Решение по делу № 2-638/2024 от 30.10.2024

Дело

УИД 59RS 0-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                              21 ноября 2024 года

Карагайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Политова А.В.,

при секретаре Расторгуевой Н.И.,

с участием помощника прокурора <адрес> Батуева С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лукиных Л.С. о запрете осуществлять ломбардную деятельность по предоставлению денежных средств на возвратной и возмездной основе,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лукиных Л.С. о запрете осуществлять ломбардную деятельность по предоставлению денежных средств на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года гражданам (физическим лицам) под залог имущества в помещении по адресу: <адрес>-12.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о потребительском кредите (займе) при осуществлении предпринимательской деятельности в помещении торгового зала, расположенном по адресу<адрес>. В ходе проверки установлено, что на первом этаже жилого здания по адресу: <адрес> расположено помещение комиссионного магазина «Маяк», над входом которого размещены вывески «Маяк», «Сеть комиссионных магазинов», «Золото», «Техника», «Покупка», «Продажа». На торце здания размещены вывески: «24 часа», «Маяк», «Не ломбард, а сказка!», «Комиссионный магазин», «Сеть комиссионных магазинов». В указанном магазине ИП Лукиных Л.С. осуществляет свою деятельность. Установлено, что в торговом зале по адресу: <адрес>, для продажи выставлены следующие товары: телевизоры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и мобильные телефоны, велосипеды, электросамокат, инструменты, организацией принимаются, как бывшие в употреблении вещи, так и новые. На информационном стенде при входе в магазин размещены уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе и о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на ИП Лукиных Л.С. На входе в магазин, а также в официальной социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/lmb_mayak_perm) размещена реклама следующего содержания: «МАЯК НЕ ЛОМБАРД, А СКАЗКА!». В ходе проведенной проверки предоставленных договоров комиссии прокуратурой района установлено, что по договору комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ТО 0003069 физическое лицо (комитент) передает смартфон <данные изъяты> 1 se <данные изъяты> ИП Лукиных Л.С. за <данные изъяты> рублей. В соответствии с п.2.2 договора комиссии в случае досрочного расторжения договора по инициативе комитента, комитент обязан в соответствии со ст.1001 ГК РФ возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, после чего комиссионер возвращает товар комитенту. Таким образом, из буквального толкования п.2.2 у комитента есть возможность досрочного расторжения договора комиссии в одностороннем порядке при условии уплаты комиссионеру 7% от стоимости реализуемого товара. В соответствии с п.2.3. договора комиссии в случае, если в установленный в п.2.1 договора срок, товар, переданный комитентом комиссионеру не реализован, комитентом не были приняты меры для пролонгации договора, то комитент обязан забрать товар. В случае, если товар продолжает находиться у комиссионера, товар переходит на возмездное хранение комиссионеру на срок 5 календарных дней, с выплатой комитентом комиссионеру вознаграждения в размере 112 рублей в первый и последующие дни хранения, суммы комиссионного вознаграждения и вознаграждения за хранение товара за каждый день, до истечения срока хранения. Таким образом, из буквального толкования п.2.3 возмездного хранения товара, где совокупный размер вознаграждения за 5 дней хранения составляет 28% от цены товара. В соответствии с п.2.4 договора комиссии в случае, если в течение 5 календарных дней с момента окончания срока действия договора не реализованный товар не был получен комитентом, товар считается невостребованным, а ответственность комиссионера перед комитентом за сохранность товара прекращается. Комиссионер имеет право распорядиться товаром на свое усмотрение. Таким образом, из буквального толкования п.2.4 договора комиссии, возможность комиссионера на распоряжение товаром возникает только по прошествии 5 календарных дней с момента окончания срока действия договора комиссии. Согласно объяснению С.Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства по договору комиссии ИП Лукиных Л.С. фактически передает гражданам до реализации переданного имущества. Таким образом, совокупность условий, указанных в договоре комиссии, свидетельствует о том, что между сторонами фактически возникли правоотношения по выдаче денежного займа(краткосрочного потребительского кредита) под залог имущества. При этом, в государственном реестре ломбардов ИП Лукиных Л.С. не значится. В настоящее время ИП Лукиных Л.С. отсутствует в государственном реестре ломбардов, который ведется Банком России, и не вправе осуществлять деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества на всей территории Российской Федерации. В целях фактического устранения нарушений законодательства, пресечения незаконной финансовой деятельности, предотвращения нарушения прав неопределенного круга лиц, деятельность по предоставлению потребительских займов под залог недвижимого имущества, осуществляемая ИП Лукиных Л.С. в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, подлежит прекращению.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настоял.

    Ответчик Лукиных Л.С. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в её отсутствии, просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как истцом выводы сделаны по однократной сделке, а доказательств причинения вреда в будущем не представлено; признак «ломбардной» деятельности подлежит установлению путем привлечения к административной ответственности по ст.14.56 КоАП РФ(незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительского кредита под залог).

    Третье лицо Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации представителя в судебное заседание не направили, представили письменные объяснения, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, заявленные исковые требования поддержали.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Поднадзорными Банку России не кредитными финансовыми организациями, в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом являются, в том числе, ломбарды, которые осуществляют деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах".

Исходя из п.1 ст.358 ГК РФ, принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. Деятельность ломбардов регламентируется Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ "О ломбардах".

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В соответствии с ч.1.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах", ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

Исходя из ч.3 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах", ломбард вправе ежедневно с 8 до 23 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

Согласно ч.4 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах", ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.

В соответствии с ч.8 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах", ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) и представлять в Банк России отчетность и иную информацию в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

Исходя из ч.1 ст.2.6 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах", юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

Согласно ч.3 ст.2.6 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах", юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ломбардов, со дня приобретения им статуса ломбарда.

В соответствии ч.7 ст.2.6 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах", ломбард должен иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес>, в связи с поступившей информацией Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, проведена проверка исполнения законодательства о потребительском кредите (займе) при осуществлении предпринимательской деятельности в помещении торгового зала, расположенном по адресу: <адрес>-12, в ходе которой установлено, что на первом этаже жилого здания по адресу: <адрес> расположено помещение комиссионного магазина «Маяк», над входом которого размещены вывески «Маяк», «Сеть комиссионных магазинов», «Золото», «Техника», «Покупка», «Продажа». На торце здания размещены вывески: «24 часа», «Маяк», «Не ломбард, а сказка!», «Комиссионный магазин», «Сеть комиссионных магазинов». В указанном магазине ИП Лукиных Л.С. осуществляет свою деятельность(л.д.8-29).

Исходя из совокупности условий, указанных в договоре комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП Лукиных Л.С. и С.Д.А. свидетельствует о том, что между сторонами фактически возникли правоотношения по выдаче денежного займа(краткосрочного потребительского кредита) под залог имущества. При этом, в государственном реестре ломбардов ИП Лукиных Л.С. не значится. В настоящее время ИП Лукиных Л.С. отсутствует в государственном реестре ломбардов, который ведется Банком России, и не вправе осуществлять деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества на всей территории Российской Федерации(л.д.45-48).

Ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что деятельность по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества они не осуществляли. При этом, суд не может согласиться с доводами ответчика, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, так как истцом выводы сделаны по однократной сделке, а доказательств причинения вреда в будущем не представлено; признак «ломбардной» деятельности подлежит установлению путем привлечения к административной ответственности по ст.14.56 КоАП РФ(незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительского кредита под залог). Суд считает, что указанные доводы ответчика основаны на ошибочном толковании норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Как установлено в судебном заседании, на основании представленных истцом доказательств, в помещении по адресу: <адрес>-12 под видом комиссионного магазина функционирует ломбард, данную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель Лукиных Л.С.. При этом, сведений об индивидуальном предпринимателе Лукиных Л.С. в государственном реестре ломбардов не содержится, следовательно она не обладает статусом ломбарда и не вправе осуществлять деятельность ломбарда, в частности, посредством выдачи займов под залог движимого имущества. Деятельность ломбарда может осуществлять только юридическое лицо, в силу ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О ломбардах", зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Таким образом, учитывая, что индивидуальный предприниматель Лукиных Л.С. не вправе осуществлять деятельность ломбарда, суд считает, что исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.

Индивидуальному предпринимателю Лукиных Л.С. (ИНН <данные изъяты>) запретить осуществлять ломбардную деятельность по предоставлению денежных средств на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года гражданам (физическим лицам) под залог имущества в помещении по адресу: <адрес>-12.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, через Карагайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                      А.В. Политов

2-638/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Свердловского района г. Перми
Ответчики
Лукиных Лариса Сергеевна
Другие
Прокуратура Карагайского района
Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации
Суд
Карагайский районный суд Пермского края
Дело на сайте суда
karagai.perm.sudrf.ru
30.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.10.2024Передача материалов судье
30.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2024Судебное заседание
21.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее