№2а-293/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2017 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Мотыревой О.В.,
при секретаре Сухаревой С.А.,
с участием помощника Новозыбковского межрайпрокурора Трошина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Новозыбковский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной Новозыбковской межрайпрокуратурой проверки исполнения законодательства об ограничении доступа граждан к информации, которая может нанести вред их жизни и здоровью, в сети «Интернет» выявлен электронный адрес <данные изъяты>, на котором неопределенному кругу его посетителей, в том числе несовершеннолетним, предлагается прием заказов на покупку алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ее доставки на территории Российской Федерации. Посетителям указанного сайта предоставляется возможность предоставления услуги по продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции дистанционным способом. Данный сайт находится в свободном доступе, регистрация пользователей для доступа к нему не требуется, в связи с чем, ознакомиться с сайтом может любой пользователь, в том числе и не достигший 18-летнего возраста.
В силу ст.9, ч.ч.1 и 6 ст. 10, п.1 ч.1 ст.10.2 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ограничение доступа к информации предусмотрено федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.5 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612, установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции.
Реализация алкогольной продукции посредством сети «Интернет» в том числе не обеспечивает соблюдение требований ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» о запрете продажи после 23 часов, и о запрете продажи несовершеннолетним лицам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд признать информацию о дистанционной продаже алкогольной продукции, размещенную на Интернет-ресурсе на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории РФ, обратив решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник Новозыбковского межрайпрокурора Трошин А.А. заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам.
Представитель административного ответчика - хостинг - провайдера сайта <данные изъяты> - INTERNETDOMAINSERVICEBSCORP, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его явка не признана судом обязательной.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области в судебное заседание не явился, согласно представленного в суд отзыва, требования прокурора поддерживает, в связи с невозможностью явки, просит рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, выслушав доводы административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).
Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, что предусмотрено ч.6 ст.10 ФЗ № 149.
В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет" ( ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).
Судом установлено, что Новозыбковской межрайпрокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлен электронный адрес http://superalkogol.com, на странице которого размещена информация о возможности заказа и приобретения дистанционным путем алкогольной и спиртосодержащей продукции его посетителям, в том числе несовершеннолетним. На указанном электронном ресурсе размещен контактный телефон, ассортимент предлагаемых алкогольных напитков, стоимость их розничной продажи, а также стоимость доставки реализуемого товара.
Из анализа информации, размещенной по указанному электронному адресу, следует, что для дистанционного заказа алкогольной продукции необходимо ознакомиться с размещенным на указанном сайте сети Интернет каталогом алкогольной продукции, сделать соответствующий заказ, оплатить его и после чего ожидать его доставки.
Согласно положениям п. 1 ст. 1 Федерального закона 22.11.995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрено особое требование к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени не допускается.
На основании п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг (далее-Правила).
Пунктом 5 Правил, продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается.
Из смысла п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ следует, что также не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Особенность продажи товаров дистанционным способом, исключает возможность продавца проверить достижение покупателем совершеннолетия.
Таким образом, заключая договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015), информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию, относится к информации, запрещенной для распространения среди детей и причиняющей вред здоровью (или) развитию детей.
Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от... рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, что установлено ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015).
За продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, установлена уголовная ответственность (ст. 151.1 УК РФ).
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет", за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав и получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу <данные изъяты> указанных материалов, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - потребителей информационных услуг.
Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания означенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, направленных на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц, в число которых входят несовершеннолетние.
В силу части 2 статьи 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд, по просьбе административного истца, может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В связи с тем, что распространение в сети Интернет информации, распространение которой запрещено, оказывает существенное влияние на защиту нравственности, а так же прав и законных интересов граждан, настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории РФ, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом «<данные изъяты>» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить сайт, содержащий указанную информацию в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Новозыбковский городской суд.
Судья Мотырева О.В.