+395м <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 8.13 «направление главной дороги».
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес>+375м <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 2.1 «главная дорога».
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес>+375м <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 8.13 «направление главной дороги».
в нарушение п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части дороги от <адрес> до <адрес> имеются многочисленные повреждения в виде выбоин, более 5 сантиметров.
в нарушение п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части дороги от <адрес> до <адрес> имеются многочисленные повреждения в виде выбоин, более 5 сантиметров.
в нарушение п. 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги от <адрес> до <адрес> обнаружена трава на обочинах, высотою более 15 сантиметров.
в нарушение п. 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги от <адрес> до <адрес> обнаружена трава на обочинах, высотою более 15 сантиметров.
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги Комарова <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 2.4 «уступи дорогу».
в нарушение п. 6.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги Комарова <адрес> отсутствует (утрачен) дорожный знак 2.4 «уступи дорогу».
в нарушение п. 4.5.1.3 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке дороги <адрес> отсутствует тротуар.
в нарушение п. 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги <адрес> обнаружена трава на обочинах, высотою более 15 сантиметров.
в нарушение п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части дороги <адрес> – Малышева <адрес> имеются многочисленные повреждения в виде выбоин, более 5 сантиметров.
Представленный акт ответчиком не осмотрены, обстоятельства наличия выявленных недостатков фактически признаны ответчиками, что в силу ч.2 ст.68 ГПК РФ освобождает истца от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена судебная защита.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе уплатной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно статьям 15, 17 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке установленном уполномоченным Правительством Российской Федерадии федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ГОСТ Р 58769-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации».
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 9.1. ст. 28 Устава городского округа Верхотурский, принятого Решением Верхотурского Уездного Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление других полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения.
На основании распоряжения Администрации городского округа Верхотурский от ДД.ММ.ГГГГ №, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ б/н, Администрацией городского округа Верхотурский за муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика» городского округа Верхотурский (далее - МКУ «Служба заказчика») на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество - автомобильные дороги, общей протяженностью 219763,10 м. Указанному муниципальному учреждению предписано в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления, осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению в пределах, установленных гражданским законодательством, заданием собственника и назначением имущества.
Передача и закрепление данного участка дороги согласуется с п. ДД.ММ.ГГГГ Устава МКУ «Служба заказчика» городского округа Верхотурский, где указано, что одной из целью деятельности учреждения является организация выполнения работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети в границах городского округа Верхотурский.
Таким образом, МКУ «Служба заказчика» является лицом, ответственным за содержание рассматриваемых участков сооружения автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Возражения ответчика – Администрации ГО Верхотурский об отсутствии нормативных требований оборудования тротуара вдоль <адрес>, суд признает несостоятельными.
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV-V категорий с твердым покрытием.
Действующие нормы в настоящее время предусматривают обязательное обустройство тротуаров также и для дорог IV и V категорий с твердым покрытием. Требованиями ГОСТа категоризация дорог используется для целей установления дополнительных оснований к их оборудованию тротуарами. Необходимость в тротуарах обусловлена дорожной ситуацией. Указанные требования включены в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
В связи с чем, для дороги по <адрес>, имеющей на спорном участке твердое (щебеночное) покрытие применимо требование об оборудовании тротуаром.
В связи с тем, что тротуара на момент передачи автодороги на содержание в МКУ «Служба заказчика» не имелось, обязанность по созданию данного сооружения следует возложить на Администрацию ГО Верхотурский.
При таких обстоятельствах суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Наряду с этим, суд принимает в качестве состоятельного довод представителя ответчика о необходимости установления более продолжительного срока для устранения выявленных недостатков, с учетом более эффективного их устранения в весенне-летний сезон, чем в зимний и с учетом требований федерального законодательства, предусматривающего проведение закупок для муниципальных нужд на конкурсной основе. По мнению суда предложенные ответчиками сроки - до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, будут являться разумными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.07.2024
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.2.4 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>, ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.3.1 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>, ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.2.4 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 2.4 «░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>+155░ <░░░░░>+175░ <░░░░░>+395░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.
2.4. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.2.4 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 8.13 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>+395░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>+375░ <░░░░░>.
2.5. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.2.4 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 2.1 «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>+375░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.1.1 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░