УИД 79RS0002-01-2022-007080-57
Дело № 2-534/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 апреля 2023 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующей судьи Хроленок Т.В.,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Браун Татьяны Васильевны, Семишина Анатолия Викторовича, Квашулько-Тюхтий Марии Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО19 Яны ФИО7, ФИО3, ФИО4 к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании жилого помещения утраченным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Биробиджана обратился в суд в интересах Браун Т.В., Квашулько-Тюхтий М.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО16, ФИО3, ФИО4 с иском к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее – мэрия города) о признании жилого помещения утраченным, возложении обязанности совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что Браун Т.В. является собственником жилого помещения № 2, Квашулько-Тюхтий М.А. является собственником жилого помещения № 1 расположенных по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>. Согласно строительно-техническим заключениям от 04.10.2022 № 33-2022, от 04.10.2022 № 32-2022 критические повреждения и деформация конструкции и элементов здания возникли в результате ЧС 2020 года, что повлекло разрушение конструкций дома, а также ускорило процесс старения дома, ухудшилась атмосферная среда, грунтовая и биологическая среда. Полагает, что спорные жилые помещения находились в зоне подтопления и у истцов возникло право на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.
Просит признать квартиры № 1, № 2 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, утраченными в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления. Возложить обязанность на мэрию города по направлению в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области информации об утраченных жилых помещениях в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области: квартире № 1, квартире № 2, расположенных по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.
Определениями от 23.01.2023, от 30.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Семишин А.В., Семишина Я.В., Кипнис В.М., Браун Б.А., Бокова Б.Г., Квашулько-Тюхтий М.П., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО10
Определением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 переведен в статус соистца.
В судебном заседании помощники прокурора ФИО11, ФИО12 доводы и требования иска поддержали, просили об его удовлетворении. Дополнительно пояснили, что ранее спорный жилой дом признан непригодным для проживания, вместе с тем, ЧС 2020 года значительно ухудшил его техническое состояние.
Истец Квашулько-Тюхтий М.А. в судебном заседании доводы и требования иска поддержала. Суду пояснила, что дом топило в 2019 году, появились влажность, грибок, гниение древесины. С января 2020 года она вместе с детьми в спорном жилом помещении не проживает, на момент ЧС 2020 года, она со своей семьей проживала в <адрес>. В мэрию с заявлением о признании жилого помещения утраченным в результате ЧС 2020 года не обращалась. Просила об удовлетворении иска.
В судебном заседании истец Браун Т.В. доводы и требования иска поддержала. Суду пояснила, что проживает в спорном жилом помещении с 1990 года. Жилой дом сильно пострадал в результате ЧС 2019 года, вода текла рекой через дом, все затопило, фундамент размыло, стены дома покосились, двери не закрывались, деревянные полы сгнили. В 2020 году она обратилась в мэрию города для проведения обследования спорного жилого помещения, в результате которого жилые помещения в спорном жилом доме признаны непригодными для проживания. После ЧС 2020 года в мэрию с заявлением о включении жилого помещения в зону ЧС не обращалась. Просила удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБУ «МФЦ» Исайкина В.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что спорный жилой дом признан непригодным для проживания в связи с фактическим износом, до ЧС 2020 года. В МФЦ за мерой социальной поддержки в связи с ЧС 2020 года истцы не обращались, в мэрию после ЧС 2020 года с заявлением о включении жилого дома в зону ЧС не обращались. Истцами пропущен срок обращения в ОГБУ «МФЦ» за мерами социальной поддержки в связи с ЧС 2020 года (до 01.07.2021). Просила иск оставить без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени его проведения надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения сторон, пояснения свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).
При этом, названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением губернатора области от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории области с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утвержден Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:
а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
К членам семей граждан, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима ЧС совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
Исходя из анализа указанных выше норм, можно сделать вывод, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, которые не просто в результате стихийного бедствия утратили свое недвижимое имущество (часть имущества), а утратили свое жилье и другого жилья не имеют, т.е. жить им больше негде.
Кроме того, согласно распоряжению правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп, утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства области на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе, на основании заявлений граждан и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, находится в собственности Квашулько-Тюхтий М.А., Семишина А.В., ФИО16, ФИО3 по ? доли в праве.
Из свидетельств о рождении ФИО5, ФИО16, ФИО3 и материалов дела следует, что их матерью является ФИО2
В ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, находится в собственности Браун Т.В.
В указанном жилом помещении зарегистрированы: Бокова Б.Г. (дочь) с 22.08.2001, Браун Б.А. (сын) с 27.07.2007, Браун Т.В.
Из свидетельств о рождении Боковой Б.Г., Браун Б.А. и материалов дела следует, что их матерью является Браун Т.В.
Согласно Распоряжению губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» жилой дом по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> не включен в зону границ чрезвычайной ситуации.
Как, следует из пункта 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».
Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.
В подтверждении своих доводов истцами предоставлены строительно-технические заключения ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы».
Как следует из строительно-технических заключений № 32 от 04.10.2022, № 33 от 04.10.2022 при обследовании жилого дома по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, состояние жилых помещений оценивается как аварийное (категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения). Специалисты считают, что износ дома, происходил, в частности, при наводнении в 2019 и 2020 годах.
Учитывая, что жилые помещения истцов в 2020 году не включены в зону чрезвычайной ситуации, суд критически относится к выводам строительно-технических заключений № 32 от 04.10.2022, № 33 от 04.10.2022 в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в летне-осенний период 2020 года на территории Еврейской автономной области, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения 2020 года, которые носят предположительный характер.
В судебном заседании свидетель ФИО14 пояснил, что знаком с истцами, проживает по соседству, Браун Т.В. живет в <адрес> в <адрес> около 20 лет, Квашулько-Тюхтий М.А. около 10 лет живет по иному адресу в г. Биробиджане. В период ЧС 2020 года вода лилась через весь поселок, в доме Браун Т.В. после ЧС 2020 года была влажность, сырость.
Свидетель ФИО15 в судебном заседании пояснил, что является соседом Браун Т.В. и знаком с истцами. Дом Браун Т.В. сильно пострадал в результате ЧС 2019 года, дом стоит в низине и когда идет дождь – в доме вода, при ЧС 2020 года дом также был в воде.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей в части плохого состояния спорного жилого дома на момент признания его непригодным для проживания и на дату ЧС 2020 года, поскольку они не противоречат материалам дела. Суд критически относится к показаниям данных свидетелей о том, что жилые помещения истцов пришли в непригодное для проживания состояние в результате ЧС 2020 года, поскольку они не смогли пояснить, в чем выразилось разрушение спорных жилых помещений в результате ЧС 2020 года.
Согласно заключениям межведомственной комиссии от 09.07.2020 № 377, от 09.11.2020 № 676 выявлены основания для признания помещений № 2, № 1 в <адрес> в г. Биробиджане непригодными для проживания, в связи с несоответствием требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, неудовлетворительным противопожарном состоянии (в квартире № 1 отсутствуют два окна, квартира в стадии строительства).
Распоряжениями мэрии города от 13.07.2020 № 236, от 16.11.2020 № 230, жилые помещения № 2, № 1 в <адрес> в <адрес> признаны непригодными для проживания.
В соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг жилой дом по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, не вошел в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.
Данное распоряжение губернатора Еврейской автономной области в установленном законом порядке истцами не оспорено.
Доказательств обращения истцов в мэрию города в 2020-2021 годах с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат и не предоставлены в судебном заседании.
Истцами не представлены суду фотографии, видеоматериалы, подтверждающие факт подтопления жилых помещений в период ЧС в 2020 году.
Иных достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилые помещения истцов утрачены в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, материалы дела не содержат и не представлены в судебное заседание.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Браун Татьяны Васильевны, Семишина Анатолия Викторовича, Квашулько-Тюхтий Марии Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО19 Яны ФИО7, ФИО3, ФИО4 к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании жилого помещения утраченным, возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Хроленок
Мотивированное решение составлено 5 апреля 2023 г.