№ 2-693/2022
УИД 75RS0008-01-2022-001032-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Борзя 3 августа 2022 года
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Кыдыякова Г.И.,
при секретаре судебного заседания Норбоевой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Борзинский район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Борзинского районного отделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
представитель администрации муниципального района «Борзинский район» по доверенности Шкитова Т.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на то, что истец является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя Борзинского РОСПФИО7ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Борзинским городским судом по делу № 2-1318/2017.Решением суда от 31.10.2017 исковые требования Борзинской межрайонной прокуратуры удовлетворены, возложена обязанность на администрацию муниципального района профинансироватьМОУ:Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Борзя на выполнение работ по огнезащитной обработке строительных конструкций. Определением суда от 03.10.2018 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.02.2019. Определением суда от 05.03.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2019. Определением суда от 20.09.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2020. Определением суда от 11.09.2020 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2021. Определением суда от 09.09.2021 в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано. Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 23.11.2021 частная жалоба оставлена без удовлетворения, определение суда от 09.09.2021 без изменения. 22.06.2022 заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Борзинского РОСП Лысенко Н.С. за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Вместе с тем невозможность исполнить решение суда в установленный срок была связана с отсутствием необходимых бюджетных средств. Бюджет администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края является дотационным, основными статьями расходов является заработная плата с начислениями (в бюджете на 2022 год заработная плата запланирована на 9 месяцев), оплата коммунальных услуг, социальные выплаты. Остальные статьи бюджета запланированы в пределах 15-20% от потребности. Средства на огнезащитную обработку строительных конструкций образовательных учреждений в 2021 году не предусмотрены в бюджете. В 2022 году из бюджета Забайкальского края выделены межбюджетные трансферы на предписанияконтролирующих органов и судебные решения, также средства на огнезащитную обработку.В соответствии с актом о приемке выполненных работ, 20.12.2021 выполненыработы по огнезащите деревянных конструкций кровли МОУ: Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Борзя.23.06.2022 заместителем начальника отделения-заместителем старшего судебного пристава Борзинского районного отделения судебных приставов Лысенко Н.С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 7179/18/75041-ИП.Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального района были предприняты все меры к исполнению решения суда.
Просит суд освободить администрацию муниципального района «Борзинский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. назначенного по постановлению от 22.06.2022 заместителем начальника отделения — заместителем старшего судебного пристава Борзинского РОСП Лысенко Н.С. по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № от 19.02.2018, выданного Борзинским городским судом.
Администрация муниципального района «Борзинский район», УФССП России по Забайкальскому краю, заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С., Борзинский межрайонный прокурор, комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», МОУ: Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Борзя, надлежащим образом извещенные о месте, дате и времени слушания дела, явку в судебное заседание не обеспечили, о причинах не сообщили. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам.
Изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Рассматривая доводы истца, суд исходит из того, что судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ), а также руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗесли исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Судом установлено, что решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 25.10.2017 возложены обязанности на МОУ СОШ № 41 в срок до 01.09.2018 произвести огнезащитную обработку строительных конструкций образовательной организации; на администрацию муниципального района «Борзинский район» профинансировать МОУ СОШ № 41 на выполнение работ по огнезащитной обработке строительных конструкций.
Указанное решение принято в окончательной форме 30.10.2017, не обжаловалось в апелляционном порядке, вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2 Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Борзинским городским судом Забайкальского края по делу №, с предметом исполнения: обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» профинансировать МОУ СОШ № 41 на выполнение работ по огнезащитной обработке строительных конструкций, в пользу взыскателя Борзинская межрайонная прокуратура.
Должнику в соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлен срок исполнения требований, указанных в исполнительном документе, в течение пяти дней с момента получения копии постановления. Кроме того, должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. Администрацией муниципального района «Борзинский район» постановление о возбуждении исполнительного производства получено ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 03.10.2018 исполнение решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 31.10.2018 по делу №отсрочено на срок до 01.02.2019.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 05.03.2019 исполнение решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 31.10.2018 по делу № отсрочено на срок до 01.09.2019.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 20.09.2019 исполнение решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 25.10.2017 по делу № отсрочено на срок до 01.09.2020.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 11.09.2020 исполнение решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 31.10.2017 по делу № отсрочено на срок до 01.09.2021.
Согласно ч. 2 ст. 37Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
22.06.2022 постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. по исполнительному производству №-ИП вынесено постановление о взыскании с должника - администрации муниципального района «<адрес>» исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В соответствии с положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
При этом в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
При рассмотрении поставленного вопроса, суд учитывает, что поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа должником исполнены не были, при этом, должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, доказательств обратного заявителем при рассмотрении дела представлено не было, судебный пристав-исполнитель обоснованно наложил на должника денежное взыскание (исполнительский сбор).
Вместе с тем исковое заявление мотивировано отсутствием у должника необходимых бюджетных средств.
Как следует из Устава муниципального района «Борзинский район», принятого решением Совета муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ч. 2 ст. 44).
По информации председателя комитета по финансам администрации муниципального района «Борзинский район» от 01.07.2022, бюджет администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края является дефицитным, основанными статьями расходов является заработная плата с начислениями (в бюджете на 2022 год заработная плата запланирована на 9 месяцев), оплата коммунальных услуг, социальные выплаты. Остальные статьи бюджета запланированы в пределах 15-20% от потребности. Средства на огнезащитную обработку строительных конструкций образовательных учреждений в 2021 году не предусмотрены в бюджете. В 2022 году из бюджета Забайкальского края выделены межбюджетные трансферы на предписания контролирующих органов и судебные решения, также средства на огнезащитную обработку запланированы в этой сумме.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального района «Борзинский район» были предприняты меры к исполнению решения суда, однако объективной возможности его исполнения в установленные судебным приставом-исполнителем сроки не имелось из-за отсутствия необходимых бюджетных средств в связи с особенностями бюджетного процесса выделения финансовых средств.
При этомиз представленного суду акта о приемке выполненных работ от 20.12.2021 следует, что работы по огнезащите деревянных конструкций МОУ: Средняя общеобразовательная школа № г. Борзя выполнены.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП было окончено на основании п. 1ч. 1 ст. 47Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в отношении администрации муниципального района «Борзинский район» отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда, что в совокупности с отсутствием у должника реальной возможности в установленный судебным приставом срок исполнить требования исполнительного документа, а также фактическим исполнением решения суда в настоящее время, являются исключительными обстоятельствами, позволяющими освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем освобождение должника от уплаты исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления либо действий заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. о взыскании исполнительского сбора незаконными.
Решение суда подлежит немедленному исполнению в силу ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального района «Борзинский район», ОГРН 1027501005564, от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного 21 марта 2018 года.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Борзинский городской суд Забайкальского края.
Председательствующий судья Кыдыяков Г.И.
Решение в окончательной форме принято 09.08.2022