ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД: 04RS0011-01-2021-000300-51
Судья Герасименко В.С.
дело № 33а-1896
поступило 14 мая 2021г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июня 2021 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Раднаевой Т.Н.
при секретаре Васильевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Суворовой Н.И., действующей в интересах ребенка ФИО1 к РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице Отдела социальной защиты населения по Кабанскому району о признании незаконными решения (уведомления) социальной защиты населения по Кабанскому району об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, об обязании выплатить указанную выплату по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия С.В. Золтуевойна решение Кабанскогорайонного суда Республики Бурятия от 12 марта 2021 года, которым постановлено об удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., выслушав Суворову Н.И., ознакомившись с апелляционной жалобой, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд с административным иском в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, Суворова Н.И. просила о признании незаконными решения (уведомления) социальной защиты населения по Кабанскому району от 8 июня 2020 г. и 29 декабря 2020 г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, о возложении на административного ответчика обязанности назначить и выплатить указанное пособие.
Заявленные требования мотивированы тем, что Суворова Н.И., являясь матерью ребенка-инвалида, через портал государственных услуг 20 мая 2020 года обратилась с заявлением в РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице Отдела социальной защиты населения по Кабанскому району за назначением ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384. В назначении пособия отказано 8 июня 2020 года. При повторном обращении 23 декабря 2020 года с аналогичным заявлением Суворова Н.И. 29 декабря 2020 года вновь получила отказ. Считает отказ в назначении пособия незаконным, поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи не должны учитываться компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами, в данном случае выплата по уходу за ребенком-инвалидом.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Суворова Н.И. административное исковое заявление поддержала.
Представитель административного ответчика РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице Отдела социальной защиты населения по Кабанскому району по доверенности Агафонова Н.С. возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что семья Суворовой Н.И. является получателем ежемесячного детского пособия как одинокая малоимущая семья по заявлению о назначении пособия от 23 мая 2019 года. При принятии решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты по постановлению Правительства № 384 от 31 марта 2020 г. учтены, в том числе и компенсационные выплаты неработающим лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в размере 12 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства №173 от 1 апреля 2020г. «О ежемесячной выплате на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия С.В. Золтуевапросит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указывает, что среднедушевой доход семьи РГУ «Центр социальной поддержки населения» отдел социальной защиты населения по Кабанскому району рассчитал верно. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия является заинтересованным лицом по делу, поскольку ежемесячно перечисляет денежные средства с лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств на лицевые счета для учета операций по переданным полномочиям получателем бюджетных средств, административный ответчик создан для обеспечения реализации предусмотренных полномочий Министерства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Суворова Н.И. просила оставить решение суда без изменения, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Административный ответчик, заинтересованное лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежаще извещенными, от Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого, могут быть затронуты при разрешении административного дела.
В силу части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд первой инстанции до рассмотрения спора по существу должен разрешить вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также осуществить их надлежащее извещение в соответствии с приведенными процессуальными требованиями закона.
Как следует из материалов дела, Суворова Н.И. обратилась с административным иском об оспаривании отказа РГУ «Центр социальной поддержки населения» в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, о возложении на административного ответчика обязанности назначить и выплатить указанное пособие.
Согласно Постановлению Правительства РБ от 1 апреля 2020 N 173 "О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по организации предоставления ежемесячной выплаты (пункт 3.1.).
Республиканское государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" определено уполномоченной организацией по предоставлению ежемесячной выплаты, формированию и ведению реестра получателей ежемесячной выплаты. (пункт 3.2).
В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 1 апреля 2020 № 173 "О ежемесячной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" (в редакции, действующей на дату обращения Суворовой Н.И. с заявлением) решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается подразделением РГУ.
Из вышеперечисленных норм следует, что административный ответчик РГУ "Центр социальной поддержки населения" принимает решение о назначении либо об отказе в предоставлении оспариваемой выплаты, формирует и ведет реестр получателей ежемесячной выплаты.
Таким образом, изучив материалы дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что круг лиц, участвующих в деле, районным судом определен верно, поскольку именно к компетенции РГУ "Центр социальной поддержки населения" относится принятие решения о назначении или отказе в назначении оспариваемой выплаты. На права Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия судебный акт не повлиял, тот факт, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия осуществляет организациюпредоставления ежемесячной выплаты, перечисляет денежные средства с лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств на лицевые счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, для разрешения настоящего спора, правового значения не имеет, поскольку спор возник на стадии назначения выплаты.
Следовательно, административный ответчик районным судом определен правильно и дело рассмотрено в полном объеме.
Согласно части 5 статьи 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Суворова Н.И. является матерью несовершеннолетнего ФИО1, ... г.р., признанного ребенком-инвалидом сроком до 18 лет.
20 мая 2020 г. Суворова Н.И. обратилась через портал государственных услуг в РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице Отдела социальной защиты населения по Кабанскому району за назначением ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384.
Уведомлением от 8 июня 2020г. ... Суворовой Н.И. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно отказано в связи с превышением доходов (прожиточный минимум 11549 руб., среднедушевой доход семьи на дату обращения – 12407 руб. 40 коп.).
23 декабря 2020 г. Суворова Н.И. повторно обратилась к административному ответчику с аналогичным заявлением.
Уведомлением от 29 декабря 2020г. ... Суворовой Н.И. в назначении выплаты отказано в связи с превышением доходов (прожиточный минимум 11549 руб., среднедушевой доход семьи на дату обращения –14528руб. 36 коп.).
Согласно имеющейся в материалах дела информации о выплатах за период 2020 г. доходы Суворовой Н.И. и ее несовершеннолетнего ребенка ФИО1 составляют: государственная пенсия по инвалидности– 15217,31 руб., ежемесячная доплата к пенсии по уходу за ребенком инвалидом в размере 12000 руб., детское пособие – 337,20 руб.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Постановление № 384).
Согласно пункту 16 Постановления № 384 основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются, в том числе: б) превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2019 N 410 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Бурятия за II квартал 2019 года" величина прожиточного минимума в Республике Бурятия по ценам за II квартал 2019 года в расчете на душу населения составляла 11549 рублей.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ... N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
На основании перечисленных норм судебная коллегия считает верным вывод районного суда о том, что выплата Суворовой Н.И. за осуществление ухода за несовершеннолетним ребенком-инвалидом не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи при назначении пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Правильность такого вывода подтверждается внесением изменений в пункт 25 Постановления № 384 путем введения подпункта «г» Постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 N 489, который исключает ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы при расчете среднедушевого дохода семьи.
Таким образом, административный ответчик при решении вопроса о назначении выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно необоснованно учел выплаты по уходу за ребенком инвалидом в размере 12 000 руб. в среднедушевой доход семьи.
Судом установлено, что среднедушевой доход семьи Суворовой Н.И. без учета выплаты по уходу за ребенком инвалидом не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Бурятия за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, в связи с чем,отказ РГУ "Центр социальной поддержки населения" является незаконным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что по существу административное дело рассмотрено судом первой инстанции верно и по формальным доводам апелляционной жалобы в силу части 5 статьи 310 КАС РФ отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статей 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 12 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: