Дело 2-1382-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М. В.,
при секретаре Солянской К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левкина АН к ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений о признании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий
УСТАНОВИЛ:
Истец Левкин А.Н. обратился в суд с иском, в обоснование указал, что в период времени с 08 августа 2008 года по 17 сентября 2008 года он принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Согласно командировочному удостоверению срок командировки составлял 41 день, то есть с 08.08.2008 года по 17.09.2008 года. Данный документ также подтверждает факт выбытия из в/ч 74814 08 августа 2008 года, факт прибытия в <адрес> 09 августа 2008 года, а также факт выбытия из <адрес> 16 сентября 2008 года и факт прибытия в в/ч 74814 17 сентября 2008 года.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 74814 № 181 от 08 августа 2008 года, а именно пункта 2 параграфа 2, подтверждается факт направления истца в служебную командировку в составе военнослужащих батальона материального обеспечения и ремонтно-восстановительного батальона в г. Владикавказ для выполнения боевой задачи с 08.08.2008 г. Основанием для этого послужил рапорт № 4965 от 08.08.2008 г.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 74814 № 53 от 17 марта 2014 года пункт 2 параграфа 2 приказа войсковой части 74814 № 181 от 08.08.2008 г. изложен в новой редакции, а именно дополнен, и также подтверждает факт направления в указанную выше служебную командировку.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 74814 № 216 от 17 сентября 2008 г., а именно пункта 5 параграфа 1 подтверждается факт его прибытия как военнослужащего батальона материального обеспечения из г. Владикавказ с 17.09.2008г.
На основании выписки из приказа командира войсковой части 74814 от 17 марта 2014 года пункт 5 параграфа 1 приказа командира войсковой части 7484 № 216 от 17.09.2008 г. изложен в новой редакции, а именно дополнен, и также подтверждает факт его прибытия из указанной выше служебной командировки.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" истец считался проходящими военную службу в действующей армии.
17 декабря 2009 года Федеральным законом № 311-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах», были внесены изменения в раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах», дополняя его:
Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года. При этом на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах", то есть указанные периоды, признаны боевыми действиями, а военнослужащих выполнявших задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия - должны быть признаны ветеранами боевых действий согласно cm. 3 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с п. 8-9 приказа МО РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 «Порядок выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», истец обратился в военный комиссариат Астраханской области с письменным заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, к которому были приложены соответствующие документы.
Обращение и документы военный комиссариат Астраханской области направил для рассмотрения в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Согласно выписке из протокола 2.16 заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 27.10.2017 г. в выдаче последнего отказано.
Причиной отказа, по мнению комиссии, послужил факт того, что якобы представленные документы не соответствуют требованиям абз. 5 п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ (приложение к приказу МО РФ от 11.08.2012 г. № 2288).
Отказ является незаконным по следующим основаниям.
Статья 4 Модельного закона «О военных ветеранах», принятого на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 20-14 от 7 декабря 2002 года) боевые действия определяются как:
«выполнение поставленных боевых задач частями, соединениями, объединениями всех видов вооруженных сип, министерства обороны и иных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, а также подразделениями органов внутренних дел, выполняющими задачи в районе боевых действий».
Согласно выписок из приказов № 181 от 08.08.2008 г. и № 216 от 17.09.2008 г. реально личный состав выполнял боевые задачи, связанные с обеспечением безопасности и защиты граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в указанные периоды времени служебной командировки.
В связи с чем, требование комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий о том, что в представленных материалах отсутствует подтверждение периодов выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 17.09.2008г. по 22.08.2008 г. является незаконным, и не основано на требованиях закона. Нахождение в служебной командировке по выполнению указанных задач подтверждается направлением с этой целью в данный регион и отметки о прибытии и выбытии.
Согласно cm. 2 Закона РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
- военнослужащая, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Как следует из порядка внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» с апреля по ноябрь 2011 года Законодатель рассматривал вопрос придания статуса ветерана боевых действий военнослужащим, выполнявшим обязанностей военной службы в условиях вооруженного конфликта на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, а не участия военнослужащих ВС РФ в боевых действиях на территории республик в условиях немеждународного вооруженного конфликта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно этому Постановлению выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных в пп. 1-6 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий (абзац 1, статьи 3).
Истцом в комиссию были представлены документы, подтверждающие факт выполнения им задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 08.08.2008 года по 17.09.2008 года.
Пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» обязывает Министерство обороны Российской Федерации определить перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Данный Перечень Министерством обороны был составлен лишь в 2011 году и именно в процессе обсуждения в Государственной Думе законопроекта № 528777-5 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 08.08.2008 года по 22.08.2008 года)» (ДГШ ВС РФ № 314/7/0831 от 22 июля 2011 года).
Этот факт так же свидетельствует в пользу того, что законодатель рассматривал вопрос выдачи удостоверения ветерана боевых действий именно военнослужащим, выполнявшим задачи по обеспечению безопасности и защите граждан РФ. проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в указанный период.
Более того, пункт 11 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 «Порядок выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» требует, что при подготовке заключений центральная комиссия (комиссия) руководствуется соответствующими перечнями, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9 (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 января 1996 г., регистрационный N 1023).
Приложение к федеральному закону «О ветеранах» называется «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации». Этим Положением не определяются задачи, выполняемые военнослужащими на указанной территории.
На основании изложенного, просит суд:
Признать отказ комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 27 октября 2017 года незаконным, признать ветераном боевых действий Левкина АН и обязать выдать Левкину АН удостоверение ветерана боевых действий
Взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст.40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
В судебном заседании истец Левкин А.Н. не присутствует, извещен, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Дудин С.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Третье лицо военный комиссариат Астраханской области своего представителя в судебное заседание не направил, извещены. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).
Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") содержит позицию «выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Согласно ст. 28 Федерального закона "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Закона, Правительством Российской Федерации издано постановление от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которого установлено, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 Инструкции, является документально подтвержденный факт получения подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к ФЗ "О ветеранах").
В настоящее время нормативно-правовым актом, регулирующим выдачу удостоверений ветеран боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации является приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 года N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации".
До сентября 2017 года действовал приказ Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Согласно ранее и ныне действующего приказа гражданин, пребывающий в запасе (отставке) для получения удостоверения ветерана боевых действий обращается с соответствующим обращением в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (месту жительства).
В заявлении гражданин (гражданка) в обязательном порядке указывает периоды (даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации N 595 к обращению прикладываются документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий;записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.
Тем самым непосредственное участие в выполнении задач в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
Учитывая, что Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий не были представлены приказы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, а представленные им приказы о командировании его для выполнения боевого задания не приравниваются к документам, указанным в п. 9 Порядка( приказ МО РФ от 11.08.2012г. №2288, действовавшего в период правоотношений), решением комиссии отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, что следует признать правомерным, поскольку в данном случае предметом спора является право истца на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий, следовательно, обстоятельством значимым для разрешения данного спора и подлежащим установлению в ходе судебного разбирательства, является непосредственное участие истца в оспариваемый им период в боевых действиях на территории <адрес>.
Между тем, из представленных им приказов командира в\ч 74814, командировочного удостоверения от 08.08.2008г. не следует с достаточной степенью достоверности, что истец выполнял задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года.
Так, согласно выписке из приказа командира войсковой части 74814 № 181 от 08 августа 2008 года, а именно пункта 2 параграфа 2, следует о направления истца в служебную командировку в составе военнослужащих батальона материального обеспечения и ремонтно-восстановительного батальона в г. Владикавказ для выполнения боевой задачи с 08.08.2008 г. Основанием для этого послужил рапорт № 4965 от 08.08.2008 г.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 74814 № 53 от 17 марта 2014 года пункт 2 параграфа 2 приказа войсковой части 74814 № 181 от 08.08.2008 г. изложен в новой редакции, а именно дополнен, и также подтверждает факт направления в указанную выше служебную командировку.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 74814 № 216 от 17 сентября 2008 г., а именно пункта 5 параграфа 1 подтверждается факт прибытия истца как военнослужащего батальона материального обеспечения из г. Владикавказ с 17.09.2008г.
На основании выписки из приказа командира войсковой части 74814 от 17 марта 2014 года пункт 5 параграфа 1 приказа командира войсковой части 7484 № 216 от 17.09.2008 г. изложен в новой редакции, а именно дополнен, и также подтверждает факт его прибытия из указанной выше служебной командировки.
Командировочное удостоверение, подписанное начальником штаба в\ч 74814 от 08.082008г. содержит сведения о направлении Левкина А.Н. в г.Владикавказ в командировку сроком на 41 день с 08.08.2008г. по 17.09.2008г. без указания цели командировки.
Согласно справки в\ч 74814 от 02.09.2016г. №9611 следует о том, что Левкин А.Н. в период с 08.08.2008г. по 17.09.2008г. находился на территории Южной Осетии в составе в\ч 74814. При этом приказа на выплату денежного вознаграждения за фактическое участие в боевых действиях на территории Южной Осети не издавались.
Согласно справки в\ч 74814 от 02.09.2016г. №9612 Левкин А.Н. в указанный период выполнял специальные задачи на территории Южной Осетии, период засчитывается в выслугу лет для назначении пенсии из расчета один месяц службы за три месяца.
Анализ указанных доказательств по правилам ст.67 ГПК РФ не позволяет прийти к выводу о том, что в период нахождения в командировке истец участвовал в боевых действиях, само по себе указание в приказах о прибытии в <адрес> для выполнения боевой задачи не свидетельствует о непосредственном участии в таковых, не свидетельствует о выполнении истцом требований, установленных положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации при обращении к ответчику для оформления удостоверения боевых действий.
Все представленные истцом документы были предметом исследования и оценки ответчиком с цель принятии я решения о наличии оснований для присвоения статуса ветерана боевых действий, иных документов в доказательство участия в боевых действиях истцом в порядке ст.56 ГПК РФ в ходе судебного разбирательства суду не представлено.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что истцом не представлен допустимых достаточных доказательств участия в боевых действиях, а требований об установлении факта участия в выполнении задач заявлено не было суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Левкина АН к ФКУ «Объединенное стратегическое командование ЮВО», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений о признании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2019 года
Председательствующий: