26RS0002-01-2023-004815-45 Дело № 2-3403/2023
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь 12 сентября 2023 года
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи | Федорова О.А. |
при секретаре | Махтиевой З.Ж. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дедешко Юрия Алексеевича к Администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Дедешко Ю.А. обратился в суд с иском, в котором просил суд признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес обезличен>
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании выписки их протокола общего собрания членов <адрес обезличен>" <номер обезличен> от <дата обезличена>, истцу был распределен земельный участок. С целью приведения в соответствие с действующим законодательством документов на земельный участок, который истцу, как члену товарищества был распределен, <дата обезличена> истец обратился в Администрацию <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 600 кв.м. в СНТ "Зорька". Письменным уведомлением, подготовленным комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> истцу было отказано, на том основании, что имеется постановление главы <адрес обезличен> об изъятии спорного земельного участка. Также в отказе имеется ссылка на то, что представленная выписка из протокола общего собрания не соответствует требованиям к ее составлению. Таким образом, постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> "Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>" принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в <адрес обезличен>". На момент издания постановления главы <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> не действовали положения гражданского или земельного законодательства, устанавливающие порядок изъятия земельных участков в связи с добровольным отказом от данных земельных участков. Администрация <адрес обезличен> как орган местного самоуправления была вправе в период с 1998 по 2003 гг. осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь). Заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (безхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было. Администрация <адрес обезличен> не предпринимала никаких действий по выполнению данной процедуры. В связи с вышеизложенным, считает, что право муниципальной собственности на земельный участок <адрес обезличен>" не возникло. <данные изъяты>" решением главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> в коллективно-долевую собственность предоставлен для садоводства земельный участок общей площадью 41,5 га, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от <дата обезличена> <номер обезличен>. На основании справки №б/н от <дата обезличена>, выданной председателем <данные изъяты>", истец является членом товарищества, имеет в пользовании земельный участок <номер обезличен>. Членские взносы оплачены полностью. Земельный участок обрабатывается и используется по прямому назначению. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, спорный земельный участок <номер обезличен> поставлен на кадастровый учет, площадью 600 кв.м., расположен в границах СНТ "Зорька". Согласно актуальным сведениям из ЕГРН иные правообладатели спорного земельного участка отсутствуют.
В судебное заседание истец Дедешко Ю.А., представитель истца Воропаева Л.С. не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Администрация г. Ставрополя, третье лицо СНТ "Зорька" представителя в суд не направили, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Судом установлено, что решением главы администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> в коллективно-долевую собственность СТ "Зорька" предоставлен для садоводства земельный участок общей площадью 41,5 га, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от <дата обезличена> <номер обезличен>.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата обезличена>, спорный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположен в границах СНТ "Зорька", дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости <дата обезличена>, площадь 600 кв.м, сведения о регистрации прав отсутствуют.
Согласно генеральному плану СНТ "Зорька", земельный участок <номер обезличен>, входит в территорию <адрес обезличен>".
Истец обратилась в администрацию <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление в собственность бесплатно земельный участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства".
<дата обезличена> истцом получено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно выписке из протокола <номер обезличен> общего собрания СНТ "Зорька" от <дата обезличена> члену СНТ "Зорька" Дедешко Ю.А. выделен земельный участок <номер обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м.
Как следует из справки выданной председателем СНТ "Зорька" о том, что Дедешко Ю.А. является членом СНТ "Зорька" и ему принадлежат земельный участок <номер обезличен>.
Поскольку постановление главы <адрес обезличен> <номер обезличен> "Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>" принято <дата обезличена>, то к правоотношениям, возникшим в связи с изданием данного постановления положения ЗК РФ, введенного в действие в соответствии с федеральным законом <номер обезличен> - ФЗ от <дата обезличена>, не применимы.
До <дата обезличена> применялись положения Земельного кодекса РСФСР, которые не предусматривали порядок изъятия земельного участка и аннулирования документа о праве собственности земельных участков.
Глава 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" Гражданского Кодекса РФ введена в действие со дня принятия и введения в действия Земельного кодекса РФ, то есть на <дата обезличена> данные положения не действовали.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции федерального закона от 12.08.1996, действовавшей на момент издания постановления главы г.Ставрополя от 09 апреля 1998 года) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), о находке (ст. 227 и 228), о безнадзорных животных (ст. 230 и 231) и кладе (ст.233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ (в редакции Федерального закона) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции федерального закона от 12.08.1996), предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 пункта 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" №122-ФЗ об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен федеральным законом от 09 июня 2003 №69-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принято 17 марта 2003 года.
Таким образом, на момент издания постановления главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> "Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>" не действовали положения гражданского или земельного законодательства, устанавливающие порядок изъятия земельных участков в связи с добровольным отказом от данных земельных участков.
Администрация <адрес обезличен> как орган местного самоуправления была вправе в период с 1997 по 2003 года осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (безхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.
Однако, администрация г. Ставрополя не предпринимала никаких действий по выполнению данной процедуры.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ в п.2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно пп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ).
Вышеуказанная государственная регистрация прекращения права собственности не осуществлялась.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право муниципальной собственности на земельный участок <номер обезличен> в СНТ "Зорька" не возникло.
Учитывая, что предыдущий правообладатель отказался от своих прав на земельный участок в соответствии с действовавшим на момент отказа законодательством, в сведениях государственного кадастра недвижимости (согласно представленных выписок ФГИС ЕГРН) отсутствуют данные о правообладателе участка кого-либо.
Согласно п.1 ст.6 ФЗ №122 от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу п.9 ст.3 ФЗ №137 от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" о том, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ №122 от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, подтверждается наличие у СНТ "Зорька" права собственности на земельный участок, площадью 41,5 га.
В ЕГРП и в сведения государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о праве муниципального образования <адрес обезличен> на какой-либо земельный участок в СНТ "Зорька".
В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ № 122 от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В силу ст. 21 ФЗ № 66 от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3) 0бщее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ)".
До 01 марта 2015 года действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.
Пунктом 18 ст. 21 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что "земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации".
Пунктом 2.7. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что до 01.03.2031 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В связи с изложенным, суд принимает во внимание действующие, никем не оспоренные и не отмененные: свидетельство о праве собственности на землю от <дата обезличена> <номер обезличен>, постановление главы <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> "Об изъятии земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>".
Таким образом, Дедешко Ю.А. является членом <данные изъяты> на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного СНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; использует участки по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в их предоставлении Дедешко Ю.А. ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования о признании за истцом права собственности на земельный участок <номер обезличен> в СНТ "Зорька" подлежат удовлетворению.
Из пункта 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, следует, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дедешко Юрия Алексеевича - удовлетворить.
Признать за Дедешко Юрием Алексеевичем право собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <адрес обезличен>.
Данное решение суда является основанием для государственной регистрации за Дедешко Юрием Алексеевичем права собственности на указанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Федоров
Мотивированное решение составлено 19 сентября 2023 года.
Судья О.А. Федоров