Решение по делу № 33а-4496/2021 от 25.02.2021

Дело № 33а-4496/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2021 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Федина К.А.,

судей Кормильцевой И.И., Бочкаревой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ярковой И.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1400/2020 по административному исковому заявлению Дмитриева Виктора Александровича к Администрации Березовского городского округа о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Березовского городского округа

на решение Березовского городского суда Свердловской области от 10 ноября 2020 года,

Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., объяснения представителя административного ответчика Саксоновой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца Дмитриева В.А. и его представителя Фролова Ю.Б., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заинтересованного лица Ибрагимовой Э.А., полагавшей решение суда незаконным, судебная коллегия

установила:

Дмитриев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Администрации Березовского городского округа (далее также – Администрация) об отказе в перераспределении земельных участков от 30 июня 2020 года <№>. В обоснование требований указал, что является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 597 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В мае 2020 году административный истец с братом Дмитриевым А.А. (собственником 1/2 доли земельного участка) обратились в Администрацию с заявлением о перераспределении вышеуказанного земельного участка и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером <№> площадью 896 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, однако в перераспределении было отказано. Административный истец полагает решение незаконным, так как перераспределение необходимо для оформления прав на участок, который ранее был захвачен административным истцом и его братом и используется в настоящее время под баню и насаждения, а также для увеличения площади земельного участка в целях его последующего разделения. Отказ в перераспределении земельных участков по причине несоответствия приложенной к заявлению схеме предъявляемым требованиям полагает незаконным, так как приложение схемы в данном случае не являлось обязательным.

Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Дмитриев А.А., Ибрагимова Э.А.

В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик указал на законность принятого решения, соответствие его нормам земельного законодательства, фактическим обстоятельствам. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером <№> продан третьему лицу в результате проведения открытого аукциона, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым решением не представлено.

Решением Березовского городского суда Свердловской области от 10 ноября 2020 года административный иск Дмитриева В.А. удовлетворен.

Административный ответчик Администрация Березовского городского округа подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, настаивая, земельным законодательством не допускается образования одного земельного участка в процессе перераспределения двух самостоятельных земельных участков, что в данном случае предполагает представленная Дмитриевыми схема. Полагает, что суд, установив несоответствие схемы предъявляемым требованиям, то есть наличие основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении, необоснованно признал данное обстоятельство носящим формальный характер, а также не указал каким требованиям закона не соответствует оспариваемое решение. Суд первой инстанции не принял во внимание, что доказательств, свидетельствующих о наличии преимущественного права на спорный земельный участок, административным истцом не представлено.

Административный истец Дмитриев В.А. в письменных возражениях на апелляционную жалобу полагает решение суда законным, просит решение суда оставить без изменения.

Заинтересованное лицо Ибрагимова Э.А. в отзыве на апелляционную жалобу полагает решение суда незаконным, не соответствующим требованиям земельного законодательства и фактическим обстоятельствам, разъяснениям Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24 августа 2018 года № Д23и-4640.

В судебное заседание судебной коллегии не явился заинтересованное лицо Дмитриев А.А. Учитывая надлежащее извещение указанного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции, Дмитриев В.А. и Дмитриев А.А. являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью 597 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

09 июня 2020 года Дмитриев В.А., Дмитриев А.А. обратились в Администрацию Березовского городского округа с заявлением о перераспределении земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, и земельного участка с кадастровым номером <№>, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 896 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, с целью образования земельного участка общей площадью 1493 кв.м и последующего разделения на два самостоятельных участка.

Решением Администрации Березовского городского округа от 30 июня 2020 года Дмитриевым отказано в перераспределении земельных участков и в утверждении схемы расположения земельных участков на основании пункта 1 статьи 11.7, пунктов 1,6 статьи 11.9, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10, подпунктов 11,12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. В обоснование отказа указано, что исходя из заявления и приложенной схемы в результате перераспределения двух смежных земельных участков образуется один земельный участок, что нарушает требования пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при перераспределении нескольких смежных земельных участков должно образовываться несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных участков прекращается. В случае перераспределения двух смежных участков по предложенному в заявлении варианту, площадь одного из образуемых земельных участков окажется меньше предельного минимального размера, установленного градостроительным регламентом территории Ж-1 (600 кв.м). Также указано на несоответствие приложенной к заявлению схемы требованиям пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).

Основания и порядок перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и государственных, муниципальных земель регламентированы главой V.4. Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 8).

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11), а также в случае, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации (подпункт 12).

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 указанной статьи (подпункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

Суд первой инстанции установил, что представленная Дмитриевыми схема не соответствует предъявляемым требованиям и отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, однако в решении указал на формальный характер отказа, в резолютивной части эти же требования удовлетворил.

Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, содержащим взаимоисключающие выводы в мотивировочной и резолютивной частях, а также с суждениями суда первой инстанции, что мотивы решения Администрации от 30 июня 2020 года носят формальный характер.

Из обстоятельств дела следует, что проект межевания территории, к которой относятся предполагаемые к перераспределению земельные участки, отсутствует.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Согласно пункту 3 указанного Приказа схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 4).

Административный ответчик, установив, что представленная схема не соответствует предъявляемым требованиям, в том числе не содержит границ, площади образуемого участка, правомерно отказал в перераспределении земельных участков по указанному выше основанию.

Судебная коллегия находит оспариваемое решение об отказе в перераспределении земельных участков правильным, считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований административного истца.

Судебная коллегия также учитывает, что в период спорных правоотношений земельный участок с кадастровым номером <№> был сформирован для предложения всем заинтересованным лицам в его приобретении на аукционе. Протоколом об итогах аукциона от 31 августа 2020 года победителем признана Ибрагимова Э.А., с ней 11 сентября 2020 года заключен договор купли-продажи указанного спорного земельного участка (л.д. 171-178).

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 28 мая 2020 года № 1189-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Овчинниковой Наталии Деомидовны на нарушение ее конституционных прав статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации», перераспределение земель и (или) земельных участков призвано обеспечить прежде всего эффективное и рациональное использование земли; при этом оспариваемая норма содержит необходимые гарантии, ограничивающие произвольное применение и злоупотребление данной процедурой в ущерб предоставлению земельных участков на торгах, обеспечивающему справедливое и открытое перераспределение объектов публичной собственности.

При этом судом первой инстанции не установлено нарушения прав и законных интересов административного истца, поскольку каких-либо преимущественных прав на приобретение земельного участка без торгов он не имеет.

Учитывая изложенное, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права, принимает новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Дмитриева В.А.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березовского городского суда Свердловской области от 10 ноября 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Дмитриева Виктора Александровича отказать.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий К.А. Федин

Судьи И.И. Кормильцева

Е.Ю. Бочкарева

33а-4496/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Дмитриев Виктор Александрович
Ответчики
Администрация Березовского ГО
Другие
Ибрагимова Э.А.
Фролов Юрий Борисович
Дмитриев А.А.
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Кормильцева Ирина Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
02.03.2021Передача дела судье
25.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021Передано в экспедицию
25.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее