Дело № 2а-1694/17
Изготовлено 28.03.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 24 марта 2017 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соболевского М.Г.,
при секретаре Семеновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.К.М. об оспаривании действий мэрии города Ярославля, территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, возложении на территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля обязанности согласовать проведение публичного мероприятия,
установил:
М.К.М, в лице представителя по доверенности С.А.Н. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к мэрии г.Ярославля с требованиями признать незаконным письмо об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга, возложить на мэрию г.Ярославля обязанность не препятствовать проведению указанного публичного мероприятия.
В обоснование требований указано, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ подал в мэрию г.Ярославля уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Мэрией г.Ярославля по результатам рассмотрения данного уведомления ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено письмо о несоблюдении требований Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при подаче указанного уведомления. Административный истец полагает, что данным письмом фактически отказано в проведении публичного мероприятия. М.К.М. не согласен с позицией мэрии г.Ярославля, изложенной в данном письме, полагает, что подал уведомление о проведении публичного мероприятия в установленный законом срок, у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.
В ходе рассмотрения дела стороной истца в соответствии с ч.1 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исковые требования уточнены и дополнены – заявлены требования о возложении на мэрию г.Ярославля, ее структурные подразделения обязанности по рассмотрению уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также о возложении на территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля обязанности по согласованию проведения публичного мероприятия в форме митинга, проведение которого запланировано на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, требование признать незаконным письмо территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля, в качестве заинтересованного лица – К.А.В.
В судебном заседании административный истец М.К.М., его представитель по доверенности С.А.Н. пояснили, что уведомление о проведении публичного мероприятия направлено административным истцом в мэрию г.Ярославля ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте, при этом в уведомлении отсутствовали подписи организатора публичного мероприятия (М.К.М.) и лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (К.А.В.). ДД.ММ.ГГГГ М.К.М. и К.А.В. лично обратились в приемную мэрии г.Ярославля, где сотрудники мэрии им пояснили, что уведомление уже получено и на представленном М.К.М. экземпляре указанного уведомления на бумажном носителе сделали отметку о регистрации уведомления. При этом, экземпляр уведомления о проведении публичного мероприятия на бумажном носителе со своей подписью и подписью К.А.В. административным истцом в приемную мэрии не передан. Административный истец пояснил также, что указанные в уведомлении места проведения публичного мероприятия являются альтернативными, при проведении мероприятия планировалось использовать звукоусиливающую аппаратуру.
Представитель административного ответчика мэрии г.Ярославля по доверенности К.Б.С. требования М.К.В. не признал, пояснил, что мэрия г.Ярославля не является органом, уполномоченным рассматривать уведомления о проведении публичных мероприятий, в связи с чем, обжалуемое письмо мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № нельзя считать окончательным ответом по результатам рассмотрения поданного М.К.М. уведомления о проведении публичного мероприятия. Пояснил также, что уведомление поступило неподписанным, пропущен срок его подачи.
Представитель административного ответчика территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля по доверенности З.И.В. требования М.К.В. не признала, пояснила, что в территориальную администрацию поступила копия уведомления о проведении публичного мероприятия, не подписанная организатором и уполномоченным лицом на проведение публичного мероприятия.
Заинтересованное лицо К.А.В. требования административного искового заявления поддержал, подтвердил данные М.К.М. пояснения по обстоятельствам обращения данных лиц в приемную мэрии г.Ярославля и получения отметки о регистрации уведомления о проведении публичного мероприятия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что основания для удовлетворения требований М.К.В. отсутствуют.
В соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок проведения указанных публичных мероприятий установлен Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В силу требований п.7 ст.2 данного Федерального закона документом, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка, является уведомление о проведении публичного мероприятия.
Обязанность по подаче указанного уведомления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена п.1 ч.4 ст.5 названного Федерального закона на организатора публичного мероприятия.
Требования, которым должно соответствовать данное уведомление, в том числе требования к срокам его подачи, к его содержанию определены ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ, частью 4 которой установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в ст.3 названного Федерального закона (законность, добровольность участия в публичном мероприятии), подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
В силу требований ч.2 ст.7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Порядок подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Ярославской области определяется Законом Ярославской области от 07.12.2004 №56-з "О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий", частью 2 ст.4 которого установлено, что при проведении публичных мероприятий на территории одного района Ярославской области, города областного значения либо иного городского или сельского поселения уведомления о проведении публичных мероприятий подаются в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ярославской области.
В соответствии со ст.3 Закона Ярославской области "О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий" уведомления о проведении публичных мероприятий могут подаваться в Правительство Ярославской области или орган местного самоуправления муниципального образования Ярославской области почтовой связью посредством регистрируемых писем или передаваться организаторами публичных мероприятий (уполномоченными ими лицами) лично в указанные органы.
Судом установлено, что М.К.В. ДД.ММ.ГГГГ. посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет в адрес мэрии г.Ярославля направлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ. публичного мероприятия в форме митинга. В качестве места проведения публичного мероприятия указаны: <адрес> Уведомление содержало сведения о его цели, о предполагаемой численности участников (200 человек), об использовании во время митинга плакатов, флагов и иных средств наглядной агитации. В качестве организатора публичного мероприятия указан М.К.В., в качестве лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, - К.А.В.
В мэрии г.Ярославля указанное уведомление о проведении публичного мероприятия зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен регистрационный №. В тот же день на представленном М.К.М. в приемную мэрии г.Ярославля экземпляре данного уведомления на бумажном носителе сделана отметка с указанием даты и регистрационного номера. Мэрией г.Ярославля уведомление направлено для рассмотрения в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля.
Как следует из данных в ходе рассмотрения дела объяснений представителей административных ответчиков мэрии г.Ярославля и территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля, представленных ими документов, а также из объяснений административного истца, уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное М.К.М. ДД.ММ.ГГГГ в мэрию г.Ярославля, не было подписано организатором публичного мероприятия (М.К.М.) и лицом, уполномоченным организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (К.А.В.). Экземпляр данного уведомления на бумажном носителе с подписями М.К.М. и К.А.В. в приемную мэрии г.Ярославля не поступал.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по подаче в орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в данном случае не исполнена, поскольку поданное М.К.М. уведомление о проведении публичного мероприятия не подписано организатором публичного мероприятия и лицом, уполномоченным организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, и подано в орган местного самоуправления не предусмотренным действующими нормативными актами способом.
Кроме того, при подаче указанного уведомления не учтены требования Административного регламента предоставления муниципальной услуги по рассмотрению документов, связанных с проведением на территории города Ярославля публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований), утвержденного постановлением мэрии г.Ярославля от 22.12.2010 №4812, в соответствии с положениями которого структурными подразделениями мэрии г.Ярославля, непосредственно предоставляющими указанную муниципальную услугу, являются территориальные администрации мэрии г.Ярославля.
Согласно разъяснению, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 07.07.2016 №1428-О "По жалобе граждан А.А.В., Б.д.В. и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея достоверного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них ст.2 Конституции Российской Федерации обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля после поступления поданного М.К.М. уведомления о проведении публичного мероприятия не возникло предусмотренных ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанностей по доведению до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям указанного Федерального закона и др.
Судом установлено также, что письмо мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, направленное в адрес ФИО3 в связи с получением указанного уведомления о проведении публичного мероприятия, не является окончательным ответом по результатам рассмотрения данного уведомления и направлено в целях извещения административного истца о направлении поданного им уведомления для рассмотрения в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля поданного, а также о недостатках данного уведомления.
Письмо территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес М.К.М., по результатам рассмотрения поданного им ДД.ММ.ГГГГ в мэрию г.Ярославля уведомления о проведении публичного мероприятия содержит разъяснения, касающиеся несоответствия поданного административным истцом уведомления в части сроков его подачи, отсутствия необходимых подписей и др., а также разъяснения положений нормативных актов, регламентирующих порядок проведения публичных мероприятий.
Суд соглашается с изложенной в указанных письмах позицией о наличии в поданном М.К.М. уведомлении недостатков, касающихся его оформления (отсутствие подписей М.К.М. и К.А.В.), а также условий проведения публичного мероприятия (отсутствие сведений о конкретном месте проведения публичного мероприятия на <адрес>, неопределенности по вопросу о количестве участников публичного мероприятия).
По мнению суда, указанные письма не нарушают права, свободы и законные интересы, административного истца, не создают препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, не возлагают на него каких-либо обязанностей.
В силу требований п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, в соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца лежит на лице, обратившемся в суд.
Стороной административного истца в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено доказательств нарушения прав М.К.М. какими-либо действиями (бездействием) административных ответчиков, связанных с рассмотрением поступившего от него ДД.ММ.ГГГГ в мэрию г.Ярославля уведомления о проведении публичного мероприятия, оформленного и поданного ненадлежащим образом.
При таких обстоятельствах основания для возложения на мэрию г.Ярославля, территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля обязанностей по рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" поданного М.К.М. уведомления о проведении публичного мероприятия, по согласованию проведения данного публичного мероприятия, а также обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
Отказать в удовлетворении требований М.К.М. к мэрии г.Ярославля, территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля о признании незаконными писем от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанностей по рассмотрению уведомления о проведении публичного мероприятия в форме митинга, согласованию проведения данного публичного мероприятия и непрепятствованию его проведению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья М.Г. Соболевский