РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2019 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре Рубис С.И., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Манданова А.А., представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1062/2019 по иску Тайшетского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО3 муниципального образования <адрес> о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Тайшетский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО3 муниципального образования <адрес>, указав в обоснование своих требований, что Тайшетской межрайонной прокуратурой проведен анализ соблюдения ФИО3 муниципального образования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ч. 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», недра, поверхностные и подземные воды являются объектом охраны окружающей среды.
Статья 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляют право каждого на благоприятную окружающую среду.
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 18 ч. 1 ст. 14 на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Данное участие законодательно закреплено в виде проведения определенного ряда действий.
Так, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту ФЗ № 89-ФЗ), с учетом п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений <адрес> в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) ТКО и ведение реестра таких мест (площадок).
Порядок создания данных мест (площадок), а также требования к ним регламентированы ст. 13.4 ФЗ № 89-ФЗ, а также требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - Правила №), Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» (Далее по тексту – Постановление №).
Согласно ст. 11 ФЗ № 89-ФЗ накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами (ст. 10 Постановления №):
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Вместе с тем, складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами (ст. 11 Постановления №):
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Следовательно, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению ТКО заключается в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
В соответствии с вышеназванными правилами органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3 Правил №).
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 8, ч.ч. 4,5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, с учетом п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» на органы местного самоуправления сельских поселений возложена обязанность определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра таких мест (площадок) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства №.
Реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее – реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 11 Правил).
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп утверждена региональная программа <адрес> «Обращение с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на 2018-2027 годы».
Места (площадки) накопления ТКО должны быть созданы органами местного самоуправления в целях организации надлежащего сбора, транспортировки, накопления и последующей утилизации отходов, а также надлежащей организации работы регионального оператора.
В свою очередь, в нарушении указанных требований, в ФИО4 муниципальном образовании до настоящего времени не созданы места (площадки) накопления ТКО, отвечающие Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами.
Из представленной в прокуратуру информации от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что на территории ФИО4 муниципального образования места (площадки) накопления ТКО не созданы.
ФИО1 муниципального образования надлежащих мер к созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО ведет к бессистемному и децентрализованному накоплению отходов на территории ФИО4 муниципального образования, что создает угрозу захламления мусором и образованию мест его несанкционированного размещения, в результате чего может быть причинен ущерб окружающей среде и как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
На основании изложенного, Тайшетский межрайонный прокурор просит суд ФИО2 муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать на территории ФИО4 муниципального образования <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора ФИО6 поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Глава ФИО4 муниципального образования ФИО7 в судебном заседании исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора признал, пояснив, что ФИО3 муниципального образования разработана схема размещения мест накопления ТКО, определены стоимость и количество контейнеров для накопления ТКО, но для выполнения работ необходимы значительные финансовые средства из бюджета поселения, в связи с чем просит установить срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Статья 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляют право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», недра, поверхностные и подземные воды являются объектом охраны окружающей среды.
Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 18 ч. 1 ст. 14 на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений <адрес> в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) ТКО и ведение реестра таких мест (площадок).
Статьей 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» регламентированы порядок создания данных мест (площадок) и требования к ним.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Как следует из п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно ст. 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению ТКО заключается в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 3 ст. 8, ч.ч. 4,5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, с учетом п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» на органы местного самоуправления сельских поселений возложена обязанность определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра таких мест (площадок) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства №.
Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 11 Правил).
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Как следует из Распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп утверждена региональная программа <адрес> «Обращение с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на 2018-2027 годы».
Места (площадки) накопления ТКО должны быть созданы органами местного самоуправления в целях организации надлежащего сбора, транспортировки, накопления и последующей утилизации отходов, а также надлежащей организации работы регионального оператора.
Как установлено в судебном заседании, в ФИО4 муниципальном образовании до настоящего времени не созданы места (площадки) накопления ТКО, отвечающие Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами, что подтверждается представленной в прокуратуру информацией от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, согласно которой на территории ФИО4 муниципального образования места (площадки) накопления ТКО не созданы.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что ФИО1 муниципального образования надлежащих мер к созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО ведет к бессистемному и децентрализованному накоплению отходов на территории ФИО4 муниципального образования, что создает угрозу захламления мусором и образованию мест его несанкционированного размещения, в результате чего может быть причинен ущерб окружающей среде и как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, в связи с чем исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора о возложении обязанности создать на территории ФИО4 муниципального образования <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № подлежат удовлетворению. С учетом мнения представителя ответчика, суд считает возможным определить срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тайшетского межрайонного прокурора удовлетворить.
ФИО2 муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. создать на территории ФИО4 муниципального образования <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающие требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В. Радионова