Решение по делу № 3а-10/2020 от 08.08.2019

Дело № 3а-10/2019 УИД 21ОS0000-01-2019-000109-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2020 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Алексеевой Г.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой А.В.,

при участии представителя административного истца индивидуального предпринимателя Тихонова А.Г. - Карымова П.А.,

представителя бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Максимовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Тихонова Александра Геннадьевича к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

Индивидуальный предприниматель (далее ИП) Тихонов А.Г. 08 августа 2019 года через представителя по доверенности Карымова П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее Минюст Чувашской Республики) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – торгового комплекса, назначение: торговое, этажность: 3-этажный, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года, - 32546360 руб.

Административный иск мотивирован тем, что ИП Тихонов А.Г. является собственником указанного объекта, кадастровая стоимость которого, утвержденная 01 января 2019 года, установлена по состоянию на 01 января 2018 года в размере 102082472 руб. 03 коп. ООО «Центр оценки и экспертизы «АвтоАссистанс» по заданию истца выполнен отчет № А-0546/2019 об оценке рыночной стоимости указанного объекта по состоянию на 01 января 2018 года, согласно которому она составляет 32546360 руб. Полагая, что установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость здания, что создает для него бремя чрезмерной фискальной нагрузки, влечет значительное нарушение его прав и законных интересов, административный истец обратился в суд с названными требованиями.

К участию в деле в качестве соответчика в судебном заседании 29 августа 2019 года привлечено бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее БУ «Чуваштехинвентаризация») (л.д. 139-140 т. 1).

Определением суда от 17 октября 2019 года по настоящему административному делу по ходатайству представителя административного истца Карымова П.А. назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости указанного объекта недвижимости (л.д. 206-207 т. 1).

После поступления в суд заключения эксперта административный истец ИП Тихонов А.Г. через представителя по доверенности Карымова П.А. уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года, равной 39264000 руб. (л.д. 109-110 т. 3).

В судебное заседание административный истец ИП Тихонов А.Г. не явился, его представитель Карымов П.А. требования с учетом уточнения поддержал.

Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Максимова М.Н. возражала против удовлетворения требований ИП Тихонова А.Г., полагала заключение эксперта не соответствующим требованиям законодательства.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте его рассмотрения, Минюст Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрация г. Канаш Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, допросив эксперта, суд приходит к следующему.

Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Из материалов дела следует, что административный истец ИП Тихонов А.Г. является собственником объекта недвижимости – торгового комплекса, назначение: торговое, этажность: 3-этажный, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес.

Право собственности ИП Тихонова А.Г. на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 декабря 2009 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики. Согласно приложению № 1 к указанному Постановлению кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером ... на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2018 года составляет 102082472 руб. 03 коп.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 апреля 2019 года на указанную дату (01 января 2019 года) кадастровая стоимость названного объекта недвижимости также составляет 102082472 руб. 03 коп., дата утверждения кадастровой стоимости 01 января 2019 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 01 января 2019 года (л.д. 6).

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 01 января 2016 года.

Поскольку административный истец ИП Тихонов А.Г. является собственником указанного объекта недвижимости, размер налога на имущество физических лиц определяется в зависимости от кадастровой стоимости указанного здания, то результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он вправе обратиться в суд с заявленным требованием.

В обоснование своего требования административным истцом в суд представлен отчет ООО «Центр оценки и экспертизы «АвтоАссистанс» № А-0546/2019, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта по состоянию на 01 января 2018 года составляет 32546360 руб. (л.д. 13-116 т. 1).

Однако поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных познаний, судом назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Чебоксарская экспертно-сервисная компания».

Согласно заключению эксперта № 5799/11 рыночная стоимость объекта капитального строительства – торгового комплекса, назначение: торговое, этажность: 3-этажный, общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: адрес, составляет по состоянию на 01 января 2018 года 39264000 руб. (л.д. 3-102 т. 3).

Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Максимова М.Н., полагая, что указанное экспертное заключение не может быть принято судом как надлежащее доказательство, представила отзыв, а также рецензию, составленную начальником отдела кадастровой оценки БУ «Чуваштехинвентаризация» Лукиной Ж.В. (л.д. 127-128, 129-133 т. 3).

По ходатайству представителя Максимовой М.Н. в судебном заседании допрошен эксперт ООО «Чебоксарская экспертно-сервисная компания» Гаврилов В.А.

Анализируя и оценивая содержание заключения эксперта, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям главы 6 КАС РФ, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, не противоречит существующим принципам и методикам проведения оценки, в связи с чем объективность и достоверность проведенного исследования и выводов эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, сомнений не вызывают. Заключение эксперта подготовлено независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Права и обязанности эксперта по административному делу предусмотрены ст. 49 КАС РФ.

Заключение эксперта содержит разъяснение эксперту прав и обязанностей эксперта, предусмотренных ст. 85 ГПК РФ.

Ошибочность указания на норму законодательства о правах и обязанностях эксперта недостоверности заключения не влечет.

Судом эксперту как при вызове в суд, так и в судебном заседании разъяснены права и обязанности эксперта в соответствии со ст. 49 КАС РФ. Изложенные в ст.ст. 85 ГПК РФ и 49 КАС РФ положения существенных различий, способных повлиять на выводы эксперта, изложенные им в заключении, не содержат.

В судебном заседании эксперт Гаврилов В.А. свое заключение подтвердил, пояснил, что в использованных им архивных объявлениях нередки случаи некорректного указания площади, цены, однако ссылаться он вправе на информацию о выбранных объектах – аналогах только до даты, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость спорного объекта, в связи с чем не по всем объектам-аналогам в заключении указаны ссылки на источник уточненной информации, наличие сходных объектов недвижимости в г. Канаш не свидетельствует об их соответствии исследуемому объекту, для выбранных им объектов применены соответствующие корректировки.

Оснований для отклонения заключения эксперта в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости спорного объекта недвижимости суд не находит. Заключение содержит сведения о визуальном осмотре объекта исследования, описание основных ценообразующих факторов, ссылки на использованные экспертом данные, обоснование выбора объектов – аналогов и методов исследования, применения соответствующих корректировок. К заключению приложены документы и материалы, использованные экспертом. Квалификация и полномочия эксперта подтверждены приложенными к заключению документами.

Доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, лица, участвующие в деле, не представили.

Сведения о наличии иных предложений по продаже и аренде объектов недвижимости в г. Канаше, которые представлены БУ «Чуваштехинвентаризация», сами по себе не опровергают выводов эксперта, их наличие не свидетельствуют о необходимости использования именно этих объектов в качестве аналогов исследуемого объекта при производстве экспертизы (в том числе с учетом площадей и стоимости).

Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства по состоянию на 01 января 2018 года проведена БУ «Чуваштехинвентаризация».

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена в результате массовой оценки.

Согласно п. 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» для целей настоящего Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

При проведении индивидуальной оценки, в отличие от работ по массовой оценке, оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, в связи с чем кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С этим обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. При таких обстоятельствах различие между установленной кадастровой стоимостью и определенной в заключении эксперта рыночной стоимостью объекта недвижимости не свидетельствует о недостоверности последней.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости - торгового комплекса, назначение: торговое, этажность: 3-этажный, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, в размере 39264000 руб. по состоянию на 01 января 2018 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Настоящее решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес (п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Указанная кадастровая стоимость подлежит применению на период с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – торгового комплекса, назначение: торговое, этажность: 3-этажный, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, в размере 39264000 (тридцать девять миллионов двести шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Указанная стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Дата подачи административным истцом индивидуальным предпринимателем Тихоновым Александром Геннадьевичем заявления о пересмотре кадастровой стоимости -08 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Г.И. Алексеева

Мотивированное решение составлено 29 января 2020 года.

3а-10/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИП Тихонов А.Г.
Ответчики
Кабинет Министров ЧР
Министерство имущественных и земельных отношений по ЧР
Другие
Карымов П.А.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Алексеева Г. И.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
09.08.2019Регистрация административного искового заявления
09.08.2019Передача материалов судье
12.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2019Предварительное судебное заседание
12.09.2019Судебное заседание
26.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Судебное заседание
15.10.2019Производство по делу возобновлено
15.10.2019Судебное заседание
17.10.2019Судебное заседание
09.12.2019Производство по делу возобновлено
10.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее