дело № 7-562/2022
УИД 59RS0007-01-2022-000195-92
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 15 апреля 2022 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника К. на решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2022, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 16.02.2022, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17.02.2022, постановления начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 06.12.2021 №№ 59042128600089200003, 59042128600069300003, 59042128600072200003 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дегтерева Дмитрия Валентиновича,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 06.12.2021 № 59042128600089200003 должностное лицо ООО «***» Дегтерев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2022, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Дегтерева Д.В., данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Постановлением начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 06.12.2021 № 59042128600069300003 должностное лицо ООО «***» Дегтерев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 16.02.2022, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Дегтерева Д.В., данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Постановлением начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 06.12.2021 № 59042128600072200003 должностное лицо ООО «***» Дегтерев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17.02.2022, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Дегтерева Д.В., данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В Пермский краевой суд от защитника Дегтерева Д.В. по доверенности К. поступили жалобы, в которых заявитель просит об отмене принятых в отношении генерального директора ООО «***» актов, признании правонарушений малозначительными в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ либо назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Определением судьи Пермского краевого суда от 06.04.2022 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, отношении Дегтерева Д.В., о его привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, постановлениями от 06.12.2021 № 59042128600089200003, № 59042128600069300003, № 59042128600072200003 объединены в соответствии с требованиями ч.5 ст.4.4 КоАП РФ.
В рассмотрении жалобы в краевом суде Дегтерев Д.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участие не принимал.
Изучив доводы жалоб, заслушав защитника К., поддержавшего изложенную в жалобах позицию, исследовав материалы дел об административных правонарушениях, материалы дел №№ 7-557/2022, 7-558/2022, 7-562/2022 по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату совершения административных правонарушений, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в пп. «а» п.7 ч.1 ст.1 которого нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. «а» и «б» п.6 данной статьи.
Подпункт «б» п.6 ч.1 ст.1 названного Федерального закона резидентами признает постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п.9 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Как следует из материалов дел, при проведении документарной проверки по поручению заместителя начальника ИФНС России по Свердловскому району от 08.10.2021 № 590420210102002 соблюдения валютного законодательства Российской Федерации за 2019 и 2020 годы ООО «***» установлено, что обществом были выплачены из кассы юридического лица наличные денежные средства, минуя банковские счета в уполномоченных банках сотрудникам – нерезидентам, а именно: гражданке Республики Узбекистан Х., занимавшей должность пекаря в кафе «***» по адресу: **** по трудовому договору от 03.03.2020 № 45, в размере 7000 рублей согласно платежной ведомости от 25.03.2020 № 10 и в размере 7500 рублей согласно платежной ведомости от 25.09.2020 № 19; гражданке Республики Таджикистан М., занимавшей должность подсобного рабочего в кафе «***» по адресу: **** по трудовому договору от 03.02.2020 № 44, в размере 6506 рублей согласно платежной ведомости № 6 от 06.03.2020, в размере 2977 рублей 62 копейки согласно платежной ведомости № 7 от 06.03.2020, в размере 1068 рублей 77 копеек согласно платежной ведомости № 8 от 06.03.2020.
Согласно представленным на запрос налогового органа из УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю сведениям, у иностранных граждан Х. и М. в период с 01.01.2019 и на момент предоставления сведений (09.09.2021) вид на жительство в Российской Федерации отсутствовал.
Указанные нарушения зафиксированы в акте № 590420210102004 от 08.10.2021 проверки соблюдения валютного законодательства.
Нарушение ч.2 ст.14 названного Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ послужило основанием для составления в отношении генерального директора ООО «***» Дегтерева Д.В. протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и привлечения его с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: протоколами от 22.11.2021 №№ 59042128600089200002, 59042128600072200002, 59042128600069300002 об административных правонарушениях, платежными ведомостями от 25.03.2020 № 10, от 25.09.2020 № 19, от 06.03.2020 №№ 6,7, 8, трудовыми договорами, информацией ГУ МВД России по Пермскому краю, иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства нарушения требований валютного законодательства стороной защиты не оспариваются.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной. Выплата заработной платы работнику – иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. «а» п.7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (ч.2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ. При этом ч.2 названной статьи в редакции, действовавшей в юридически значимый период, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
При таком положении заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
В соответствии с абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку, рассматриваемом случае работники являлись гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона 10.12.2003 №173-ФЗ, то есть при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма названного Федерального закона.
Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения в ООО «***» запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, принятия Дегтеревым Д.В. как руководителем юридического лица всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении расчетов с работниками – иностранными гражданами - нерезидентами, а также на недопущение совершения правонарушения, не представлено.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Следует отметить, что указанные выше трудовые договоры от имени работодателя подписанные генеральным директором Дегтеревым Д.В., содержат условия, противоречащие требованиям Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», поскольку в п. 1.6 в качестве места выплаты заработной платы указана касса предприятия, при условии, что указанные трудовые договоры заключены с иностранными гражданами. Указанное свидетельствует о том, что Дегтеревым Д.В. как руководителем организации не принимались меры к тому, чтобы порядок выплат соответствовал требованиям валютного законодательства.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делам об административных правонарушениях не допущено.
Постановления о привлечении Дегтерева Д.В. вынесены в пределах установленного для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Относительно возможности замены назначенного административного наказания на предупреждение, то санкция ч.1 ст.15.25 КоАП РФ не предусматривает такого вида наказания, а согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. То есть названная норма предусматривает замену административного штрафа на предупреждение только являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение.
Исходя из смысла ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ, нарушает установленный порядок расчетов, направленный на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Совокупность условий применения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствует, равно как и отсутствуют исключительные обстоятельства для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, по смыслу которой, согласно разъяснениям, приведенным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Размер денежной суммы, выплаченной с нарушением действующего валютного законодательства, значения не имеет.
Относительно применения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, то данная норма позволяет при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
Минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, для должностных лиц составляет 20000 рублей, то есть в данном случае возможность применения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ не может рассматриваться.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу 06.04.2022, в ст.4.4 КоАП РФ были внесены изменения. Названная статья дополнена частями 5 и 6, часть 1 названной статьи действует в следующей редакции: «При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи».
В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в случае, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вместе с тем, с учетом изменений, предусмотренных ч. 4 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившего в законную силу 06.04.2022, на основании ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в случае если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Нарушения, послужившие основанием для привлечения Дегтерева Д.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, были выявлены государственным налоговым инспектором в ходе одной документарной проверки, выразившиеся в нарушении требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, следовательно, Дегтерев Д.В., совершив три правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, выявленные в ходе одного контрольного мероприятия, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, как за совершение одного административного правонарушения.
В связи с изложенным состоявшиеся по делам об административных правонарушениях акты подлежат изменению путем назначения Дегтереву Д.В. административного наказания с учетом требований ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного постановления должностного лица и решения судьи Свердловского районного суда г. Перми, состоявшиеся в отношении Дегтерева Д.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, подлежат изменению путем назначения Дегтереву Д.В. административного наказания за совершение вмененных правонарушений в соответствии с положениями ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
решения судьи Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2022, 16.02.2022, 17.02.2022, постановления начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми № № 59042128600089200003, 59042128600069300003, 59042128600072200003 от 06.12.2021 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дегтерева Дмитрия Валентиновича, изменить.
Назначить Дегтереву Дмитрию Валентиновичу по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись