Решение по делу № 8а-7410/2021 [88а-8370/2021] от 07.04.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

а-8370/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 26 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Городкова А.В.,

судей Зеленского А.В., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Грачева А.С. на решение Приморского районного суда Санкт- Петербурга от 28 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2020 года по административному делу № 2а-10937/2019 по административному исковому заявлению Грачева А.С. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос, Участковой избирательной комиссии № 1730 об отмене результатов выборов.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав Грачева А.С. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос Шандарова О.В, председателя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос Дмитриеву Т.Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Кичаевой О.А, полагавшей решения судов законными и обоснованными, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам

установила:

Грачев А.С. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос (далее ИКМО поселок Лисий Нос), Участковой избирательной комиссии № 1730 (далее УИК № 1730) в котором просил признать незаконными и отменить:

-    решение ИКМО поселок Лисий Нос от 10 сентября 2019 года № 32.2 о повторном подсчете голосов на выборах депутатов муниципального совета муниципального образования поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4;

-    решение ИКМО поселок Лисий Нос от 11 сентября 2019 года № 332 об определении результатов выборов депутатов муниципального совета муниципального образования поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4;

-    решение УИК № 1730 от 10 сентября 2019 года об итогах голосования по избирательному участку № 1730;

-    обязать ИКМО поселок Лисий Нос принять решение об определении результатов выборов по избирательному округу № 4 на основании экземпляра № 1 протокола УИК об итогах голосования на избирательном участке № 1730 по избирательному округу № 4 от 9 сентября 2019 года.

В обоснование заявленных требований Грачев А.С. указал, что являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования поселок Лисий Нос по избирательному округу № 4. В промежутке времени между первым подсчетом результатов голосования и повторным подсчетом доступ третьих лиц к упаковке с бюллетенями и документам комиссии не был исключен, на что указывают признаки, обнаруженные лицами, участвовавшими при повторном подсчете голосов избирателей, до распаковки документов: отсутствовали контрольные печати и подписи, появились бюллетени, которых в упаковке не было, и отсутствовали бюллетени, ранее присутствовавшие в упаковке. В результате повторного подсчета были получены данные, существенно изменяющие итоги голосования, при этом основания для проведения повторного подсчета голосов отсутствовали. Указал, что в нарушение Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Грачева А.С. не известили надлежащим образом о времени и месте повторного подсчета голосов. Во время подсчета голосов списки избирателей не были предоставлены присутствующим при подведении итогов голосования для визуального контроля, был нарушен принцип публичности и гласности при оглашении результатов. Действиями комиссии визуальный контроль был ограничен. Указанные нарушения, по мнению Грачева А.С., не позволяют достоверно определить волю избирателей.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2020 года в удовлетворении в удовлетворении административных исковых требований Грачеву А.С. отказано.

В кассационной жалобе Грачев А.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными без учета фактических обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права, нарушением при принятии решения норм процессуального права.

Прокуратурой Санкт-Петербурга принесены возражения на кассационную жалобу, в которых они просят оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на пропуск административным истцом срока обращения в суд и указывая на то, что жалобы о наличии нарушений, допущенных при первичном подсчете голосов, являлись обоснованными, в связи с чем правомерно повлекли повторный подсчет голосов избирателей.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.

Судами установлено, и следует из материалов дела, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос № 39 от 3 августа 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос.

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос № 50 от 19 июня 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос шестого созыва на 8 сентября 2019 года.

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос № 53 от 24 июня 2019 года внесены изменения в вышеназванное решение о формировании состава избирательной комиссии муниципального образования поселок Лисий Нос в количестве 8 членов с правом решающего голоса на период 2017-2022 гг.

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос № 3 от 24 июня 2019 года на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос возложены полномочия следующих окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос - № 3, № 4.

Решением Территориальной избирательной комиссии № 12 от 6 июня 2018 года № 67-4 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1730.

Решением ИКМО поселок Лисий Нос от 23 июля 2019 года № 26-Р Грачев А.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4.

Итоги голосования по избирательному участку № 1730 первоначально были оформлены протоколом УИК № 1730 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 4 на избирательном участке № 1730, который подписан 9 сентября 2019 года в 8 часов 39 минут.

Согласно данному протоколу голоса избирателей распределены следующим образом: Безменов И.Б. - 64 голоса, Благовестов А.В. - 167 голосов, Бондин С.С. - 130 голосов, Вуйтик В.В. - 40 голосов, Грачев А.С. - 33 голоса, Грудников В.М. - 194 голоса, Земкин Л.А. - 20 голосов, Ильязова С.Г. - 18 голосов, Малин В.П. - 80 голосов, Пушкин Р.В. - 60 голосов, Размиашвили Г.Д. - 86 голосов, Серебрякова Л.И. - 166 голосов, Смирнова О.А. - 156 голосов, Тарасов А.Н. - 142 голоса, Тимчук Р.Ф. - 176 голосов, Трофимов С.А. - 95 голосов, Тхапсаев Л.В. - 12 голосов, Хмелева Е.В. - 155 голосов, Чайкин Д.В. - 187 голосов, Череповицкий С.Ю. - 150 голосов.

В Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступили обращения Грудникова В.М., Леонтьева М.Л., Смирновой О.А., Соколова, Тарасова А.Н., которые перенаправлены для рассмотрения по существу в ИКМО поселок Лисий Нос. Также факт поступления жалоб подтверждается протоколом от 9 сентября 2019 года.

Решением ИКМО поселок Лисий Нос № 32.2 от 10 сентября 2019 года жалобы Тарасова А.Н., Смирновой О.А., Грудникова В.М., Леоньева М.Л., Соколова признаны обоснованными, на УИК № 1730 возложена обязанность провести повторный подсчет голосов избирателей на выборах депутатов муниципального совета муниципального образования поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 4 в помещении ИКМО поселок Лисий Нос по адресу: Санкт-Петербург, ул. Холмистая, д. 3/5.

Основанием для повторного подсчета голосов ИКМО указала на наличие различных итогов подсчета голосов.

По результатам повторного подсчета голосов избирателей итоги голосования по избирательному участку № 1730 оформлены протоколом.

Согласно повторному протоколу, голоса избирателей распределены следующим образом: Безменов И.Б. - 64 голоса, Благовестов А.В. - 165 голосов, Бондин С.С. - 131 голос, Вуйтик В.В. - 44 голоса, Грачев А.С. - 34 голоса, Грудников В.М. - 195 голосов, Земкин Л.А. - 24 голоса, Ильязова С.Г. - 19 голосов, Малин В.П. - 82 голоса, Пушкин Р.В. - 64 голоса, Размиашвили Г.Д. - 83 голоса, Серебрякова Л.И. - 184 голоса, Смирнова О.А. - 180 голосов, Тарасов А.Н. - 144 голоса, Тимчук Р.Ф. - 175 голосов, Трофимов С.А. - 100 голосов, Тхапсаев Л.В. - 11 голосов, Хмелева Е.В. - 181 голос, Чайкин Д.В. - 185 голосов, Череповицкий С.Ю. - 150 голосов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что, оспариваемые административным истцом решения, прав и законных интересов Грачева А.С. не нарушают, поскольку административный истец, как при первичном подсчете голосов, так и при повторном подсчете не мог быть избран депутатом по соответствующему избирательному округу.

Не уведомление Грачева А.С. о принятии решения о проведении повторного подсчета голосов избирателей не является основанием для признания его незаконными, поскольку обязательность вынесения таковых решений исключительно после своевременного и надлежащего уведомления членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не предусмотрена.

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Частью 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.

Так суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а)    нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б)    нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в)    воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г)    нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;д)    других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Подпункт «е» п. 2 данной статьи Закона позволяет суду отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, детально регламентируется порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией (статья 68), а также повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке в случае выявления ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, возникновения сомнений в правильности его составления (пункт 9 статьи 69).

В соответствии с положениями статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей; при подсчете голосов избирателей должна быть предоставлена возможность присутствовать и наблюдать за подсчетом членам вышестоящих комиссий и работникам их аппаратов, кандидату, зарегистрированному данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченному представителю по финансовым вопросам или доверенному лицу, уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидату из указанного списка, представителям средств массовой информации (работающим в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованных в соответствии с пунктом 112 статьи 30 данного Федерального закона) (далее - лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей), а также наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям (пункт 1); подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели (пункт 2); непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса; лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов избирательной комиссии (пункт 10); при проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателей более одного голоса сортировка избирательных бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится; содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов; одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается; после оглашения данные, имеющиеся в избирательном бюллетене, заносятся в специальную таблицу, в которую включены фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются (пункт 15); после завершения подсчета голосов рассортированные избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки, а затем вместе с иными избирательными документами (открепительными удостоверениями, списком избирателей и др.) помещаются в мешки или коробки, на которых указывается номер избирательного участка, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений; мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда; на указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса; упаковка осуществляется в присутствии лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов избирателей, которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи (пункт 23); после проведения всех необходимых действий и подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, имеющим право присутствовать при подсчете голосов избирателей; протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются время (час с минутами) его подписания (пункт 26); при подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись (пункт 28); первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит; к первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты и реестры; заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования; первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии; при указанной передаче протокола участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию (пункт 30).

По смыслу пункта 9 статьи 69 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, если в процессе установления избирательными комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов выявляются ошибки, несоответствия в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования либо возникают сомнения в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, то вышестоящей избирательной комиссией может быть принято решение о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке; проведение повторного подсчета осуществляется вышестоящей избирательной комиссией, принявшей соответствующее решение, или участковой избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, подлежащий проверке, с обязательным присутствием члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса; о повторном подсчете голосов избирателей должны быть заблаговременно извещены члены соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, кандидаты и иные лица, которые вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей; по итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссией, осуществившей такой подсчет, составляется протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов» и который незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию, а его заверенные копии выдаются наблюдателям и иным лицам, имеющим право присутствовать при его проведении; указанный повторный подсчет голосов избирателей может проводиться до установления вышестоящей избирательной комиссией итогов голосования, определения результатов выборов и составления ею соответствующих протоколов.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (Постановления от 22 апреля 2013 года № 8-П, от 15 января 2002 года № 1-П).

Суды правомерно пришли к выводу о том, что исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, нарушения избирательного законодательства, на которые ссылается административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей..

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов являются верными, соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.

Иные доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения судами и обоснованно отклонены ими по мотивам, изложенным в решении судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.

Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Приморского районного суда Санкт - Петербурга от 28 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2020 года по административному делу № 2а-10937/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Грачева А.С. - без удовлетворения.

Решение Приморского районного суда Санкт- Петербурга от 28 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2020 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 июня 2021 года.

Председательствующий

Судьи

8а-7410/2021 [88а-8370/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Грачев Антон Сергеевич
Ответчики
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос
Участковая избирательная комиссия № 1730
Другие
Чайкин Дмитрий Владимирович
Хмелева Екатерина Викторовна
Прокуратура Приморского района г. Санкт-Петербурга
Смирнова Ольга Александровна
Серебрякова Людмила Ивановна
Грудников Вадим Маркович
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бельмас Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
26.05.2021Судебное заседание
26.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее