Дело № 33-3039/2023
№ 2-10082/2022
72RS0025-01-2022-011038-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 14 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.,
судей: Малининой Л.Б., Федоровой И.И.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Семенова Николая Александровича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2022 года которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Семенова Николая Александровича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда РФ по Тюменской области о признании незаконным решения от 27.12.2017 №448617/17 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27.11.2017; о признании незаконным решения от 06.07.2022 об отказе в перерасчете досрочной страховой пенсии по старости Семенову Николаю Александровичу с 27.11.2017; о возложении обязанности включить в специальный стаж работы период с 12.03.1980 по 19.10.1981, как работы с тяжелыми условиями труда; о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с 27.11.2017».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчика ФИО7, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Семенов Н.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения от 27 декабря 2017 года №448617/17 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27 ноября 2017 года в соответствии с п.п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; о признании незаконным решения от 06 июня 2022 года об отказе в перерасчете досрочной страховой пенсии по старости с 27 ноября 2017 года, в соответствии с п.п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; о возложении обязанности включить в специальный стаж работы период с 12 марта 1980 года по 19 октября 1981 года, как работы с тяжелыми условиями труда (список № 2) в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27 ноября 2017 года в соответствии с п.п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исковые требования мотивированы тем, что 27 ноября 2017 года Семенов Н.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением от 27 декабря 2017 года №448617/17 отказано в назначении пенсии, в связи с недостаточностью специального стажа работы, по основаниям, предусмотренным п.п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец полагает, что пенсионный стаж рассчитан неверно. Так, в период с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года – 03 месяца 05 дней истец работал в должности помощника машиниста тепловоза в Локомотивном депо Тюмень-Север. Указанный период засчитан истцу, как обычная работа, несмотря на то, что указанная деятельность относится к работам в тяжелых условиях, предусмотренным списком № 2. Кроме того, ответчик не учел в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии период службы в рядах Советской армии с 07 декабря 1979 года по 19 октября 1981 года – 1 год 10 месяцев, как работу с тяжелыми условиями труда, согласно списку № 2. При первичном рассмотрении заявления о назначении пенсии, пенсионным фондом не учтено в специальный стаж истца 02 года 01 месяц 18 дней, как работу по списку № 2 в соответствии с пп.2 ст.30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», а именно с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года – 03 месяца 5 дней, как работу с тяжелыми условиями труда и период службы в рядах Советской армии с 07 декабря 1979 года по 19 октября 1981 года – 01 год 10 месяцев 13 дней. С учетом данного периода 02 года 01 месяцев 18 дней и периода работы по состоянию на 27 ноября 2017 года - 09 лет 05 месяцев 28 дней, в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (07 лет 02 месяцев 05 дней, как работа в районах Крайнего Севера), учтенного пенсионным фондом, общий стаж истца по состоянию на 27 ноября 2017 года составит 09 лет 03 месяца 23 дня работы в районах Крайнего Севера. Данный период дает право истцу на пенсию, в соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона №400-ФЗ, при исполнении ему 57 лет. Семенову Н.А. исполнилось 57 лет – 27 июня 2017 года, однако в назначении пенсии отказано незаконно. 30 июня 2022 года истец вновь обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему пенсии с 27 ноября 2017 года и включении в специальный стаж работы периода с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года, с 07 декабря 1979 года по 19 октября 1981 года, однако органы пенсионного фонда включили в страховой стаж только периоды с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года, с 07 декабря 1979 года по 11 марта 1980 года, как работу с тяжелыми условиями труда по списку №2 п.2 ч.1 ст.30 Закона РФ №400 «О страховых пенсиях». Период службы в рядах Советской Армии с 12 марта 1980 года по 19 октября 1981 года – 01 год 07 месяцев 08 дней зачли как «служба в армии по призыву», основания таких действий не указаны. Действующее законодательство предусматривает необходимость зачисления периода службы в рядах Советской Армии, как работы в тяжелых условиях, в соответствии со списком №2, если ей предшествовала или следовала за ней работа с тяжелыми условиями труда. На момент прохождения службы в Вооруженных силах СССР нормативно правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, об отложении слушания дела не просил.
В судебном заседании представитель ответчика – ФИО7 исковые требования не признал.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился истец Семенов Н.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в полном объеме.
Доводы жалобы повторяют исковое заявление, дополнительно указывает, что разрешая спор, суд не учел, что действовавшее в период службы истца правовое регулирование в области пенсионного обеспечения предусматривало возможность зачёта периода службы в специальный стаж, в связи с чем имеются основания для включения периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В подп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооружённых Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подп. «в» п. 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий). Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включён в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Руководствуясь положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, имеются все законные основания для включения всего периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Истец полагает, что у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований. Решение ответчика об отказе во включении периода службы (оставшейся его части) истца в Вооруженных силах СССР с 12 марта 1980 года по 19 октября 1981 года (1 год 07 месяцев 08 дней) в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости (за работу по списку № 2) является незаконным. Данный период подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда.
Судебной коллегией произведена замена ответчика ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Тюменской области на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области в связи с реорганизацией.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенов Н.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 26 октября 1997 года.
27 ноября 2017 года Семенов Н.А. обратился в ГУ-УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.15-17).
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) от 27 декабря 2017 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости по ч.2 ст.6 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Семенову Н.А. отказано в связи с отсутствием выработки специального стажа. Из решения следует, что по представленным документам специальный стаж МКС составил 09 лет 05 месяцев 28 дней (РКС составил 07 лет 02 месяца 05 дней), страховой стаж на дату обращения составил 35 лет 06 месяцев 01 день; не представляется возможным включить в специальный стаж период работы в МКС с 13 декабря 1985 года по 02 сентября 1987 года, поскольку отсутствуют сведения о выработанной норме часов работы вахтовым методом в местностях (МКС, РКС) (л.д.45).
15 июля 2022 года Семенов Н.А. обратился в клиентскую службу (на правах группы) в Ярковском районе с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости (л.д.18-19).
Решением ГУ- Отделение пенсионного фонда РФ по Тюменской области от 06 июля 2022 года в перерасчете пенсии с момента назначения в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Семенову Н.А. отказано, с указанием, что период работы с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года (03 месяца 05 дней) в должности помощника машиниста тепловоза учтен в Список № 2 и период службы в армии с 07 декабря 1979 года по 11 марта 1980 года (03 месяца 05 дней) приравнивается к работе по Списку № 2, следовательно период службы в армии с 12 марта 1980 года по 19 октября 1981 года не может быть включен в специальный стаж. При включении в специальный стаж (Список № 2) указанных периодов работы, специальный стаж работы в РКС составит 08 лет 04 месяца 24 дня (в том числе МКС – 10 лет 05 месяцев 02 дня), что дает право на назначении пенсии истцу в 57 лет 4 месяца. Семенову Н.А. назначена досрочная страховая пенсия с 31 октября 2018 года. Таким образом с даты возникновения права на пенсию до даты первоначального обращения за ней не прошел полный календарный год, применить повышающий коэффициент не представляется возможным (л.д.105).
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, пришел к выводу, что периоды работы с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года (03 месяца 05 дней) в должности помощника машиниста тепловоза учтен в Список № 2 и период службы в армии с 07 декабря 1979 года по 11 марта 1980 года (03 месяца 05 дней) приравнивается к работе по Списку №2, следовательно, период службы в армии с 12 марта 1980 года по 19 октября 1981 года не может быть включен в специальный стаж. В связи с тем, что на дату обращения не выработан специальный стаж, в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Семенову Н.С. решением пенсионного фонда от 27 декабря 2017 года отказано обоснованно.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, подлежащих применению по настоящему делу, а также материалам гражданского дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на день первоначального обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии – 27 ноября 2017 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 20 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 14 июля 2014 года при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, если работа была предусмотрена Списком 1956 года и имела место до 01 января 1992 года, то к ней можно приравнять отдельные виды деятельности, предусмотренные в пунктах 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", в частности период службы в Вооруженных Силах СССР.
Согласно пункту 109 вышеуказанного Положения период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Списку N 2, утвержденному в 1956 году, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода.
В абзаце 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Вопреки доводам жалобы, данной нормой прямо установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Также определено, что продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 1 от 1956 года.
Трудовой книжкой Семенова Н.А. подтверждается, что в период с 01 сентября 1977 года по 02 августа 1979 года он являлся учащимся технического училища № 1 г.Тюмени «Локомотивное дело», с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года работал помощником машиниста тепловоза, 06 ноября 1979 года уволен в связи с призывом в Советскую Армию, с 07 декабря 1981 года принят помощником машиниста экскаватора 4 разряда (л.д.20-27).
Период работы Семенова Н.А. помощником машиниста тепловоза с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года составляет 03 месяца 05 дней.
Таким образом, в соответствии с абзацем 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, поскольку льготный стаж до 01 января 1992 года приравнивается к работе по Списку № 2, который согласно трудовой книжке Семенова Н.А. составляет 03 месяца 05 дней, период службы Семенова Н.А. в рядах Советской Армии с 02 августа 1979 года по 06 ноября 1979 года правомерно учтен пенсионным органом при назначении пенсии, как 03 месяца 05 дней, как не превышающий имеющийся стажа работы по Списку № 2.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Николая Александровича – без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 21 июня 2023 года.
Председательствующий /подпись/
Судьи коллегии: /подписи/
Копия верна.
Судья