Решение по делу № 2-2866/2024 от 27.05.2024

дело № 2-2866/2024

УИД № 55RS0007-01-2024-003874-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2024 года                            город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах С.И.В. к Администрации города Омска об обязании предоставить жилое помещение взамен аварийного,

установил:

Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах С.И.В. о возложении обязанности на Администрацию города Омска предоставить жилое помещение взамен аварийного, указав, что на основании заключения межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 №117-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах, финансирование которой осуществляется за счет средств Фонда, бюджета Омской области и местных бюджетов.

Многоквартирный <адрес> подлежит расселению в рамках 5 этапа Программы (2023 - 2024 годы), согласно которому планируемая дата окончания переселения граждан из аварийного дома – ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ С.И.В. принадлежали 13/76 доли в праве собственности на секцию в многоквартирном <адрес> общей площадью 107 кв.м. Дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, то есть до признания дома аварийным.

Решением Советского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности С.И.В. прекращено в связи с признанием права собственности на комнату 165 площадью 12,7 кв.м. Дата государственной регистрации на данную комнату – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, фактическое владение и пользование <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ то есть до признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Просит обязать Администрацию г.Омска предоставить С.И.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте г.Омска, общей площадью не менее занимаемой комнаты в секции в многоквартирном <адрес>, признанном аварийным.

В судебном заседании помощник прокурора Ш.Ж.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Истец С.И.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации г.Омска и департамента жилищной политики Администрации г.Омска О.Т.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в настоящее время дом расселяется по программе, истец имеет право только на выплату по рыночной собственности так как право собственности на комнату возникло после признания дома аварийны.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как следует из материалов дела, С.И.В. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения приобрела в собственность 13/76 долей в праве общей долевой собственности на секцию <адрес>, площадью 107,00 кв.м. право собственности за С.И.В. на указанную долю зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Советского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу право общей долевой собственности С.И.В. на 13/76 доли в секции <адрес> прекращено. Из общей долевой собственности выделена и передана С.И.В. в натуре комната <адрес> за С.И.В. право собственности на комнату площадью 12,7 кв.м. в секции <адрес>. Дата государственной регистрации права собственности С.И.В. на комнату ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением межведомственной комиссии города Омска для оценки жилищных помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании указанного заключения межведомственной комиссии Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ -п "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции" многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ -р срок отселения физических и юридических лиц из жилого <адрес> установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа департамента жилищной политики Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МКД подлежит расселению в рамках пятого этапа региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Срок окончания расселения в МКД – ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа департамента жилищной политики Администрации г.Омска следует, что на основании судебного решения право собственности на жилое помещение, полученное в результате выдела доли в натуре, возникло у С.И.В. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после признания МКД аварийным и подлежащим сносу, а также внесения измений в ЖК РФ, обеспечение жилищных прав С.И.В. осуществляется путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение в МКД в соответсвии с положениями ст. 32 ЖК РФ. В настоящее время департаментом осуществляются мероприятия, направленные на заключение муниципального контракта по проведению оценки рыночной стоимости жилого помещения с целью подготовки отчета о рыночной стоимости и заключения с С.И.В. соглашения. (л.д.41).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит предоставить ей жилое помещение, поскольку фактически право собственности на объект недвижимости возникло до признания дома аварийным.

Оценивая правомерность предъявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу установленного правового регулирования обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ.

Принимая во внимание изложенные выше положения закона, применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что истец обладает правом требования к ответчику предоставления в собственность другого жилого помещения взамен аварийного.

Поскольку право собственности на жилое помещение у истца возникло в ДД.ММ.ГГГГ году, а в ДД.ММ.ГГГГ году по соглашению участников общей долевой собственности был произведен выдел доли в натуре в виде комнаты положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в данной ситуации не применимы.

Из заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническое состояние многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> оценивается как аварийное. Техническое состояние здания характеризуется повреждениями деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В здании наблюдаются критические дефекты чердачного перекрытия, перегородок и крыши. Восстановление основных конструктивных элементов нецелесообразно. Физический износ строения составляет 77 %. Данный дом 1960 года постройки, пятиэтажный, состоит из 30 квартир, 165 комнат, общей площадью 2 980,9 кв.м, жилой площадью 2087,0 кв.м., непригоден для эксплуатации с дальнейшим проживанием, аварийный и подлежит сносу.

В судебном заседании истец указал на то, что проживать в указанном доме опасно для жизни и здоровья граждан, обрушение может произойти в любое время, поскольку здание находится в аварийном техническом состоянии, что причиняет реальную угрозу жизни и здоровью жильцов.

С учетом изложенного, суд считает установленным тот факт, что многоквартирный жилой <адрес>, в котором проживают истец, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.

Также не может быть принято во внимание указание стороны ответчика на то, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку не истек срок выполнения очередного этапа программы переселения, поскольку в рамках настоящего спора представленным распоряжением Администрации г. Омска подтверждается тот факт, что по жилому дому № <адрес> <адрес> был установлен срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела в суде данный срок истек.

Поскольку многоквартирный жилой <адрес> <адрес>, в котором проживает истец, представляет опасность для ее жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, расселение граждан, в том числе истца, не может быть поставлено в зависимость от установленных Программой переселения сроков.

При расчете площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу взамен аварийного, суд исходит из следующего.

Из представленной в материалы технической документации на спорное жилое помещение, следует, что в собственности истца находится жилое помещение – комната в секции , площадью 12,7 кв.м, расположенной в многоквартирном жилом <адрес>. Общая площадь секции – 107,0 кв.м, жилая площадь секции – 76,5 кв.м., следовательно, общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу составляет 17,8 кв.м. (107,0 : 76,5х12,7 = 17,8).

Расчет площади жилого помещения стороной ответчика не оспорен.

При этом, суд полагает допустимым применение по аналогии к рассматриваемому спору разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), согласно которым если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и предоставления истцу во внеочередном порядке на праве собственности благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 17,8 кв.м., состоящего из одной комнаты, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящегося в черте населенного пункта город Омск, взамен занимаемого.

При этом, право собственности С.И.В. на принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит прекращению после предоставления Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска истцу иного жилого помещения с переходом права на данное помещение в муниципальную собственность.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259 предоставить С.И.В. (<данные изъяты> предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17,8 кв.м., в виде комнаты, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск, взамен занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в признанном аварийным жилом доме.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                Е.С.Марченко

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2024г.

2-2866/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьева Ирина Владимировна
Прокурор САО г. Омска
Ответчики
Администрация г. Омска
Другие
Департамент жилищной политики Администрация г. Омска
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Марченко Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
27.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2024Подготовка дела (собеседование)
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024Дело оформлено
12.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее