Судья: Липская Е.А., № 33А-2282
Докладчик: Пронченко И.Е. (2а-640/2019)
(42RS0036-01-2019-001186-33)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» марта 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Бегуновича В.Н., Быковой С.В.,
при секретаре: Любушкиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе Линкина А.Е., Линкиной Е.А., Линкина Р.А., представителя Администрации Топкинского муниципального района, представителя КУМИ администрации Топкинского муниципального района на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 18 ноября 2019 года по административному иску Линкина Александра Егоровича, Линкиной Елены Геннадьевны, Линкина Романа Александровича к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального района о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛА:
Линкин А.Е., Линкина Е.Г., Линкина Р.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят:
1. признать незаконным бездействие КУМИ администрации Топкинского муниципального района, выразившееся: в непринятии мер по сохранности жилого помещения по адресу: <адрес>; в неосуществлении капитального ремонта данного жилого помещения; в не поддержании данного жилого помещения в надлежащем состоянии; в непринятии мер к расторжению договора найма специализированного жилого помещения, срок действия которого с 04.02.2019г. по 04.02.2024г., заключенного между КУМИ администрации Топкинского муниципального района и Смагиным Р.В.
2. Обязать КУМИ администрации Топкинского муниципального района обеспечить сохранность жилого помещения по адресу: <адрес> поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, а именно: восстановить систему отопления и водоотведения, отапливать жилое помещение в период отопительного сезона (с сентября по май) поддерживая среднюю комнатную температуру19-22 градуса по Цельсию; не допускать проникновение посторонних лиц и животных в данном жилом помещении; удалить из помещения бытовой и пищевой мусор и не допускать его скопления, производить сброс снега с крыши жилого помещения в марте каждого года, не допускать попадание влаги (снега, дождя) во внутрь жилого помещения; произвести капитальный ремонт данного жилого помещения; поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии;
3. Принять меры к расторжению договора найма специализированного жилого помещения, со сроком действия с 04.02.2019г. по 04.02.2024г., заключенного между КУМИ администрации Топкинского муниципального района и Смагиным Р.В.
Требования мотивированы тем, что Линкин А.Е., Линкина Е.Г., Линкин Р.А. являются сособственниками квартиры по адресу: <адрес>. Квартира находится в двухквартирном жилом доме.
Квартира №2 по указанному адресу принадлежит Топкинскому муниципальном району, предоставлена Смагину Р.В. для проживания по договору социального найма.
Смагиным Р.В. пользование квартирой осуществляется с грубым нарушением требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Бесхозяйственное отношение к жилому помещению приводит к уничтожению структурных элементов дома. В квартире, предоставленной Смагину Р.В. для проживания, разрушена система отопления. Жилое помещение не отапливается, что привело в негодность смежную стену квартиры в доме. В зимний период времени на крыше дома скапливается снег, который Смагин Р.В. своевременно не убирает. Весной снег тает, и вода стекает в квартиру, так как крыша повреждена на половине дома, где находится квартира Смагина Р.В. Крыша просела.
Собственник жилого помещения - администрация Топкинского муниципального района, не поддерживает, вопреки требованиям ст. 30 ЖК РФ, жилое помещение в надлежащем состоянии, допускает бесхозяйственное обращение с ним, не соблюдает права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений.
В результате бездействия собственника жилого помещения – квартиры №2, помещение не отапливается, что вызывает промерзание стен, сырость и привело в негодность смежную стену со стороны квартиры истцов, на которой появилась плесень и начал разрастаться грибок, прогнил пол, стоит запах сырости и плесени, которым истцы всей семьей вынуждены дышать. На протяжении длительного времени, Смагин Р.В. в квартире №2 не проживает: в квартире выбиты окна, разрушается крыша. Фактически квартира бесхозная, имеется свободный доступ. Поскольку входная дверь не закрывается, в квартире постоянно собираются асоциальные лица. Истцы вынуждены жить в постоянном страхе: при отсутствии систем отопления (в том числе печного), в квартире №2, могут быть использованы средства обогрева: газовые баллоны, разведение костра, что может повлечь возникновение пожара. Считают, что имеется угроза разрушения жилого помещения, принадлежащего истцам, из-за бесхозяйственного отношения собственника соседнего помещения - квартиры №2. Полагают, что КУМИ администрации Топкинского муниципального района на протяжении длительного времени не принимаются к недобросовестному нанимателю меры, предусмотренные законодательством, в целях сохранения жилого помещения.
