Решение по делу № 2-220/2020 от 11.08.2020

Дело № 2-220/2020

Решение

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года                            с. Богородское

    Ульчский районный суд Хабаровского края в составе: судьи Хегай Л.А., при секретаре судебного заседания Денисенко К.В., с участием помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Балуева Д.В., представителя ответчика Химич В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Булава Премиум» о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства об охране атмосферного воздуха,

Установил:

    Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор), в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к ООО «Булава Премиум» (далее Общество) с требованиями о возложении обязанности принять меры для приведения котельных и дизельных электростанций в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха, а именно: обеспечить угольную котельную и дизельную электростанцию средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оборудовать источники выбросов загрязняющих веществ установками очистки газов; обеспечить проектную очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соблюдая правила эксплуатации установок очистки газа; производить учет выбросов загрязняющих веществ на предприятии; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное лицо; утвердить программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ; обеспечить своевременный вывоз отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; согласовать с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления; провести мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха, а также мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; получить комплексное экологическое разрешение; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год. В обоснование данных требований прокурор сослался в иске на установленное в ходе проверки, проведенной по заданию Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, нарушение ответчиком законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, что влечет загрязнение атмосферного воздуха и ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах Ульчского района Хабаровского края.

    К участию в деле в качестве соответчика судом привлечена администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация района).

Согласно письменным возражения администрации района на исковые требования, данный орган местного самоуправления считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку Обществу объекты электроснабжения переданы по договору аренды, теплоснабжения – по концессионному соглашению, в соответствии с которыми бремя содержания переданного имущества, в том числе текущий и капитальный ремонт, возложено на Общество. В соответствии с законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по охране атмосферного воздуха осуществляются юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Требования прокурора о получении Обществом комплексного экологического заключения не обоснованы, поскольку законодателем данные требования предъявлены для объектов I категории, для объектов II, III, IV категорий такого разрешения не требуется, при этом, категорию объектов, находящихся в пользовании Общества, прокурор не указывает. С 01.01.2018 законодателем полномочия по хранению, транспортировке, утилизации и переработке отходов отнесены к полномочиям регионального оператора, в связи с этим, требования прокурора о своевременном вывозе Обществом отходов на специализированные места хранения или захоронения являются необоснованными.

    В судебное заседание прокурор, обратившийся в суд с иском, извещенный надлежащим образом о судебном разбирательстве, не явился, направив представителя по доверенности. Представитель ответчика – администрации района также не явился, извещен о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просил.

    Суд, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в нем участвующих.

    В судебном заседании помощник прокурора Ульчского района Хабаровского края Балуев Д.В. требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, просил их удовлетворить, дополнений не высказал.

    Представитель ответчика Химич В.А., являющийся генеральным директором Общества, исковые требования не признал, суду пояснил, что предприятие имеет разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а так же заключение об их соответствии установленным нормативам. Данные документы действительны до 25.07.2021. Плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год предприятие внесло. Угольная котельная осуществляет сезонное теплоснабжение в основном объектов социальной сферы, сжигает до 700-800 тон угля, имеет золоуловители. В проектной документации котельной каких-либо очистных сооружений, кроме золоуловителей, не предусмотрено. Отходов котельной – шлака от 100 до 250 тонн за отопительный период, фактически на предприятии не имеется, поскольку данным материалом застраивается площадка, где запланировано размещение солнечных батарей для выработки электроэнергии для нужд поселения, и также шлак разбирает население для использования в личных, хозяйственных целях. Кроме того, не определен региональный оператор по обороту отходов. Дизельная электростанция работает на топливе хорошего качества, максимальная ее мощность 550 кВт, фактически от нее нет выбросов в атмосферный воздух. Предприятие ежегодно подает декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

    Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, принимая во внимание доводы ответчика, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, поэтому предъявление прокурором рассматриваемого иска не противоречит требованиям действующего законодательства.

    В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что 18.02.2020 прокурором в адрес генерального директора ООО «Булава Премиум» направлен запрос о предоставлении информации и документов за 2019 – 2020 годы, мотивированный проведением, по заданию Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, проверки исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в котором сформулированы конкретные вопросы о наличии эксплуатируемых Обществом источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об основании пользования, соответствии данных источников требованиям природоохранного законодательства, соблюдении Обществом этих требований.

    В ответ на данный запрос Общество письменно сообщило прокурору, в частности: об использовании на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – котельной, дизельной электростанции, гаража со сварочным постом; о наличии выданного Обществу соответствующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия до 25.06.2021; о предоставлении декларации в надзорный орган в сфере природопользования; об отсутствии на предприятии средств контроля за выбросами, установок очистки газов; отсутствии программы по охране атмосферного воздуха; об отсутствии производственного контроля; не установлении санитарно-защитной зоны предприятия; об отсутствии автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    На основании ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 34 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Так, согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности ст. ст. 21, 22 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, относятся нормативы допустимых выбросов для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, которые определяются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. При этом, расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном указанным Законом.

Части 4, 5 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ определяют, что нормативы допустимых выбросов, не рассчитываются для объектов III категории и IV категории.

    В этой связи, ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, получить комплексное экологическое разрешение, и право данных лиц на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, получить комплексное экологическое разрешение.    

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии со ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ представляют декларацию о воздействии на окружающую среду; для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон № 96-ФЗ) вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального закон № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются.

На основании ч. 7 ст. 16 Федерального закон № 96-ФЗ при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Установка очистки газа, в соответствии со ст. 1 Федерального закон № 96-ФЗ, это сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 16.1 Федерального закон № 96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

На объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 25 Федерального закон № 96-ФЗ).

    Согласно ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности. План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 96-ФЗ должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности, проверять соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанный в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Статья 67 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, и возлагает обязанность на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор. На объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в частности, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (абз. 2); осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения (абз. 6); осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абз. 7).

На основании ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закон № 96-ФЗ хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья. Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) определены понятия: «размещение отходов», как хранение отходов - хранение и захоронение отходов, а так же «хранение отходов» - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, и «объекты размещения отходов» - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Статья 12 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Принимая во внимание положения указанных правовых норм и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, предъявленные к Обществу, подлежат удовлетворению частично, а администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком, в связи со следующим.

В статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» дано понятие негативного воздействия на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В пункте 2 ст. 16 указанного выше ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. В соответствии со ст. 1 ФЗ N 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» также дает понятие загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и(или) концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих, необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

Поэтому, требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика обеспечить котельную и дизельную электростанцию средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники выбросов загрязняющих веществ установками очистки газов; обеспечить проектную очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соблюдая правила эксплуатации установок очистки газов удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств того, что при использовании ответчиком в хозяйственной деятельности стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, превышаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, котельной и дизельной электростанцией, в отношении которых установлены предельно допустимые выбросы, дано санитарно-эпидемиологическое заключение на их соответствие санитарным эпидемиологическим правилам и нормативам, действующее до 25.06.2021.

Не могут быть удовлетворены судом требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика получить комплексное экологическое заключение; оснастить стационарные источники выбросов автоматическими устройствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поскольку прокурором не представлено доказательств отнесения используемых Обществом объектов к I категории в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, в отношении которых предусмотрена обязанность получения комплексного экологического разрешения и установка вышеназванных автоматических устройств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, либо ко II категории, в отношении которых возможно получить комплексное экологическое разрешение.    

Не обоснованы также требования прокурора, в части возложения обязанности по утверждению программы (плана) по охране атмосферного воздуха, в том числе, по снижению выбросов загрязняющих веществ, так как во взаимосвязи положений ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 24 Федерального закон № 96-ФЗ разработка и утверждение плана мероприятий по охране окружающей среды, или программы повышения экологической эффективности (в зависимости от категории объектов), предусмотрены на случай невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, однако доказательств невозможности соблюдения Обществом нормативов допустимых выбросов, суду не представлено.

    Вместе с этим, исходя из правового смысла норм, предусматривающих деятельность по размещению отходов, данная деятельность носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, и не может осуществляться на территории Общества. Поскольку ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих соблюдение законодательства в области обращения с отходами производства (шлаком), в частности об обеспечении своевременного вывоза таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья, о согласовании мест хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, суд приходит к выводу о том, что такие требования подлежат удовлетворению, поскольку неисполнение данной обязанности ответчиком может привести к негативным последствиям для окружающей природной среды, к загрязнению атмосферного воздуха.

Также суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора в части возложения обязанности по учету выбросов загрязняющих веществ на предприятии, определению должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за проведением природоохранных мероприятий, утверждению их должностных инструкций, по осуществлению производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное лицо, поскольку данные требования основаны на законе, а доказательств выполнения предусмотренных природоохранным законодательством в этой части обязанностей, ответчиком не представлено.

Кроме того, с учетом общих принципов природоохранного законодательства, в том числе об охране атмосферного воздуха, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в части проведения мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха, а также мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, так как такие мероприятия способствуют охране жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, обеспечению благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущению необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, однако ответчиком доказательств по их проведению не представлено.

С учетом тех обстоятельств, что требования прокурора, которые признаны судом законными и обоснованными связаны именно с хозяйственной деятельностью ответчика, в пользовании которого находятся стационарные источники выбросов загрязняющих веществ и отходов, администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, являющаяся собственником таких источников, не несет ответственности за не соблюдение Обществом природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

По этим основаниям, с ответчика в доход бюджета Ульчского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Иск Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Булава Премиум» о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства об охране атмосферного воздуха – удовлетворить частично.

Обязать ООО «Булава Премиум» обеспечить своевременный вывоз отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; согласовать с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления; провести мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха, а также мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечить учет выбросов загрязняющих веществ на предприятии; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; в целях производственного контроля за охраной атмосферного воздуха создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное лицо.

В удовлетворении остальной части требований прокурора – отказать.

Взыскать с ООО «Булава Премиум» в доход бюджета Ульчского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 6000 (шести тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течении одного месяца со дня принятия его в окончательной форме, то есть с 24 ноября 2020 года.

Судья            подпись            Л.А. Хегай

<данные изъяты>

Судья                            Л.А. Хегай

2-220/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Ульчского муниципального района
ООО Булава-Премиум
Суд
Ульчский районный суд Хабаровского края
Судья
Хегай Лариса Александровна
Дело на странице суда
ulchsky.hbr.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее