Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 декабря 2020 года | дело № 2а-4522/2020 |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Глиняник Елены Павловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление;
заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя,
У С Т А Н О В И Л:
В декабре 2020 года Глиняник Е.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 02.11.2020 исх. № ГУ-исх-10606/20 о выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 4, 6, <адрес>, и возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть её заявление от 25.09.2020 вх. № ГУ-12038/2020.
Требования иска мотивированы тем, что 25.09.2020 года Глиняник Е.П. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением (вх. № ГУ-1203 8/20) о выдаче разрешения на размещение объектов «Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» с приложением схемы размещении соответствующих объектов.
Вместе с тем, 02.11.2020 года в адрес Глиняник Е.П. поступил отказ Департамента № ГУ-исх-10606/20 от 02.11.2020 с указанием на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка функциональной зоне согласно Генеральному плану, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114. Согласно представленной Департаментом информации, несоответствие испрашиваемых земель для размещения водопроводов и водоводов всех видов для размещения которых не требуется разрешения на строительство, выражено в том, что испрашиваемые земли находятся в зоне земель зеленых насаждений общего пользования.
По мнению административного истца, Департаментом не доказан факт несоответствия испрашиваемых земель градостроительной документации, так как не представлено никакого графического материала, подтвержденного со стороны компетентных в области архитектуры и градостроительства органов власти, зона земель зеленых насаждений общего пользования по Генеральному плану 2005 года никоим образом не исключает размещение в данной зоне каких-либо сетей коммунального назначения, что подтверждается общей практикой размещения соответствующих сетей при строительстве и реконструкции парков и скверов.
Таким образом, вывод Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о том, что испрашиваемые для размещения коммунальных сетей земли не соответствуют градостроительной документации, по мнению административного истца, не обоснован и не доказан, следовательно отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка противоречит действующему законодательству.
В судебное заседание административный истец Глиняник Е.П. не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, в связи с чем её неявка не препятствует рассмотрению дела по административному исковому заявлению.
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, явку представителей не обеспечили, о причинах не явки не сообщили, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица.
Исследовав доводы административного искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Государственная политика в водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей (ст. 3 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении»):
- охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
- обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:
- приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
Согласно п.4 ст. 18 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В силу ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием) (ч. 4 ст. 39.36).
Согласно п. 2 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 30.06.2018) водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к данному перечню.
В пункте 9 Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП (ред. от 13.12.2018), уполномоченный орган отказывает в предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов) по следующим основаниям:
1) земли или земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, не находятся в государственной собственности города Севастополя;
2) земли или земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу;
3) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 4, подпунктами 1, 3, 4 пункта 5 настоящего Порядка;
4) заявление подано в отношении объектов, не указанных в перечне;
5) размещение объекта противоречит документации территориального планирования, градостроительного зонирования, землеустроительной документации;
6) размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
7) в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
8) имеется принятое ранее даты подачи заявления решение о распоряжении земельным участком;
9) если земли или земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, налагаются (пол ностью или частично) на земли или земельные участки, в отношении которых уже имеется действующее разрешение на размещение объектов;
10) размещение объекта противоречит требованиям по обустройству автомобильных дорог общего пользования.
Установлено, что административный истец Глиняник Е.П. 25.09.2020 года Глиняник Е.П. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением (вх. № ГУ-1203 8/20) о выдаче разрешения на размещение объектов «Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» с приложением схемы размещении соответствующих объектов.
В адрес Глиняник Е.П. поступил отказ Департамента № ГУ-исх-10606/20 от 02.11.2020 с указанием на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка функциональной зоне согласно Генеральному плану, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 года № 522-1111 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в редакции постановления Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 840-пп, определен порядок и условия размещения объектов, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов исключительно для целей, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Подпунктом 5 пункта 9 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении разрешения на размещение объектов на земельном участке, если размещение объекта противоречит документации территориального планирования, градостроительного зонирования, землеустроительной документации.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя 21.10.2020 года сообщением № 8701/01-02-04-13/03/20 предоставил заключение о не возможности выдачи разрешения на размещение объектов на земельном участке в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка функциональной зоне согласно генеральному плану г. Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Согласно представленной Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя информации, несоответствие испрашиваемых земель для размещения водопроводов и водоводов всех видов для размещения которых не требуется разрешения на строительство, выражено в том, что испрашиваемые земли находятся в проектируемой зоне земель зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и т.д.), в зоне незастроенных территорий в т.ч. со сложным рельефом. Режим использования Р-3-3, участок Л-22 (приказ Минкультуры России от 12.08.2016 года № 1864).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствующих о неправомерности действий административного ответчика по рассмотрению заявления Глиняник Е.П.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Глиняник Елены Павловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 08.01.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный