Решение по делу № 2а-1695/2021 от 29.06.2021

36RS0001-01-2021-002267-88

Дело №2а-1695/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рі. Воронеж 29 сентября 2021 РіРѕРґР°    

Железнодорожный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Золотых Е.Н.,

при секретаре Усатовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Носова В.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Носов В.П. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее ДИЗО) мотивируя иск тем, Носову В.П. на праве собственности принадлежит часть индивидуального жилого дома (помещение №2) площадью 72,6 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.11.2020 и решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020. Часть индивидуального жилого дома (помещение №1) находится в общей долевой собственности Ляпиной Н.А., Китаевой П.Н., Астаховой А.Н., Хариной М.Н. по 1/4 доли у каждого, общей площадью 38,8 кв.м., расположенный по адресу<адрес>, что также подтверждается решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020 г.

Указанные части жилого дома расположены на земельном участке площадью 612 кв.м., кадастровый № ....., расположенном по <адрес>

В мае 2021 года Носов В.П. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ответу ДИЗО от 27.05.2021 года № 52-17-6458 Носову В.П. было отказано в утверждении данной схемы, в связи тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует п. 4 Требований (утв. приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и ст. 11.10 ЗК РФ, а также не представлены сведения о порядке пользования земельным участком, определить обоснованность границы формируемого земельного участка не представляется возможным.

При этом ДИЗО не указывает, что конкретно в предоставленной схеме не соответствует п. 4 Требований (утв. приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762) и ст. 11.10 ЗК РФ и у истца нет обязанности предоставлять сведения о порядке пользования земельным участком в ДИЗО для утверждения схемы.

В связи с чем, административный истец просит признать незаконным решение ДИЗО от 27.05.2021 года №52-17-6458. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес> и обязать ДИЗО повторно рассмотреть заявление.

Определением суда в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Ляпина Н.А., Китаева П.Н., Астахова А.Н., Харина М.Н.

В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Глушаков В.С. поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, надлежаще извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, ранее представил письменный отзыв, согласно которому по сведениям публичной кадастровой карты и ЕГРН земельный участок, расположенный <адрес>, состоит на государственном кадастровом учете с 18.12.2005 с кадастровым № ....., площадью 257,13 кв.м с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно представленной схеме площадь формируемого земельного участка составляет 300 кв. м., информация о первоотводных документах и законности образования испрашиваемого земельного участка площадью 300 кв.м в адрес ДИЗО не представлена, истцом не обоснована площадь земельного участка 300 кв. м, как необходимая для использования и эксплуатации части жилого дома

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Приказом департамента от 24.01.2017 № 106 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории"

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

Судом установлено, что административному истцу Носову В.П. на праве собственности принадлежит часть индивидуального жилого дома (помещение №2) площадью 72,6 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.11.2020 г. и решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020.

Часть индивидуального жилого дома (помещение №1) находится в общей долевой собственности Ляпиной Н.А., Китаевой П.Н., Астаховой А.Н., Хариной М.Н. по 1/4 доли у каждого, общей площадью 38,8 кв.м., расположенный <адрес>, что также подтверждается решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020 г.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке по <адрес> площадью 612 кв.м., что было установлено решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020, что также указано в техническом паспорте БТИ на домовладение исходя из фактического использования. Границы указанного земельного участка надлежащим образом не зарегистрированы.

Указанные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком.

Первоначально земельный участок выдавался в целях строительства по договору застройки от 05.09.1945 размером 20 метров на 30 метров, площадью 600 кв.м.

В заключении БТИ Железнодорожного района г. Воронежа от 25.09.1974 года данного Товарищескому суду <адрес> указано, что земельном участке <адрес>, расположено домовладение № ..... которое находится в пользовании ФИО (4/7 части) и ФИО1. (3/7 части), площадь земельного участка 600 кв.м. При этом земельный участок разделен совладельцами забором; в пользовании ФИО - 343 кв.м., ФИО1 257 кв.м.

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом деле, земельный участок площадью 257,13 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес> поставлен на кадастровый учет 19.12.2005 как ранее учтенный, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Основания, причины и инициатор постановки на учет земельного участка именно площадью 257,13 кв.м. неизвестны. Право собственности на указанный участок не зарегистрировано.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-11 (далее ПЗЗ), для территориальной зоны с индексом ЖЗ для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов на одну, две семьи, коттеджей предусмотрено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь должны быть: -минимальная площадь земельного участка - 300 кв. м; -максимальная площадь земельного участка (за исключением случаев образования земельного участка при объединении, разделе или выделе из земельных участков)- 800 кв. м, - на землях, требующих рекультивации, 1000 кв. м.

