Дело № 2-5050/2024 Дело №33-2621/2024
УИД 14RS0035-01-2024-005548-02
судья Ефремов И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 11 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Матвеевой М.К.,
судей Кузьминой М.А.,Смирниковой В.Г.,
при секретаре Семеновой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульгина М.В., Шульгиной Д.Т. к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания
«Универсал», Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении скидки на оплату коммунальных услуг по апелляционной жалобе истца Шульгина М.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., объяснения истца Шульгина М.В., представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «Универсал» Федорова А.И., Успенской М.П., судебная коллегия
установила:
Шульгин М.В., Шульгина Д.Т. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Универсал» (далее - ООО УК «Универсал») в обоснование иска указывая, что истцы являются многодетными родителями, на иждивении находятся трое несовершеннолетних детей. В общей совместной собственности истцов находится квартира по адресу: .........., Управление многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Универсал». В целях реализации прав, установленных Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» обратились к ответчику с заявлением о предоставлении скидки в размере 30% по оплате за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией с произведением перерасчета за последние три года, то есть с 10 ноября 2020 года. 21 ноября 2023 года, в удовлетворении которого истцам отказано. Также истцами получен отказ при обращении через многофункциональный центр. С учетом уточненных требований истцы просили признать незаконными действия ООО УК «Универсал» по отказу в предоставлении скидки многодетной семье в размере 30%, возложить обязанность на ООО УК «Универсал» произвести перерасчет начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги по квартире, с учетом скидки 30% установленной платы и исключить из задолженности за жилищно-коммунальные услуги сумму в размере .......... рублей, пени в размере .......... рублей на 01 апреля 2024 года; возложить обязанность на ООО УК «Универсал» производить начисление текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги с 01 апреля 2024 года с учетом скидки многодетной семье в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Определением суда от 06 мая 2024 года по делу в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований Шульгина М.В., Шульгиной Д.Т. отказано.
Не согласившись с данным решением суда, истец Шульгин М.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на судебную практику Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия), из определения которого следует, что возмещение расходов коммерческих организаций по предоставлению отдельным категориям граждан льгот за счет средств этих организаций не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) вины органа исполнительной власти публично-правового образования. Суд первой инстанции не учел, что часть многодетных семей получила скидку, а часть не получает, что противоречит нормам права.
По правилам пункта 2 части 5 статьи 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) осуществила замену судьи У. на судью Смирникову В.Г. в связи с направлением в служебную командировку.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела совевременно размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Республики Саха (Якутия), истца Шульгиной Д.Т., извещенных о судебном заседании.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции не были допущены при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, семья Шульгиных, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, что подтверждается удостоверением № ..., справкой от 20 февраля 2019 года № ..., выданной Государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Управление социальной защиты населения и труда города Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)», имеет статус многодетной семьи.
Истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: ...........
Многоквартирный дом, в котором проживает семья Шульгиных, обслуживает ответчик ООО УК «Универсал».
10 ноября 2023 года истец Шульгин М.В. обратился к ответчику ООО УК «Универсал» с письменным заявлением о предоставлении его многодетной семье скидки в размере 30% на оплату коммунальных услуг.
21 ноября 2023 года поступил отказ ответчика, с указанием на отсутствие установленного порядка финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот.
21 февраля 2024 года Шульгин М.В. обратился по вопросу оформления скидки в многофункциональный центр, где получил отказ по причине того, что такая услуга не предоставляется.
Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Правовое регулирование механизма по реализации названных льгот отсутствует.
В силу части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, части 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 2.2 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республики Саха (Якутия)» многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Настоящим Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты «е», «ж» пункта статьи 1 Закона).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З №147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республики Саха (Якутия)», который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (статья 17 Закона).
Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
ООО УК «Универсал» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению истцам скидки по оплате отопления, холодного водоснабжения, газа, электроэнергии.
ООО УК «Универсал» не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям, ответчик не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время имеется иной механизм реализации государственных полномочий по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг, осуществляемый Государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» по заявлению одного из родителей многодетной семьи (одинокого родителя), законного представителя.
Также следует отменить, что постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2024 года № 321 утвержден порядок предоставления льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 30 процентов многодетным семьям Республики Саха (Якутия).
Между тем льгота в виде целевой выплаты вводится с 01 сентября 2024 года и предоставляется в размере 30% от начисленной платы за пользование жилым помещением (плата за наем) по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; платы за работы по управлению многоквартирным домом; платы для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; платы за холодную, горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД; взносов на капремонт общего имущества в МКД; платы за коммунальные услуги: за холодную, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения завяленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о наличии судебной практики Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) по данному спору правового значения не имеет.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции положений закона, а сводятся к несогласию заявителей с произведенной судом оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения их субъективного восприятия спора.
С учетом представленных по делу доказательств, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 16 сентября 2024