КУМИ администрации Топкинского муниципального района, не исполнено предписание Прокурора г. Топки.
Решением Топкинского городского суда Кемеровской области от 18 ноября 2019 года административный иск Линкина А.Е., Линкиной Е.Г., Линкина Р.А. удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие администрации Топкинского муниципального района, КУМИ администрации Топкинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по контролю за использованием и сохранностью жилого помещения, включенного в специализированный жилищный фонд по адресу: <адрес>, что повлекло нарушение прав и законных интересов административных истцов-собственников смежной <адрес> на благоприятные, комфортные и безопасные условия проживания.
На администрацию Топкинского муниципального района в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административных истцов возложена обязанность привести жилое помещение по адресу: <адрес> надлежащее состояние, в том числе: восстановить систему отопления; в целях соблюдения температурного режима в отопительный период принять меры для отопления квартиры, устранить в квартире антисанитарное состояние, провести ремонт пола, крыши, устранив ее протекание, застеклить окна, обеспечить отсутствие свободного доступа посторонних лиц и животных.
В остальной части исковых требований отказано.
Установлен срок устранения нарушений - 1 месяц со дня вступления в силу решения по настоящему административному делу.
В апелляционной жалобе Линкин А.Е., Линкина Е.А., Линкин Р.А. просят решение суда изменить в части отказа им в административном иске, свои доводы мотивируют тем, что судом необоснованно отказано в требованиях к ответчикам о непринятию мер по расторжению договора найма со Смагиным Р.В. Также не согласны с выводом суда в части отказа в удовлетворении требований к КУМИ администрации Тонкинского муниципального района об обязании устранить допущенные нарушения административных истцов.
В апелляционной жалобе представитель администрации Топкинского муниципального района просит суд решение суда отменить, поскольку считают, что они являются надлежащим ответчиком, поскольку КУМИ администрации Топкинского муниципального района является самостоятельным юридическим лицом и несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Таким образом суд должен был возложить обязанность по восстановлению нарушенных прав граждан на надлежащего ответчика.
В апелляционной жалобе представитель КУМИ администрации Топкинского муниципального района просит решение суда отменить, свои доводы мотивирует тем, что ответственность за содержание жилого помещения несет наниматель специализированного жилого помещения, то есть Смагин Р.В., с которым перезаключен договор специализированного найма с 04.02.2019 по 04.02.2024. Кроме того, указывают, что изначально в административном иске были заявлены требования о расторжении договора найма со Смагиным Р.В., однако на предварительной беседе и процессе разбирательства данного дела судом неоднократно давались советы истцам относительно дальнейших из действий, в результате чего исковые требования были уточнены.
Административными истцами принесены возражения на апелляционные жалобы Администрации Топкинского муниципального района и КУМИ Администрации Топкинского муниципального района.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав Линкина Р.А. и его представителя Зюськову Е.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а в отношении апелляционных жалоб Администрации Топкинского муниципального района и КУМИ Администрации Топкинского муниципального района, просивших оставить их без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что при наличии достаточных оснований полагать, что жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии, проживание в нем является опасным, является незаконным бездействие ответчика, как органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 г. N 25 собственник жилого помещения обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Линкин А.Е., Линкина Е.Г., Линкин Р.А. являются сособственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают в данной квартире.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является администрация Топкинского муниципального района.
Постановлением №120-п от 04.02.2014 года глава Топкинского муниципального района поручил КУМИ Топкинского муниципального района принять в специализированный жилой фонд указанную квартиру и заключить договор найма специализированного жилого помещения со Смагиным Р.В.
04.02.2014 между КУМИ Топкинского муниципального района и Смагиным Р.В. был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: <адрес>, состоящего из трех комнат общей площадью 62,5 кв.м., в том числе жилой 40,8 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, на срок - 5 лет.
Впоследствии, 05.02.2019 заключен аналогичный договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Согласно акту осмотра жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, принадлежащей истцам, в двух комнатах квартиры имеется смежная с соседней квартирой № стена. На данной смежной стене видна плесень, по низу смежной стены и по углам разрастается грибок, на стыке смежной стены и пола видно прогнивание пола, на стыке смежной стены и потолка видно, что потолок чернеет. В данных комнатах со смежной стеной запах сырости и плесени.
В ходе рассмотрения дела представители администрации Топкинского муниципального района и КУМИ администрации Топкинского муниципального района не оспаривали изложенные истцами факты о негативном влиянии на состояние их <адрес> по указанному адресу, смежной <адрес>, которая с 2014 года не отапливается.
При заключении договора найма жилого помещения 04 февраля 2014 года, система отопления в предоставленной квартире была в ненадлежащем состоянии: была разморожена, в связи с тем, что в зимнее время квартира не отапливалась.
Фактически, Смагину Р.В. жилое помещение по договору найма от 04.02.2014 было предоставлено в непригодном для проживания состоянии, при наличии в зимнее время (февраль 2014 года) размороженной системы отопления.
Администрация Топкинского муниципального района, приобретая в 25.12.2013 полублагоустроенное жилое помещение для дальнейшего его предоставления по договору найма, как собственник, не приняла необходимых мер для его содержания, не обеспечила отопление квартиры, что в зимнее время было необходимым условием для нормального функционирования не только жилого помещения-<адрес>, но и смежного жилого помещения-<адрес>.
Факт бездействия с 2014 года органом местного самоуправления в части непринятия мер по сохранности жилого помещения – <адрес> по указанному адресу, объективно подтверждаются представленными по запросу суда первой инстанции актами обследования сохранности жилищно-бытовых условий специализированного жилого помещения.
19.10.2016 Управление образования администрации Топкинского муниципального района информировало председателя КУМИ администрации Топкинского муниципального района об итогах обследования указанного жилого помещения, просило принять меры по сохранению жилого помещения.
Согласно акту от 07.02.2017, квартира находится в неудовлетворительном техническом состоянии. В балконном блоке разбито окно. Придомовая территория занесена снегом, отопление переморожено, отсутствует электроэнергия. Задолженность по ЖКХ на 01.02.2017г- 9664,51 руб., в том числе пеня 2083 руб. По заключению комиссии, жилищно-бытовые условия неудовлетворительные, требуется капитальный ремонт.
В акте от 18.05.2017 года указано на аналогичные обстоятельства.
Как следует из акта от 08.08.2018, на момент обследования жилого помещения входная дверь открыта. В балконном блоке зала разбито стекло, разбито стекло в бане. Придомовая территория занесена травой, не обрабатывается. В жилом помещении антисанитарное состояние, отопление отсутствует (демонтированы радиаторы), полы деревянные, сан.узел сильно загрязнен. В жилом помещении требуется капитальный и косметический ремонт, санитарно-бытовые условия неудовлетворительные. Также в акте указано на то, что квартира полублагоустроенная, отопление местное (переморожено), отсутствует электроэнергия.
Прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения КУМИ администрации Топкинского муниципального района жилищного законодательства при использовании муниципальной собственности.
Проверкой установлена как недобросовестность нанимателя жилого помещения, так ненадлежащее исполнение должностными лицами КУМИ своих обязанностей. В представлении, выданном прокурором <адрес> председателю КУМИ администрации Топкинского муниципального района Ходаковской С.Н. указано, что отсутствие надлежащей работы по сохранности муниципальной собственности привело к нарушению прав жильцов <адрес>, а также привело жилое помещение муниципальной собственности в непригодное состояние.
В представлении от 12.06.2019 прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть представление, принять меры по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.
Согласно акту осмотра жилого помещения по адресу: <адрес> от 03.09.2019, комиссия в составе, в том числе: заместителя главы Топкинского муниципального района, заместителя председателя КУМИ администрации Топкинского муниципального района, гл. специалиста МБУ «УМИ КУМИ администрации Топкинского муниципального района», частием участкового Рах А.А., специалиста ГОУС установила: территория вокруг дома заросла травой, вход в дом открыт, со внутренней двери замок отсутствует, счетчик электроэнергии в неисправном состоянии, окна имеют повреждения, нет листов шифера. Вокруг жилого помещения надворные постройки находятся в разрушенном состоянии.
Впоследствии, 18.09.2019 года комиссией по контролю за сохранностью и использованием муниципального имущества Топкинского муниципального района проведен повторный осмотр, которым установлено: вход в помещение не заперт, окна имеют повреждения. Входная дверь в помещение заколочена на гвозди, оконные проемы, вход в баню забит. Доступа в данные помещения нет.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям администрации, непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия, создает угрозу жизни и здоровью, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части требований о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в непринятии мер по сохранности жилого помещения, включенного в специализированный жилищный фонд по адресу: <адрес>.
Доводы апелляционной жалобы Линкина А.Е., Линкиной Е.Г., Линкина Р.А. суд апелляционной инстанции считает не состоятельными поскольку определяя лицо, ответственное за бездействие по сохранности муниципального имущества, суд первой инстанции исходит из установленного в ходе производства по делу факта непринятия собственником квартир – администрацией Топкинского муниципального района надлежащих мер к обеспечению сохранности жилого помещения по адресу: <адрес>, обеспечению прав и законных интересов владельцев смежных помещений. Несмотря на то, что администрация Топкинского муниципального района уполномочила КУМИ Топкинского муниципального района на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, входящего в состав казны Топкинского муниципального района, данное обстоятельство не освобождает собственника жилого помещения от ответственности за непринятие мер по сохранности жилого помещения, обеспечению прав и законных интересов владельцев смежных помещений.
При передаче полномочий, собственник - администрация Топкинского муниципального района не проконтролировала исполнение обязанностей уполномоченного им органа - КУМИ администрации Топкинского муниципального района, а КУМИ администрации Топкинского муниципального района не отчитался перед Главой администрации Топкинского муниципального района по возникшему вопросу сохранности квартиры.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что у суда имелись правовые основания возложить на администрацию Топкинского муниципального района обязанность обеспечить сохранность жилого помещения, поскольку определение способа восстановления нарушенных прав административных истцов относится к компетенции суда и соответствует требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы жалобы КУМИ администрации Топкинского муниципального района о том, что Смагин Р.В. как наниматель жилого помещения несет ответственность за состояния предоставленного ему жилого помещения не состоятельны. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к специализированному жилому фонду.
Администрация Топкинского муниципального района уполномочила КУМИ Топкинского муниципального района на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, входящего в состав казны Топкинского муниципального района, данное обстоятельство не освобождает собственника жилого помещения от ответственности за непринятие мер по сохранности жилого помещения, обеспечению прав и законных интересов владельцев смежных помещений. Собственник - администрация Топкинского муниципального района не проконтролировала исполнение обязанностей уполномоченного им отраслевого органа - КУМИ администрации Топкинского муниципального района.
Иные доводы апелляционных жалоб фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна, а также свидетельствуют об ошибочном толковании указанных в жалобе норм материального права, применительно к обстоятельствам дела.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 18 ноября 2019 года оставить – без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: