УИД № 57RS0022-01-2024-001529-33 Производство № 2-1712/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2024 г. г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Богданчиковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Банниковой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Гришина Сергея Леонидовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Гришин С.Л., (дата обезличена) года рождения, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии, поскольку у него возникло право на досрочную пенсию по старости, по достижению 59 лет, то есть с 19.03.2024. В обоснование заявленных требований указал, что с 14.10.2016 по настоящее время работает, станочником широкого профиля в Путевой машинной станции (номер обезличен) - (информация скрыта) – филиала ОАО «(информация скрыта)» (далее – Путевая машинная станция № 104, ПМС (номер обезличен)). Работа не имеет разъездного характера, осуществляется постоянно на (информация скрыта). Согласно справке от 23.01.2024 земельный участок, на котором располагается (информация скрыта) (номер обезличен) находится на территории Платоновской сельской администрации, из свидетельства о государственной регистрации права следует, что адрес объекта производственно-технического комплекса (информация скрыта)-(номер обезличен): Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен) (примыкает к границе населенного пункта). С 26.04.1996 территория, на которой расположена (информация скрыта) (номер обезличен), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. 12.03.2024 Гришин С.Л. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения установленного возраста на один год в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, однако пенсионным органом было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием документального подтверждения периода работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Полагая отказ пенсионного органа в досрочном назначении пенсии незаконным, Гришин С.Л. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии, с момента возникновения права на нее, то есть с 19.03.2024.
В судебном заседании истец Гришин С.Л. и его представитель Казначеева А.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Чеботарева О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку место расположения организации, в которой работал истец не поименовано перечнем населенных пунктов, находящихся в загрязненной зоне.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 следует учитывать ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991, гражданам, постоянно проживающим (работающим)на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Деревня (адрес обезличен) сельской администрации Орловского района Орловской области предусмотрена в качестве населенных пунктов, относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 и постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В ходе рассмотрения дела установлено, что Гришин С.Л. 12.03.2024 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ответчика, по заявлению от 12.03.2024, истцу было отказано в назначении пенсии досрочно, в связи с отсутствием документально подтвержденного периода работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (отсутствие в адресе организации наименования населенного пункта).
Из решения об отказе следует, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: г. Орел, (адрес обезличен), (адрес обезличен), работает с 14.10.2016 по настоящее время на (информация скрыта) (номер обезличен), которая расположена по адресу: Орловская область, (адрес обезличен) сельское поселение. Выписка из индивидуального лицевого счета не содержит сведений о работе на загрязненной территории.
Согласно трудовой книжке, Гришин С.Л. 14.10.2016 принят в (информация скрыта) (номер обезличен) (информация скрыта) - филиала ОАО «(информация скрыта)» на должность станочника широкого профиля 6-го разряда участка эксплуатации и ремонта автотракторной техники и средств малой механизации. 16.04.2018 переведен на должность станочника широкого профиля 6-го разряда на участок эксплуатации и ремонта грузоподъемной техники, электрооборудования и средств малой механизации; с 02.02.2021, а затем с 06.04.2023 в той же должности осуществлял трудовые функции сначала на участке ремонта и обслуживания машин, механизмов и средств малой механизации, а затем на участке ремонта и обслуживания машин, механизмов, средств малой механизации и эксплуатации грузоподъемной техники, где работает по настоящее время.
В соответствии со справкой (информация скрыта)(номер обезличен) (информация скрыта) - филиала ОАО «(информация скрыта)» от 23.01.2024 (номер обезличен), Гришин С.Л. с 14.10.2016 работает на участке обслуживания машин, механизмов, средств малой механизации и эксплуатации грузоподъемной техники на производственной ст. ФИО1, по адресу: Орловская область, Орловский район, ст. ФИО1, работа не имеет разъездного характера, осуществляется постоянно на (информация скрыта) (номер обезличен).
Адресом объекта (информация скрыта) (номер обезличен) значится: Орловская область, Орловский муниципальный округ, в районе (адрес обезличен) (в границы населенного пункта (адрес обезличен) не входит), что следует из справки администрации Орловского муниципального округа (информация скрыта)
Как следует из свидетельства о государственной регистрации прав от (дата обезличена) производственно-технологический комплекс (информация скрыта) (номер обезличен) расположен по адресу: Орловская область, Орловский район, пос. ФИО1, земельный участок, на котором находится данная (информация скрыта) (номер обезличен), расположен на территории (информация скрыта) сельского совета, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата обезличена), а также схемой размещения земельного участка.
Из материалов межевого дела 2004 года усматривается, что земельный участок (информация скрыта) (номер обезличен), расположенный на землях (информация скрыта) сельской администрации, имеет местоположение: Орловский район, (информация скрыта) с/а, северо-восточнее (адрес обезличен)
Согласно справке главы (информация скрыта) территориального управления Орловского муниципального округа Орловской области (номер обезличен) от 06.08.2024, (информация скрыта) (номер обезличен) находится по адресу: Орловский область, Орловский муниципальный округ, (адрес обезличен) (адрес обезличен) в районе (адрес обезличен), предыдущий адрес: Орловская область, Орловский район, (информация скрыта) с/п.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6 суду показали, что совместно с истцом работали в (информация скрыта) (номер обезличен), расположенной вблизи (адрес обезличен) Орловского района Орловской области. Указали, что являются пенсионерами в связи с работой в Чернобыльской зоне на основании решений Заводского районного суда г. Орла от 22.05.2023 и 07.09.2021, соответственно, за ними признано право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 с учетом снижения пенсионного возраста. Им назначена и производится выплата пенсии, поскольку (информация скрыта) (номер обезличен) относится к зоне с льготно-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, так как они являются последовательными, непротиворечивыми и согласуются с другими доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела. Свидетели предупреждались об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Совокупность перечисленных доказательств свидетельствуют о том, что работа истца постоянно протекала на территории радиоактивного загрязнения, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на ЧАЭС, что дает право истцу на снижение пенсионного возраста на 1 год.
Несмотря на то, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ), юридический адрес организации может не совпадать с местом ее фактического нахождения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом и приобрел право на снижение пенсионного возраста, с учетом признанных пенсионным органом периодов проживания на загрязненной территории, в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 на один год, в связи с чем, его требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ним права на получение льготной пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с 19.03.2024.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
исковые требования Гришина Сергея Леонидовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Гришиным Сергеем Леонидовичем право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) год.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Гришину Сергею Леонидовичу с 19.03.2024.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2024 г.
Судья М.В. Богданчикова