Дело № 2-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2016 года гор. Юрьевец, Ивановской области
Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Парикова Н.А., при секретаре Абрамовой Л.А., с участием истица – старшего помощника прокурора Юрьевецкого района Смирновой Л.Н., представителя ответчика ООО «Теплоцентраль» Кулдошиной М.В., представителя третьего лица - администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрьевецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» о возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Юрьевецкого района обратился в Юрьевецкий районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» о возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива. Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении при оказании коммунальной услуги по отоплению. В ходе проверки установлено, что ООО «Теплоцентраль» в силу постановления администрации Юрьевецкого муниципального района является теплоснабжающей организацией для систем теплоснабжения Юрьевецкого муниципального района. Для выработки тепловой энергии Общество использует в качестве топлива топочный мазут и котельные на основании договора аренды. В соответствии с договором аренды ИП Максимовой Г.В. ООО «Теплоцентраль» в пользование передана и используется Обществом котельная № 1. По состоянию на … года запас топочного мазута на котельной № 1 по адресу: …, составляет … тонн, при этом суточный расход топлива в соответствии с приказом директора ООО «Теплоцентраль» от … № … «О нормах расхода топлива» на … составляет … тонн, на … тонн. Мазут поставляется автотранспортом. Таким образом, норматив запаса топлива по состоянию на … – … тонн. В силу изложенного, прокурор полагает, что Общество не сможет предоставлять потребителям коммунальную услугу по теплоснабжению в необходимых объемах, либо возможно прекращение подачи теплоснабжения, что повлечет за собой нарушение прав граждан, неопределенного круга лиц. Неоказание коммунальной услуги по теплоснабжению в отопительный период может повлечь причинение вреда здоровью граждан, привести к размораживанию системы отопления, тем самым причинить ущерб неопределенному кругу лиц; кроме того, на территории района может возникнуть чрезвычайная ситуация.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, истец просит суд обязать ООО «Теплоцентраль» обеспечить нормативный запас топочного мазута в соответствии с требованиями Приказа Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 г. № 377 «О порядке определения норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» на котельной № 1 г. … ул. …, д. … на отопительный период …г.г.; обратить решение к немедленному исполнению.
Истец – старший помощник прокурора Юрьевецкого района Смирнова Л.Н. исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что с начала отопительного сезона в прокуратуру района поступают многочисленные обращения граждан об отсутствии качественного отопления; жители Юрьевецкого муниципального района, а также организации города постоянно обращаются в Единую дежурную диспетчерскую службу при администрации Юрьевецкого муниципального района по вопросу оказания коммунальной услуги – тепла, ненадлежащего качества. Все это это связано с тем, что Обществом принимаются меры, направленные на снижение расходов топлива с целью получения экономической выгоды. На первой котельной имеются две накопительные ёмкости, которые позволяют обеспечить эксплуатационный и неснижаемый запас топлива. Доказательств, что емкости неисправны, а также о том, что существует иной склад для топочного мазута, ответчиком не предоставлено.
Ответчик – представитель ООО «Тепло-город» Кулдошина М.В. исковые требования не признала, заявив, что иск является необоснованным. Позиция ответчика мотивирована тем, что постановление № 377 носит рекомендательный характер и не содержит императивной нормы, закрепляющей обязанность теплоснабжающей организации создавать запас топлива. Топливо поставляется автотранспортом, проблем, связанных с поставкой топочного мазута, нет. Топливо имеется в необходимых количествах. Оказание услуги ненадлежащего качества связано с тем, что теплотрассы в силу изношенности, имеют большие потери.
Третье лицо – представитель администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонов Л.А. исковые требования поддержал в полном объеме, указав что администрация района выполнила свои обязательства - сделала всё от неё зависящее для бесперебойного, надлежащего теплоснабжения города.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу пункта 3 статьи 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, настоящий иск инициирован прокурором Юрьевецкого района в интересах неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом; обращение обусловлено необходимостью защиты прав граждан - жителей Юрьевецкого муниципального района на нормальные условия жизнедеятельности в зимний период - на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией.
Согласно ч. 1 статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
На основании п. 1 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях в числе прочих относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Пунктом 5 статьи 20 ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Пунктом 4 статьи 13 названного Закона предусмотрено, что теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Из приведенных положений законов и Приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115 следует, что обязанность по своевременному обеспечению создания нормативных запасов топлива возникает у энергоснабжающей организации, а не у органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области может быть возложена обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях Юрьевецкого муниципального района, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из материалов дела следует, что орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия, вытекающие из поименованных законов, выполнил свои функции по предоставлению теплоснабжения населению на территории Юрьевецкого муниципального района.
Постановлением администрации Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от … № … определены едиными теплоснабжающими организациями для систем теплоснабжения на территории Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района ООО «Тепло-город» и ООО «Тепло-централь» (л.д. 39).
ООО «Теплоцентраль» является ресурсоснабжающей организацией, основной вид деятельности которой, - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, дополнительные виды деятельности: распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности тепловых сетей и котельных (л.д. 21-34). Таким образом, ООО «Теплоцентраль» выступает гарантированным поставщиком теплоэнергии на территории муниципального образования «Юрьевецкий муниципальный район». По своему статусу, ООО «Теплоцентраль» является коммерческой организацией, отвечающей по своим обязательствам собственным имуществом (л.д. 9-20).
Судом установлено, что на основании договора аренды № … от … г., индивидуальный предприниматель Максимова Г.В. передала ООО «Теплоцентраль» во временное пользование объекты в виде движимого и недвижимого имущества – оборудование, под которым в настоящем договоре понимаются здания и оборудование объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе котельная № 1 по адресу: … (л.д. 40-43). Факт передачи названного имущества подтверждается актом приема-передачи от … (л.д. 49-50).
Доказательств о расторжении сторонами договора № … от … г. материалы дела не содержат.
Согласно справке директора ООО «Теплоцентраль» от …, основной вид используемого топлива на котельных общества – мазут (л.д. 44).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов, расположенных на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, возложена на ООО «Теплоцентраль». Ответчик является единственной на территории муниципального района теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные - работающие на жидком топливе-мазуте), для выработки тепловой энергии путем нагрева воды и подачи её по закрытым тепловым трассам к потребителям на период отопительного сезона.
Доказательств того, что ООО «Теплоцентраль» отказалось от исполнения своих обязательств, материалы дела не содержат, и сторонами не представлено.
Разрешая требования прокурора, суд руководствуется следующим.
Приказом Минэнерго РФ от 22.08.2013 г. № 469 утвержден порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон.
Указанный Порядок устанавливает правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, и распространяется на собственников и (или) иных законных владельцев тепловых электростанций (далее владельцы тепловых электростанций).
Владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации (далее уполномоченные органы).
Приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее по тексту Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Согласно пункту 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
Согласно Методики выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива для котельных количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы: жидкое топливо – 10 суток при доставке железнодорожным транспортом; 5 суток – автотранспортом.
Для расчета НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток; по жидкому топливу – 30 суток.
ННЗТ восстанавливается в утвержденном размере после прекращения действий по сохранению режима «выживания» электростанций и котельных организаций электроэнергетики, а для отопительных котельных – после ликвидации последствий непредвиденных обстоятельств.
Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанции и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Приказом Минэнерго от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее Правила).
Данными Правилами определены требования к технической эксплуатации тепловых энергоустановок, обязательные для исполнения всеми собственниками энергоустановок.
Согласно Правилам эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (пункт 4.1.1. Правил). Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (пункт 11.9 Правил).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 (далее правила и нормы), определены требования к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, обязательных к исполнению собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно Правилам и нормам готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том числе, наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70 % потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода (пункт 2.6.10 Правил и норм).
В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса (подпункт «а» пункта 2.6.13 Правил и норм).
Нормативно-правовым актом администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от … № ….. постановлено: главам поселений Юрьевецкого муниципального района, руководителям ресурсоснабжающих организаций, руководителю управляющей компании, начальнику управления образования администрации Юрьевецкого муниципального района, руководителю МОУ ДОД «Юрьевецкая ДШИ» считать своевременную и качественную подготовку объектов энергоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, жилищного фонда и инженерных систем к эксплуатации в осенне-зимний период 2015-2016 годов, а также создание запасов топлива, одной из первоочередных задач. Пунктом 3 данного постановления закреплена обязанность вышеназванных субъектов завершить подготовку к работе в осенне-зимний период 2016-2017 г.г. к 01.10.2016 г.. Также указано на необходимость принятия мер по созданию на начало отопительного периода 2016-2017 годов нормативных запасов топлива для нужд отопления жилищного фонда, объектов социальной сферы и населения (по каменному углю – 45-суточная, по топочному мазуту – 30-суточная потребность).
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее Комиссия) принято решение рекомендовать теплоснабжающим организациям в срок до 01.11.2016 года поддерживать необходимый запас твердого и жидкого топлива (на 10-30 суток) с проведением необходимых процедур по определению качества поставляемых энергетических ресурсов; создать запас необходимых материально-технических ресурсов для предотвращения и оперативного устранения неисправностей на системах теплоснабжения в населенных пунктах, принять все меры по поддержанию их на необходимом уровне. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом Комиссии от … № ….
Согласно материалам дела, отопительный сезон в Юрьевецком муниципальном районе начат с …. года, что следует из постановления администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от … г. № … (л.д.109).
Проведенной прокуратурой Юрьевецкого района проверкой установлено, что по состоянию на … года запас топочного мазута на котельной № 1 по адресу: …, эксплуатируемой ООО «Теплоцентраль» составляет … тонн.
Вместе с тем, из справки директора ООО «Теплоцентраль» усматривается, что общий нормативный запас топлива (топочного мазута) на отопительный период 2016-2017 г.г. составляет …. тонн (суточный расход топлива 15 т/сут. Х количество суток расчетного запаса 5 суток) (л.д. 74).
Ответчиком результаты прокурорской проверки не оспорены, признано, что на …. года запас топлива на котельной № 1 составляет … тонн. Данные обстоятельства подтверждены главным инженером ООО «Теплоцентраль» Костериным М.В. (л.д.38).
Из пояснений представителя ответчика Кулдошиной М.В. следует, что запасы топочного мазута созданы в емкостях котельной № 10, откуда топливо подвозится на котельную № 1.
В силу присущего данному виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной базы; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений ( часть первая статьи 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
С учетом приведенных правил доказательственной деятельности, при том, что в средствах доказывания ООО «Теплоцентраль» ограничено не было, ответная сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поседения.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком формировался нормативный эксплуатационный запас топлива как к 01 октября 2016 года, так и в дальнейшем (в том числе в объеме менее 30-суточной потребности). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что возможность его использования в течение отопительного периода для надежной и стабильной работы котельной и обеспечения плановой выработки тепловой энергии отсутствовала и отсутствует в настоящее время.
Также ответчиком не предоставлено суду каких-либо доказательств наличия на складе и в котельной, эксплуатируемой ООО «Теплоцентраль», а также в другом населенном пункте неснижаемого нормативного запаса топлива, в объеме, установленном Приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. № 377, по состоянию на дату подачи искового заявления (12 декабря 2016 года) и на период рассмотрения настоящего дела. Доказательств невозможности использования емкостей, имеющихся на котельной № 1, для хранения жидкого топлива – мазута, в связи с их выходом из строя, материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Частью 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Представленную в материалы дела копию справки о наличии на котельных и базе хранения ООО «Теплоцентраль» общего запаса топлива по состоянию на …г. свыше 100 тонн, суд не принимает в качестве допустимого письменного доказательства, в силу ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как не отвечающую принципам относимости и допустимости доказательств, поскольку данный документ не заверен надлежащим образом, подлинник данного документа не представлен, содержание копии документа не подтверждено иными доказательствами, в частности, запрошенными судом актами приема-передачи топлива, товаротранспортными накладными.
Имеющийся в материалах дела договор на поставку топочного мазута для котельной Юрьевецкого муниципального района, датированный … (л.д. 103-108), не свидетельствует о создании ответчиком запасов основного и резервного видов топлива, его фактическом наличии и надлежащем исполнении установленных обязанностей. Как уже говорилось, товарно-транспортные накладные, подтверждающие поставку товара (топлива), суду не предоставлены.
Доводы представителя ООО «Теплоцентраль» об отсутствии обязанности теплоснабжающей организации создавать какой-либо запас топлива, не основаны на законе и отклоняются судом.
В рамках судебного разбирательства ответчиком не предоставлено доказательств, освобождающих его от ответственности за нарушение принятых на себя обязательств по ежедневному бесперебойному снабжению жителей Юрьевецкого муниципального района тепловой энергией; наличие уважительных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения обязательства, а равно наличие обстоятельств, подтверждающих, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, ответчиком доказательно не подтверждено.
Имеющаяся перед ответчиком задолженность Департамента ЖКХ Ивановской области по выплате субсидий на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, а также задолженность администрации Юрьевецкого муниципального района за поставленную энергию бюджетным организациям, не может расцениваться в качестве объективной причины ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ООО «Теплоцентраль», в силу статуса Общества. Данные обстоятельства не отменяют обязанность соблюдения вышеприведенных норм по обеспечению неснижаемого нормативного и эксплуатационного запаса топлива.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что следствием не создания нормативного эксплуатационного запаса топлива и не обеспечения ответчиком в должном объеме неснижаемого нормативного запаса топлива, является нарушение прав граждан-потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества (л.д. 78-98), что является недопустимым. При этом, сложившаяся ситуация имеет место, практически с начала отопительного сезона и не изменилась на сегодняшний день, вместе с тем, до окончания отопительного сезона - более трех месяцев. Указанные обстоятельства могут привести к перебою теплоснабжения объектов социальной сферы и жилого сектора на территории Юрьевецкого муниципального района в отопительный сезон 2016-2017 г.г., возникновению чрезвычайной ситуации, срыву отопительного сезона.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
При рассмотрении требования прокурора об обращении судебного решения к немедленному исполнению суд руководствуется следующим.
Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Судом установлено, что котельная, эксплуатируемая ООО «Теплоцентраль», используется для централизованного теплоснабжения значительной части жилого сектора и объектов социальной сферы Юрьевецкого городского поселения; допущенное задолго до окончания отопительного сезона в зимний период времени нарушение по своему характеру может повлечь остановку котельных и значительные чрезвычайные затраты на восстановление теплоснабжения. Суд признает эти обстоятельства особыми, являющиеся основанием к немедленному обращению судебного решения к исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате им государственной пошлины.
В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Прокурор Юрьевецкого района обратился в суд с требованиями в защиту неопределенного круга лиц, то есть в интересах физических лиц. Заявленные требования относятся к требованиям не имущественного характера.
Согласно п.п.3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет …. рублей.
Учитывая изложенное, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере …. рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Юрьевецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» о возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» обеспечить нормативный запас топочного мазута в соответствии с требованиями Приказа Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 г. № 377 «О порядке определения норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» на котельной № 1 г. …, ул. …, дом … на отопительный период …. г.г..
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Взыскать с ООО «Теплоцентраль» государственную пошлину в сумме … рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Юрьевецкий районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 16 января 2017 года.
Председательствующий: