Судья Лебедева Е.Г. №2-9/2024 |
№33-3364-2024 УИД 51RS0009-01-2023-002127-32 |
Мотивированное определение изготовлено 4 сентября 2024 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
28 августа 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Исаевой Ю.А. Власовой Л.И. |
при секретаре |
Суровец А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области», Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области о возложении обязанности обеспечить финансирование и выполнить мероприятия по устранению требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе Федеральной службе исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 13 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А., выслушав объяснения представителя УФСИН России по МО Мушенковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя прокуратуры Ларионова И.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее - ФКУ КП-20), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области (далее - УФСИН) о возложении обязанности обеспечить финансирование и выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование указал, что по результатам проведенной проверки исполнения администрацией ФКУ КП-20 требований уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в части соблюдения противопожарных требований на территории исправительного учреждения с привлечением специалиста ОНДиПР Кандалакшского и Терского районов ГУ МЧС России по Мурманской области, выявлен ряд нарушений требований закона в части пожарной безопасности и требований санитарного законодательства. Прокуратурой было внесено представление от 5 мая 2023 г. №ПРДС-17-71-23/-20470001 с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены. Таким образом, администрацией ФКУ КП-20 нарушаются права осужденных на пожарную безопасность, материально-бытовое обеспечение.
Уточнив исковые требования, просил обязать ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
обеспечить реконструкцию наружной эвакуационной лестницы здания общежития отряда №1 в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 г. №194 и п. 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479, то есть не менее 0,8 метра;
оборудовать здание склада ФКУ КП-20 автоматической установкой пожаротушения и установками системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в соответствии с требованиями п.4.3, 4.4, 4.8, таблицы №1 п.2 свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 20 июля 2020 г. №539 и п.3.1, раздела 7, таблицы № 2 п.17 свода правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 г. №173;
- обязать УФСИН России по Мурманской области в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области для проведения работ по реконструкции наружной эвакуационной лестницы здания общежития отряда №1 в соответствии с требованиями действующего законодательства, оборудованию здания склада ФКУ КП-20 автоматической установкой пожаротушения и соответствующими установками системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Протокольным определением от 26 февраля 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление МЧС России по Мурманской области.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России по МО, УФСИН России по МО Мушенкова Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Полагает, что прокурором неправильно выбран способ защиты прав неопределённого круга лиц – осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, поскольку иск прокурора в силу положений статей 40, 227.1 КАС Российской Федерации подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Обращает внимание, что в соответствии с приказом Минюста России от 15 ноября 2023 г. №335, приказом ФСИН России от 29 ноября 2023 г. №764 принято решение о ликвидации ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области
Ссылаясь на положения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает, что удовлетворяя требования прокурора и обязывая УФСИН России по МО в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование ФКУ КП-20 УФСИН, а ФКУ КП-20 УФСИН России по МО в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований пожарной безопасности (в отношении наружной эвакуационной лестницы здания общежития отряда №1 и склада), суд вынес решение, влекущее за собой неэффективное расходование средств федерльного бюджета.
Считает, что суд необоснованно применил положения ч. 3 ст.4, ч. 1 ст. 89 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 7.1.2. СП. 1.13130.2020.
Ссылаясь на п. 4.2.7 СП. 1.13130.2020, указывает, что в отряде №1 в спальных секциях на 2 этаже проживает 4 осужденных, соответственно имеется возможность беспрепятственной эвакуации при пожаре через внутреннюю лестничную клетку.
Полагает, что принятое решение не отвечает цели гражданско-процессуального законодательства, отраженной в статьях 3, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно защите нарушенных прав, свобод и интересов граждан.
Заостряет внимание на том, что к 1 декабря 2024 г. подлежат завершению мероприятия по ликвидации ФКУ КП-20, соответственно, устранение нарушений правил пожарной безопасности не будет способствовать восстановления нарушенных прав осужденных, а повлечет дополнительные необоснованные затраты федерального бюджета.
Считает, что требования прокурора противоречат позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 июня 2023 г. по делу №86-КГ23-3-К2.
Ссылаясь на положения статей 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает, что ФСИН России по Мурманской области является федеральным органом исполнительной власти, одной из задач которого является, в том числе управление подведомственными учреждениями. В установленной сфере деятельности ФСИН России по Мурманской области, осуществляя полномочия распорядителя, производит материально-техническое обеспечение деятельности учреждений.
В этой связи понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России по Мурманской области к выделению финансирования является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает принцип разделения властей, установленных статей 10 Конституции Российской Федерации.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чурсин А.И., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представители ФКУ «КП №20 УФСИН по МО», ФСИН России, представитель ГУ МЧС России по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями пунктов 2, 4, 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе, создавать условия для обеспечения право порядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Правовые основы государственной политики по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390.
Согласно положениям статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии абзацем 2 части 1 статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров законодателем принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479.
Приказом МЧС России от 19 марта 2020 г. №194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам проведенной прокуратурой проверки 12 апреля 2023 г. в ФКУ КП-20 выявлены нарушения законодательства в части пожарной безопасности и требований санитарного законодательства.
Так, в нарушение ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 г. №194 и п. 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479, ширина наружных открытых лестниц, ведущих со второго этажа здания отряда №1 менее 0,8м (0,5м), а ширина их проступи менее 0,2м.
Приказом МЧС России от 20 июля 2020 г. №539 утвержден свод правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 486.1311500.2020).
Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 г. №173 утвержден свод правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009).
В нарушение п. 4.3, 4.4, 4.8, таблицы №1 п.2 свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 20 июля 2020 г. №539 и п. 3.1, раздела 7, таблицы №2 п. 17 свода правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 г. №173, здание склада ФКУ КП-20 не оборудовано автоматической установкой пожаротушения, а также в нарушение п.3.1, раздела 7, таблицы №2 П. 17 СП 3.13130.2009 не оборудовано соответствующими установками системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Как указывает истец, выявленные нарушения рассматриваемого законодательства создают угрозу жизни и здоровью осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы - в ФКУ КП-20 свидетельствуют о допущенных администрацией исправительного учреждения нарушениях в организации противопожарной безопасности.
По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой Мурманской области 5 мая 2023 г. начальнику УФСИН России по Мурманской области внесено представление №Прдс-17-71-23/-20470001 с требованием принять конкретные меры по устранению указанных нарушений.
Из ответа начальника ОАО УФСИН России по Мурманской области Гечанского С.Г. от 31 мая 2023 г. следует, что часть выявленных нарушений была устранена. В части проведения реконструкции наружной эвакуационной лестницы общежития отряда №1, указал, что в связи с планируемой ликвидацией учреждения, расходование бюджетных средств на изготовление и монтаж наружной лестницы не целесообразно. На оборудование швейной мастерской системами пожарной сигнализации и соответствующими установками системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, оборудования помещения склада ФКУ КП-20 соответствующими установками системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, оборудования бытового помещения в здании автомойки ФКУ КП-20 соответствующими системами пожарной сигнализации, подана заявка на выделение денежных средств, но денежные средства не выделялись и не поступили.
Перечисленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Судом установлено, что ФКУ КП-20 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утверждённым приказом ФСИН России от 5 июля 2021 г. №566 (далее - Устав).
Предметом и целями деятельности ФКУ КП-20 являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории (п. 2.1 Устава)
ФКУ КП-20 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе правопорядок и законность в Учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории, условия содержания осужденных (п. 2.5.1 Устава).
Также осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества Учреждения, а также необходимые меры по его сохранению, мероприятия по обеспечению безопасности Учреждения и соблюдению режимных требований на прилегающей к нему территории (п. 2.5.2 Устава).
В соответствии с пунктом 4.6 Устава, начальник ФКУ КП-20 осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты, несет ответственность за целевое использование и сохранность имущества, закрепленного за Учреждением.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, установив наличие в ФКУ КП-20 нарушений требований пожарной безопасности допущенных администрацией ФКУ КП-20, которые могут привести к причинению вреда здоровью осужденных, а также повлечь неблагоприятные последствия в связи с несвоевременным обнаружением очагов возможного возгорания и их тушения, запоздалой эвакуации людей, чем создаются условия для возникновения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа персонала исправительного учреждения и осужденных, отбывающих наказание в ФКУ КП-20, возложил на ответчика ФКУ КП-20 обязанность обеспечить реконструкцию наружной эвакуационной лестницы здания общежития отряда №1, оборудовать здание склада ФКУ КП-20 автоматической установкой пожаротушения и установками системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в соответствии требованиями пожарной безопасности.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения указанных исковых требований.
Из пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1314 следует, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Одной из основных задач ФСИН России является, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (пункт 3).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
Согласно пункту 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет:
- обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;
- материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
- полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац 38 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
На основании пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Таким образом, именно ФСИН России, осуществляя полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в оперативное управление, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
При этом понуждение УФСИН России по Мурманской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что отнесение расходов по проведению ремонтных работ на УФСИН России по Мурманской области, минуя перечисленные процедуры по формированию бюджета, по сути, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В связи с изложенным, возложение на УФСИН России по Мурманской области в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области для проведения работ по реконструкции наружной эвакуационной лестницы здания общежития отряда №1 в соответствии с требованиями действующего законодательства, оборудованию здания склада ФКУ КП-20 автоматической установкой пожаротушения и соответствующими установками системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, является, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Следовательно, вывод суда об отнесении расходов на ремонт на УФСИН России по Мурманской области не соответствуют приведенным нормам материального права.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела со стороны УФСИН России по Мурманской области указывалось, и представлялись соответствующие документы, что вышеуказанные мероприятия не могут быть произведены, поскольку в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 ноября 2023 г. №335 «О ликвидации федерального казённого учреждения «Колония-поселения №20 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области» ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области находится в стадии ликвидации, мероприятия по консервации запланированы до 1 декабря 2024 г. проводятся планомерные мероприятия, все оборудование вывезено, помещения швейной и автомойки пустые, опечатаны. Денежные средства неоднократно запрашивались, но их никто выделять не будет в связи с ликвидационными мероприятиями. При проведении действий по расконсервации зданий и помещений, решение о вводе в эксплуатацию зданий будет принимать соответствующая комиссия, тогда все вопросы по пожарной безопасности их необходимости, объем и финансирование возможно разрешить.
В суде апелляционной инстанции представителем истца представлена светокопия справки от 20 июня 2024 г. Степанова С.В. о том, что на период с 17 по 21 июня 2024 г. включительно на территории правопредшественника ФКУ КП-20 (правопреемник ФКУ КП-24 УФСИН России по МО) прибыло 4 осужденных ФКУ КП-24 для проведения работ по демонтажу оборудования на объектах ФКУ КП-20, что по мнению истца, подтверждает нахождение осужденных на территории ФКУ КП-20, и наличие выявленных нарушений может повлечь нарушение их прав и прав сотрудников колонии.
В свою очередь УФСИН России представлена справка начальника ОТО УФСИН России по Мурманской области Силантьева О.С. и заместителя начальника УФСИН России по Мурманской области Логай В.И., о том, что в соответствии с планом мероприятий, связанных с ликвидацией ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области утвержденным 12 декабря 2023 г., по состоянию на 22 августа 2024 г. проведена работа по передаче в другие учреждения УФСИН материально-технических ценностей находящихся на складе учреждения. Мероприятия по консервации указанного объекта запланированы до 1 декабря 2024 г.
Из справки инспектора группы специального учета отдела режима и надзора УФСИН России по Мурманской области Лобач К.В. следует, что приказом Минюста России от 15 декабря 2023 г. №355 «О ликвидации ФКУ КП-20», установлении лимитов наполнения исправительных учреждений, следственных изоляторов и утверждения перечня исправительных учреждений, на территории которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, УФСИН по МО» ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области ликвидировано. По состоянию на 28 августа 2024 г. в ФКУ КП-20 УФСИН России по МО, осужденные не содержатся.
Представитель УФСИН пояснила, что в здании общежития отряда №1 никто не содержится, осужденные на которых ссылается представитель истца, прибывали для производства работ по консервации помещений и возвращались обратно к местам отбытия наказаний. Из помещений складов вывезены все материальные ценности. Ликвидационные мероприятия практически завершены, остались юридические формальности. Исполнение возложенных на ответчиков обязанностей по финансированию и устранению выявленных нарушений повлечет необоснованное расходование денежных средств и восстановление прав осужденных и третьих лиц не повлечет. Дальнейшая судьба ФКУ КП-20 на данный момент не решена.
С учетом установленных обстоятельств, пояснений сторон, судебная коллегия соглашается с позицией УФСИН России по Мурманской области, что у суда первой инстанции отсутствовали основания и для возложения на ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области обязанностей по устранению выявленных нарушений, поскольку заявленные требования утратили свою актуальность и приведут к нецелевому расходованию денежных средств, требуемых для оборудования законсервированных помещений средствами пожарной безопасности, что не повлечет восстановление прав неопределенного круга лиц на пожарную безопасность.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 13 марта 2024 г. отменить, принять новое решение, которым исковые требования Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области», Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Судьи |