Таким образом, формирование земельного участка площадью менее 300 кв.м. не возможно.

23.03.2021 года административный истец обратился в ДИЗО с заявлением с целью утверждения схемы расположения земельного участка площадью 300,00 кв.м. на кадастровом плане территории.

Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж в своём ответе 24.03.2021 на запрос ДИЗО указало, что земельный участок площадью 300 кв.м, образуемый путем выделения из общего земельного участка <адрес>, отнесен к функциональной зоне 200 (зона смешанной и общественно-деловой застройки ), в территориальной зоне с индексом ЖЗ - зона малоэтажной индивидуальной застройки под развитие многоэтажной, зона выделена для условий формирования жилых районов с размещением многоквартирных домов в соответствии с предлагаемыми площадками строительства и проектами застройки жилых микрорайонов. Формируемый участок частично ограничен в отношении сетей инженерно-технического обеспечения (теплосеть). Конфигурация образуемого участка (шириной ориентировочно 7.0 м и длиной 31,0 м) не позволит его дальнейшее использование, в качестве самостоятельного земельного участка, с учетом требований градостроительных нормативов.?

Решением ДИЗО от 27.05.2021 года № 52-17-6458 административному истцу отказано в утверждении данной схемы со ссылкой на пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Отказ был мотивирован тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует п. 4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и ст. 11.10 ЗК РФ; сведения о порядке пользования земельным участком в ДИЗО отсутствуют, в связи с чем определить обоснованность границы формируемого земельного участка не представляется возможным.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.

Согласно п. 4 указанного приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Однако ДИЗО в своем отказе от 27.05.2021 года № 52-17-6458 не указывает в чем заключается нарушение п. 4 Требований Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762.

В соответствии с подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка может служить несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.

Таким образом, отказ ДИЗО не содержит ссылок на основания, предусмотренные подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем является необоснованным и подлежит признанию незаконным.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно п. 8 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 8, вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости, в том числе, вносится в качестве основных сведений об объекте недвижимости, описание местоположения объекта недвижимости (п. 4 ст. 8).

Отнесение объектов к государственной собственности осуществляется на основании предписаний специального закона, в частности в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В этой связи земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, они остались в неразграниченной государственной собственности.

Изложенная правовая позиция относительно разграничения права собственности на земельные участки определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.12.2013 г. N 12790/13.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением "О департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области", утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. N 365, а также согласно положениям Закона Воронежской области N 217-03 от 30.12.2014 г. "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа г. Воронеж исполнительных органов государственной власти Воронежской области", департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

Земельный участок площадью 257,13 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес>, не имеет зарегистрированных границ, относится к территории неразграниченной государственной собственности. ДИЗО единственное лицо, которое вправе обратится в компетентные органы с целью исключения сведений из ЕГРН об указанном земельном участке, корректировке информации содержащейся в ЕГРН. Административный истец, не являясь правообладателем указанного земельного участка, лишен возможности требовать исключения сведений из ЕГРН об указанном земельном участке как в административном порядке, так и в рамках судебной защиты.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Статьей 10 ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных норм права, ответ на обращение гражданина должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность принятого решения.

Оспариваемое решение ДИЗО было принято в нарушение прав административного истца, гарантированных п. 3 ст. 5 и ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Исходя из изложенного, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их взаимной связи и совокупности, достаточность и достоверность доказательств, суд находит оспариваемый отказ ДИЗО незаконным.

Поскольку административным ответчиком не были проверены и изучены все иные возможные основания отказа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка, суд считает необходимым определить надлежащий способ устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу, что должно быть устранено путем повторного рассмотрения ДИЗО заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка с соблюдением требований законодательства.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и по заявленным административным истцом требованиям, ст.178 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 13.04.2021 года № 52-17-5379з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть заявление Носова В.П. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного <адрес>

Решение СЃСѓРґР° может быть обжаловано РІ судебную коллегию Воронежского областного СЃСѓРґР° РІ месячный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ изготовления решения РІ окончательной форме через районный СЃСѓРґ.    

Председательствующий             Р•.Рќ. Золотых

Мотивированное решение составлено 12 октября 2021 года.

36RS0001-01-2021-002267-88

Дело №2а-1695/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рі. Воронеж 29 сентября 2021 РіРѕРґР°    

Железнодорожный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Золотых Е.Н.,

при секретаре Усатовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Носова В.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Носов В.П. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее ДИЗО) мотивируя иск тем, Носову В.П. на праве собственности принадлежит часть индивидуального жилого дома (помещение №2) площадью 72,6 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.11.2020 и решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020. Часть индивидуального жилого дома (помещение №1) находится в общей долевой собственности Ляпиной Н.А., Китаевой П.Н., Астаховой А.Н., Хариной М.Н. по 1/4 доли у каждого, общей площадью 38,8 кв.м., расположенный по адресу<адрес>, что также подтверждается решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020 г.

Указанные части жилого дома расположены на земельном участке площадью 612 кв.м., кадастровый № ....., расположенном по <адрес>

В мае 2021 года Носов В.П. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ответу ДИЗО от 27.05.2021 года № 52-17-6458 Носову В.П. было отказано в утверждении данной схемы, в связи тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует п. 4 Требований (утв. приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и ст. 11.10 ЗК РФ, а также не представлены сведения о порядке пользования земельным участком, определить обоснованность границы формируемого земельного участка не представляется возможным.

При этом ДИЗО не указывает, что конкретно в предоставленной схеме не соответствует п. 4 Требований (утв. приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762) и ст. 11.10 ЗК РФ и у истца нет обязанности предоставлять сведения о порядке пользования земельным участком в ДИЗО для утверждения схемы.

В связи с чем, административный истец просит признать незаконным решение ДИЗО от 27.05.2021 года №52-17-6458. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес> и обязать ДИЗО повторно рассмотреть заявление.

Определением суда в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Ляпина Н.А., Китаева П.Н., Астахова А.Н., Харина М.Н.

В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Глушаков В.С. поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, надлежаще извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, ранее представил письменный отзыв, согласно которому по сведениям публичной кадастровой карты и ЕГРН земельный участок, расположенный <адрес>, состоит на государственном кадастровом учете с 18.12.2005 с кадастровым № ....., площадью 257,13 кв.м с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно представленной схеме площадь формируемого земельного участка составляет 300 кв. м., информация о первоотводных документах и законности образования испрашиваемого земельного участка площадью 300 кв.м в адрес ДИЗО не представлена, истцом не обоснована площадь земельного участка 300 кв. м, как необходимая для использования и эксплуатации части жилого дома

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Приказом департамента от 24.01.2017 № 106 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории"

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

Судом установлено, что административному истцу Носову В.П. на праве собственности принадлежит часть индивидуального жилого дома (помещение №2) площадью 72,6 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.11.2020 г. и решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020.

Часть индивидуального жилого дома (помещение №1) находится в общей долевой собственности Ляпиной Н.А., Китаевой П.Н., Астаховой А.Н., Хариной М.Н. по 1/4 доли у каждого, общей площадью 38,8 кв.м., расположенный <адрес>, что также подтверждается решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020 г.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке по <адрес> площадью 612 кв.м., что было установлено решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 03.07.2020, что также указано в техническом паспорте БТИ на домовладение исходя из фактического использования. Границы указанного земельного участка надлежащим образом не зарегистрированы.

Указанные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком.

Первоначально земельный участок выдавался в целях строительства по договору застройки от 05.09.1945 размером 20 метров на 30 метров, площадью 600 кв.м.

В заключении БТИ Железнодорожного района г. Воронежа от 25.09.1974 года данного Товарищескому суду <адрес> указано, что земельном участке <адрес>, расположено домовладение № ..... которое находится в пользовании ФИО (4/7 части) и ФИО1. (3/7 части), площадь земельного участка 600 кв.м. При этом земельный участок разделен совладельцами забором; в пользовании ФИО - 343 кв.м., ФИО1 257 кв.м.

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом деле, земельный участок площадью 257,13 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес> поставлен на кадастровый учет 19.12.2005 как ранее учтенный, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Основания, причины и инициатор постановки на учет земельного участка именно площадью 257,13 кв.м. неизвестны. Право собственности на указанный участок не зарегистрировано.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-11 (далее ПЗЗ), для территориальной зоны с индексом ЖЗ для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов на одну, две семьи, коттеджей предусмотрено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь должны быть: -минимальная площадь земельного участка - 300 кв. м; -максимальная площадь земельного участка (за исключением случаев образования земельного участка при объединении, разделе или выделе из земельных участков)- 800 кв. м, - на землях, требующих рекультивации, 1000 кв. м.

Таким образом, формирование земельного участка площадью менее 300 кв.м. не возможно.

23.03.2021 года административный истец обратился в ДИЗО с заявлением с целью утверждения схемы расположения земельного участка площадью 300,00 кв.м. на кадастровом плане территории.

Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж в своём ответе 24.03.2021 на запрос ДИЗО указало, что земельный участок площадью 300 кв.м, образуемый путем выделения из общего земельного участка <адрес>, отнесен к функциональной зоне 200 (зона смешанной и общественно-деловой застройки ), в территориальной зоне с индексом ЖЗ - зона малоэтажной индивидуальной застройки под развитие многоэтажной, зона выделена для условий формирования жилых районов с размещением многоквартирных домов в соответствии с предлагаемыми площадками строительства и проектами застройки жилых микрорайонов. Формируемый участок частично ограничен в отношении сетей инженерно-технического обеспечения (теплосеть). Конфигурация образуемого участка (шириной ориентировочно 7.0 м и длиной 31,0 м) не позволит его дальнейшее использование, в качестве самостоятельного земельного участка, с учетом требований градостроительных нормативов.?

Решением ДИЗО от 27.05.2021 года № 52-17-6458 административному истцу отказано в утверждении данной схемы со ссылкой на пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Отказ был мотивирован тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует п. 4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и ст. 11.10 ЗК РФ; сведения о порядке пользования земельным участком в ДИЗО отсутствуют, в связи с чем определить обоснованность границы формируемого земельного участка не представляется возможным.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.

Согласно п. 4 указанного приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Однако ДИЗО в своем отказе от 27.05.2021 года № 52-17-6458 не указывает в чем заключается нарушение п. 4 Требований Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762.

В соответствии с подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка может служить несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.

Таким образом, отказ ДИЗО не содержит ссылок на основания, предусмотренные подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем является необоснованным и подлежит признанию незаконным.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно п. 8 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 8, вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости, в том числе, вносится в качестве основных сведений об объекте недвижимости, описание местоположения объекта недвижимости (п. 4 ст. 8).

Отнесение объектов к государственной собственности осуществляется на основании предписаний специального закона, в частности в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В этой связи земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, они остались в неразграниченной государственной собственности.

Изложенная правовая позиция относительно разграничения права собственности на земельные участки определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.12.2013 г. N 12790/13.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением "О департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области", утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. N 365, а также согласно положениям Закона Воронежской области N 217-03 от 30.12.2014 г. "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа г. Воронеж исполнительных органов государственной власти Воронежской области", департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

Земельный участок площадью 257,13 кв.м., кадастровый № ....., расположенный <адрес>, не имеет зарегистрированных границ, относится к территории неразграниченной государственной собственности. ДИЗО единственное лицо, которое вправе обратится в компетентные органы с целью исключения сведений из ЕГРН об указанном земельном участке, корректировке информации содержащейся в ЕГРН. Административный истец, не являясь правообладателем указанного земельного участка, лишен возможности требовать исключения сведений из ЕГРН об указанном земельном участке как в административном порядке, так и в рамках судебной защиты.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Статьей 10 ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных норм права, ответ на обращение гражданина должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность принятого решения.

Оспариваемое решение ДИЗО было принято в нарушение прав административного истца, гарантированных п. 3 ст. 5 и ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Исходя из изложенного, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их взаимной связи и совокупности, достаточность и достоверность доказательств, суд находит оспариваемый отказ ДИЗО незаконным.

Поскольку административным ответчиком не были проверены и изучены все иные возможные основания отказа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка, суд считает необходимым определить надлежащий способ устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу, что должно быть устранено путем повторного рассмотрения ДИЗО заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка с соблюдением требований законодательства.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и по заявленным административным истцом требованиям, ст.178 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 13.04.2021 года № 52-17-5379з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть заявление Носова В.П. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного <адрес>

Решение СЃСѓРґР° может быть обжаловано РІ судебную коллегию Воронежского областного СЃСѓРґР° РІ месячный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ изготовления решения РІ окончательной форме через районный СЃСѓРґ.    

Председательствующий             Р•.Рќ. Золотых

Мотивированное решение составлено 12 октября 2021 года.

1версия для печати

2а-1695/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Носов Валерий Павлович
Ответчики
департамент имущественных и земельных отношений
Другие
Китаева Прасковья Николаевна
Харина Марина Николаевна
Астахова Анна Николаевна
Ляпина Наталья Алексеевна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Воронеж
Судья
Золотых Евгений Николаевич
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.vrn.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация административного искового заявления
29.06.2021Передача материалов судье
30.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.07.2021Предварительное судебное заседание
11.08.2021Предварительное судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее