УИД 29RS0023-01-2023-004276-86
Судья Меркулова Л.С. | Дело № 2-5046/2023 | стр.211г, г/п 00 руб. |
Докладчик Рассошенко Н.П. | Дело № 33-2145/2024 | 29 февраля 2024 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Романовой Н.В.
судей Рудь Т.Н. и Рассошенко Н.П.,
при секретаре Бородиной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 февраля 2024 года дело по апелляционным жалобам ответчиков министерства образования Архангельской области, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-5046/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15», министерству образования Архангельской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15», министерству образования Архангельской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Северодвинска проведена проверка исполнения ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» законодательства в сфере антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что здание образовательного учреждения по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, пр. Труда, д. 25 не оснащено охранной сигнализацией; физическая охрана отсутствует; на первом этаже здания школы не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения Росгвардии (подразделения вневедомственной охраны Росгвардии). Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности здания ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» не предусмотрено, поэтому в соответствии с действующим законодательством обязанность по обеспечению выполнения данных мероприятий должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого исполняются министерством образования Архангельской области. Истец просил обязать ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: оснастить охранной сигнализацией здание школы по адресу: <адрес>; обеспечить охрану данного объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на первом этаже здания школы помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обязать ответчика министерство образования Архангельской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности ГБОУАО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15».
В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований в части обеспечения охраны данного объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на первом этаже здания школы помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Определением суда от 21 сентября 2023 года производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора города Северодвинска Иванова Л.М. уточненные исковые требования поддержала, пояснив, что до настоящего времени здание не оборудовано системой охранной сигнализации.
Представитель ответчика ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» Садикова Т.Е. в судебном заседании не оспаривала приведенные прокурором в исковом заявлении обстоятельства, пояснив, что по состоянию на дату рассмотрения дела основной вход в здание школы (центральный вход) оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны), обеспечена физическая защита объекта. При этом охранная сигнализация до настоящего времени не установлена.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Ответчик министерство образования Архангельской области в отзыве на иск просило установить срок для исполнения учреждением судебного решения не ранее 01 сентября 2024 года, исключить министерство из числа ответчиков по делу. Надлежащим ответчиком по данному делу в соответствии с законодательством Российской Федерации является ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15». Здание учреждения относиться к третьей категории опасности, что подтверждается паспортом безопасности объекта с актом обследования и категорированием. Паспорт безопасности объекта утвержден 25 декабря 2019 года. Необходимость выполнения учреждением указанных в паспорте безопасности требований не оспаривается. В соответствии с планом-графиком проведения плановых проверок на первое полугодие 2023 года было проведено выездное и документарное контрольное мероприятие, в ходе которого нарушения частично подтвердились (за исключением п.п. «в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности). Предъявленное прокурором к учреждению требование оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом является необоснованным, поскольку в ходе указанного контрольного мероприятия установлено, что контрольно-пропускной пункт в здании имеется: вход в здание оснащен системой контроля управления доступом; рядом с турникетом оснащено место вахтера, осуществляющего контрольно-пропускной режим и запись посетителей, а также установлена кнопка передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждаются фотографиями с пояснениями к ним. Предъявленное прокурором требование об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности не может быть исполнено учреждением немедленно, поскольку мероприятия являются достаточно дорогостоящими, а само их выполнение требует существенных временных затрат. Денежные средства на проведение любых ремонтных работ предусматриваются в областном бюджете при условии заблаговременного информирования учредителя об объеме дополнительной потребности, при этом приоритетными являются мероприятия, объемы финансирования которых подтверждены проектно-сметной документацией. Финансирование учреждения осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Архангельской области. При формировании проекта областного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов по результатам рассмотрения заявленной министерством потребности в областном бюджете на реализацию мероприятий по антитеррористической защищенности было утверждено 6 225 тыс. руб. из заявленных министерством 33 млн. руб. Государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области, находящимся в ведении министерства, данные средства предоставляются в форме субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания. Министерство является исполнительным органом государственной власти Архангельской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий на соответствующий финансовый год и на плановый период. В текущем году средства на реализацию мероприятия полностью распределены, при этом ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» в список получателей субсидии не входило. Областным законом от 20.12.2022 № 655-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в настоящее время предусмотрен недостаточный объем средств по данному направлению, вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований может быть рассмотрен по итогам его исполнения в четвертом квартале 2023 года. Учитывая, что областной бюджет на 2024 года и плановый период 2025 и 2026 годов находится в стадии формирования, наличие судебного решения по настоящему иску позволит учесть потребности ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» при формировании проекта бюджета. Для проведения закупок конкурентным способом с учетом установленных законодательством сроков и процедур необходимо не менее 1,5 месяцев. Работы по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудованию основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), а также оснащению объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями целесообразно проводить в каникулярный период, чтобы ремонтные работы не оказывали негативного влияния на образовательный процесс в учреждении. Заявленный прокурором срок исполнения решения суда не является реальным для устранения учреждением выявленных нарушений в полном объеме.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 сентября 2023 года иск заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15», министерству образования Архангельской области (ИНН 2901185216) о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) удовлетворен в полном объеме.
На министерство образования Архангельской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по оснащению охранной сигнализацией здания ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15», расположенного по адресу: <адрес>.
На ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» возложена обязанность выполнить мероприятия по оснащению охранной сигнализацией здания школы по адресу: <адрес> в течение месяца после исполнения министерством образования Архангельской области обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
С данным решением не согласились ответчики министерство образования Архангельской области и ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15».
Министерство образования Архангельской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований к министерству, установить ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» срок исполнения до 01 сентября 2024 года. Указаны доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно указано, что требования к министерству удовлетворены безосновательно, так как согласно п. 3 ст. 65 ГК РФ учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника, за исключением случаев, предусмотренных кодексом либо учредительными документами юридического лица. Вывод суда о возложении на министерство финансирования не подкреплен законодательными нормами. Министерство не располагает собственными средствами на финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, в связи с чем судебный акт не отвечает критерию исполнимости.
ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым установить учреждению срок выполнения мероприятий по оснащению здания школы охранной сигнализацией до 01 сентября 2024 года. Указано, что суд при вынесении решения не уделил должного внимания тем обстоятельствам, что областным законом от 20.12.2022 № 655-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» утвержден бюджет на 2023 год, предусматривающий недостаточное финансирование по рассматриваемому направлению. Областной бюджет на 2024 года и плановый период 2025 и 2026 годов находится в стадии формирования, что вероятно позволит учесть потребности учреждения при формировании проекта бюджета на указанные периоды. Кроме того, исполнение школой мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта невозможно в указанные в решении суда сроки. Предписанные к исполнению мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства о закупках, являются дорогостоящими, требующими временных затрат на их выполнение. Для проведения закупок конкурентным способом с учетом установленных законодательством сроков и процедур необходимо не менее 1,5 месяцев.
В возражениях на апелляционные жалобы истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, выслушав пояснения прокурора Мошниковой З.Н., не согласившейся с апелляционными жалобами, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует разработку и реализацию мер, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений; организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 5.1 указанного Федерального закон).
В силу п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1).
Согласно п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Как следует из материалов дела, ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» является образовательной организацией.
Согласно Уставу ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства образования Архангельской области (п. 1.3).
Целями деятельности учреждения являются, в том числе охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся; охрана прав и интересов обучающихся (п. 2.1).
ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» на праве оперативного управления владеет зданием, расположенным по адресу: <адрес>, которое относится к третьей категории опасности.
25 декабря 2019 года учреждением утвержден паспорт безопасности ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15».
Для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) рекомендовано, в том числе осуществить мероприятия по оснащению объекта (территории) системой охранной сигнализации; по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать основные входы в здание школы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения спора не выполнено только одно мероприятие по обеспечению антитеррористической безопасности объекта (территории): здание не оснащено охранной сигнализацией.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что в установленный законом срок мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности применительно к ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» его учредителем не профинансированы и учреждением не выполнены, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и работников ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15», а также неопределенного круга лиц.
Определяя ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» срок устранения выявленных недостатков в течение месяца после обеспечения министерством образования Архангельской области обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий, суд указал, что установление иных (более длительных) сроков не будет соответствовать задачам устранения в кратчайшие сроки угрозы жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения, а также неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем судом не учтено, что месячный срок для устранения образовательной организацией недостатков является неразумным, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает необходимым изменить решение суда в данной части, установив ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» срок исполнения указанных в решении суда мероприятий до 01 сентября 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 сентября 2023 года изменить в части срока возложения на государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» обязанности по выполнению мероприятия по оснащению охранной сигнализацией здания школы по адресу: <адрес>, установив такой срок до 01 сентября 2024 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий | Н.В. Романова |
Судьи | Т.Н. Рудь |
Н.П. Рассошенко |