Дело № 5-594/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 10 апреля 2024 года
Судья Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга Мальцев А.Н., с участием:
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении №414 Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга (ул. Краснодонская, д.14) материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Петрова Олега Витальевича, <дата> рождения, <_>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Вину Петрова Олега Витальевича в совершении публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а именно:
28.02.2024 г. в 11 часов 15 минут старшим оперуполномоченным 1 отделения 4 отдела Центра «Э» ГУ МВД России по СПб и ЛО майором полиции Р.. составлен акт осмотра Интернет-ресурса, которым зафиксировано, что в социальной сети «ВКонтакте» по адресам:
https://vk.com/public188048519?w=wall-188048519_66871_r66993;
https://vk.com/publicl88048519?w=wall-188048519_66871_r67001;
https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_r93042;
https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_93047Петров Олег Витальевич, пользователь «Олег Петров», (https://vk.com/id7007018), опубликовал информационный материал, дискредитирующий действия Вооруженных сил Российской Федерации, а именно: в публикации по интернет ссылке https://vk.com/publicl88048519?w=wall-188048519_66871_r67001 добавил комментарий со следующим текстом: «Евгений, у меня нет желания с тобой общаться. Нет желания писать тебе "вы". Настоящие морпехи отказываются выполнять преступные приказы. И поверь, таких там много. В чатах ветеранов не так все однозначно как тебе кажется. Пройдет совсем немного времени и все причастные к этой авантюре будут на скамье подсудимых. А ты забьёшься под плинтус и будешь молить бога, чтобы никто не вспомнил твои комментарии. На этом диалог заканчиваю». В публикации по интернет ссылке: https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_r93042, добавил комментарий со следующим текстом: «Марина, надо было не вводить туда войска, надо было сменить Путина еще в 2012 году, надо было жить в границах 1991 года в мире и согласии со всеми соседями. Тратить триллионы нефтедолларов на развитие своей страны в интересах её граждан, а не в интересах верхушки. А теперь уже поздно. Теперь это на десятилетия. В лучшем случае в России быстро сменится режим, войска будут выведены, а преступники пойдут под суд. Репарации, конечно. А как иначе? Вред большой от этой истории. Только бескровного пути лично я не вижу. Слишком большой процент дремучего населения, оболваненного пропагандой. И сотни тысяч ветеранов этой кампании вернутся умеющими убивать. И начнут задавать вопросы, зачем их туда отправили? У регионов и у частных лиц уже свои армии. Обязательно начнется борьба за власть. Смутное время нас ждет. Хотел бы ошибаться, но очень давно занимаюсь общественно-политической деятельностью. Пока мои прогнозы верные». В публикации по интернет ссылке: https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_r93047, добавил комментарий со следующим текстом: «Анастасия, не надо отправлять туда своих сыновей, мужей и отцов, тогда и экипировка будет не нужна. Вот в чем суть. И не важно, сколько и что там стоит. Не цену надо регулировать, а о главном говорить. Нечего там делать» и комментарий: «Артем, не надо путать защиту своей Родины с вводом войск на территорию другого государства. Трус это тот, кто выполняет преступные приказы. И не только трус, но и преступник. Я считаю так».
В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
На основании статьи 10 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Согласно пункту 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976, к основным внешним военным опасностям относятся:
- наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока;
- дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;
- развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;
- создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
- территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
- нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;
- применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права;
- наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
- наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира;
- распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;
- растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;
- использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;
- установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации;
- подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.
Пунктом 13 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976, установлено, что основными внутренними военными опасностями являются:
- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;
- деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
- деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;
- провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
Из содержания пункта 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, следует, что продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, а ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.
В силу пункта 5 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344, экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.
Президент Российской Федерации 24.02.2022 принял решение о проведении специальной военной операции по защите ЛНР и ДНР, целью которой является защита людей, демилитаризация и денацификация Украины, а также привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации.
Ранее главы ДНР и ЛНР обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой об оказании помощи. Совет Федерации дал разрешение на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).
Таким образом, целью использования Вооруженных сил Российской Федерации является защита интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности.
Федеральным законом от 04.03.2022 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (дата опубликования на официальном Интернет-портале (www.pravo.gov.ru): 04.03.2022, № опубликования: 0001202203040006) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.3.3, согласно части 1 которой установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Распространение информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в войне, а не в специальной военной операции, вызывает большой общественный резонанс среди населения Российской Федерации и мирового сообщества, направлено на манипулирование общественным мнением, создание обстановки социальной напряженности, а с точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, провоцирует формирование негативного отношения к использованию на территории Украины Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Сведения о войне, а не в специальной военной операции, преподнесены без достоверных доказательств как не вызывающие сомнения, содержат прямое указание на истинное, с точки зрения распространителя сведений, положение вещей и подлинного характера, с точки зрения распространителя сведений, действий Вооруженных Сил Российской, вскрытие истинных, с точки зрения распространителя, целей и задач последних, реализуемых на территории Украины и направленных вразрез с озвученными российским государством в официальных источниках данных.
С точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, указанное поведение распространителя информации, провоцирует формирование недоверия и негативного отношения к военнослужащим (индивидуальным субъектам права, осуществляющим определенные социально необходимые функции, в том числе во исполнение требований статьи 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»), характеру, целям и задачам их деятельности за пределами территории Российской Федерации - на Украине.
Таким образом гражданин Петров О.В., разместив вышеуказанные публикации в виде комментариев в социальной сети интернет «Вконтакте» по адресам:
https://vk.com/public188048519?w=wall-188048519_66871_r66993;
https://vk.com/publicl88048519?w=wall-188048519_66871_r67001;
https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_r93042;
https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_93047осуществил публичные действия, направленные на выражение личного, группового и общественного мнения с целью дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции в ДНР и ЛНР, которые действуют в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
В судебное заседание Петров О.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Вина Петрова О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, подтверждается:
-протоколом АП №5037 об административном правонарушении от 03.04.2023 года, составленного в отношении Петрова О.А. в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, в котором изложены обстоятельства, совершенного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3;
-справкой отождествления от 28 февраля 2024 года, согласно которой лицом, разместившим публикации в виде комментариев в социальной сети интернет «Вконтакте», является Петров О.В.;
-актом о проведении осмотра страниц сетевых ресурсов, расположенных в сети интернет от 28.02.2024 года с фототаблицей к нему, согласно которому акт осмотра Интернет-ресурса, которым зафиксировано, что в социальной сети «ВКонтакте» по адресам: https://vk.com/public188048519?w=wall-188048519_66871_r66993;
https://vk.com/publicl88048519?w=wall-188048519_66871_r67001;
https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_r93042;
https://vk.com/public75026852?w=wall-75026852_92997_93047, Петровым О.В. размещены публикации в виде комментариев в социальной сети интернет «Вконтакте», направленные на выражение личного, группового и общественного мнения с целью дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции в ДНР и ЛНР.
Представленные доказательства судом проверены, оцениваются как относимые, допустимые, достоверные, а в своей совокупности как достаточные и на их основании суд приходит к выводу о том, что вина Петрова О.В. в совершении административного правонарушения доказана в полном объеме.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих признание протокола недопустимым доказательством, судом не установлено.
Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Под дискредитацией для целей указанной статьи следует понимать умышленные действия, направленные на умаление авторитета и подрыв доверия к объекту дискредитации.
Под публичными призывами для целей указанной статьи следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению действий либо бездействию, направленным на воспрепятствование использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2.1 ст.10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.
В соответствии с ч.1 ст.10.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
21 февраля 2022 года Российской Федерацией Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств на основании Указа Президента РФ от 21.02.2022 N 71 и Указа Президента РФ от 21.02.2022 N 72 соответственно.
22 февраля 2022 года ратифицирован Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, подписанный в городе Москве 21 февраля 2022 года (Федеральный закон от 22.02.2022 N 15-ФЗ).
22 февраля 2022 года ратифицирован Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой, подписанный в городе Москве 21 февраля 2022 года (Федеральный закон от 22.02.2022 N 16-ФЗ).
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 года N 35 "Об использовании вооруженных сил Российской Федерации за пределами территорий Российской Федерации" Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации П. в телевизионном обращении объявил, что на основании обращения глав ДНР и ЛНР об оказании помощи в отражении агрессии вооруженных сил Украины в целях предотвращения гуманитарной катастрофы и жертв среди мирного населения республик, им принято решение о проведении специальной военной операции.
Таким образом, оценив совокупность представленных доказательств, добытых в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд полагает вину Петрова О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ доказанной.
Суд квалифицирует действия Петрова О.В. по ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Петрова О.В. от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Суд принимает во внимание, что Петрова О.В. ранее за совершение однородных правонарушений не привлекался.
На основании изложенного учитывая необходимость соразмерности и справедливости при назначении наказания, данные о его личности и материальное положение, а также учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, суд приходит к выводу, что исправление Петрова О.В и достижения целей административного наказания возможно, путем назначения наказания в виде административного штрафа, однако не в максимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10, 20.3.3 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Петрова Олега Витальевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.
Судья