Дело №
УИД- 27RS0№-91
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Астаховой Я.О.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> – ФИО2,
представителя ответчика – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес> и ЕАО о понуждении к совершению действий в защиту прав и законные интересов неопределенного круга лиц (о возложении обязанности провести ремонт защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 50-28 по адресу: <адрес>).
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес> и ЕАО о понуждении к совершению действий в защиту прав и законные интересов неопределенного круга лиц (о возложении обязанности провести ремонт защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 50-28 по адресу: <адрес>).
В обоснование указано, что прокуратурой <адрес> в рамках исполнения пункта 2.4.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» в 2023 году проведена проверка защитных сооружений гражданской обороны, относящихся к федеральной собственности, на предмет обеспечения их готовности к использованию но предназначению. В ходе проверки соответствия защитного сооружения инв. № расположенного на территории <адрес> по адресу: <адрес> на предмет обеспечения его готовности к использованию по предназначению установлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес> в адрес руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> внесено представление. Из представленной администрацией <адрес> информации следует, что потребность в защитном сооружении гражданской обороны инв. №, расположенном по адресу <адрес> отсутствует. Таким образом, спорное сооружение гражданской обороны являются федеральной собственностью, не снято с учета объектов гражданской обороны в установленном порядке и находятся в состоянии, не обеспечивающем их готовность к использованию по предназначению.
Просит возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принято меры к снятию защитного сооружения с учета в соответствии с. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Определением суда от истца принят отказ от иска в части, производство по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес> и ЕАО, в части понуждения к совершению действий в защиту прав и законные интересов неопределенного круга лиц, а именно: привести защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 50-28 по адресу: <адрес> нормативное состояние, прекратить.
В судебном заседании помощник прокурора уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении, возражала против доводов, изложенных в письменных возражениях ответчика.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правовое регулирование в области защитных сооружений гражданской обороны осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N583.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст.2 Федерального закона "О гражданской обороне").
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.1 ст.9 Федерального закона "О гражданской обороне").
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют, в том числе, право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В силу п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №) содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в них, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения сооружения.
Аналогичные положения содержатся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №), а предусмотренные в них требования к защитным сооружениям гражданской обороны применяются не только в целях подготовки эксплуатации защитных сооружений в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии с абз.10 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> в рамках исполнения пункта 2.4.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» в 2023 году проведена проверка защитных сооружений гражданской обороны, относящихся к федеральной собственности, на предмет обеспечения их готовности к использованию по предназначению.
В ходе проверки соответствия защитного сооружения инв. № расположенного на территории <адрес> по адресу: <адрес> на предмет обеспечения его готовности к использованию по предназначению установлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой <адрес> в адрес руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> внесено представление.
Из представленной администрацией <адрес> информации, следует, что потребность в защитном сооружении гражданской обороны инв. №, расположенном по адресу <адрес> отсутствует.
Спорное сооружение гражданской обороны являются федеральной собственностью, не снято с учета объектов гражданской обороны в установленном порядке и находятся в состоянии, не обеспечивающем их готовность к использованию по предназначению.
В соответствии со ст. 1 Закона № 28-ФЗ, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Требования в области гражданской обороны, включают в себя специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти з пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Статьями 4, 9 Закона № 28-ФЗ установлено, что организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №.
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся, при этом, в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией г, готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению.
При эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их з установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом, должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, в том числе инженерно- технического оборудования, и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Порядок снятия ЗС ГО определен Приказом №, а также Методическими рекомендациями по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) ЗС ГО, утвержденными МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 2.5 Приказа №, ЗС ГО снимаются с учета при утрате защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> внесено Представление руководителю Межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и ЕАО.
Однако по результатам рассмотрения Представления, нарушения не устранены.
Несоблюдение требований по содержанию защитных сооружений при возникновении опасностей при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создает угрозу причинения вреда жизни гражданам и обществу в целом.
Статьей 35 Федеральною закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
С учетом приведенных норм, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предъявленные прокурором исковые требования не свидетельствуют о вмешательстве во внутреннюю хозяйственную деятельность ответчика. Прокурор, предъявляя иск, действует в рамках своих полномочий, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить срок для производства работ, применительно к рассматриваемому делу, с учетом конкретных установленных обстоятельств, объема, характера и сложности выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и обеспечения безопасности и пресечения тяжких последствий – 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес> и ЕАО о понуждении к совершению действий в защиту прав и законные интересов неопределенного круга лиц (о возложении обязанности провести ремонт защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 50-28 по адресу: <адрес>)- удовлетворить.
Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и ЕАО (ИНН 2721172546) обязанность в течении 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к снятию защитного сооружения с учета в соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Астахова Я.О.