Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре Павловой В.П.
с участием представителя административного истца Семенова В.Н., представителя административного ответчика Главы администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Кудряшова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Семенова Е.Н., Майорова В.Мж., Майоровой Л.Ф., Григорьева В.Ю,, Ефремова Г.Н. к Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Кудряшову А.В. – Главе Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об оспаривании действий должностного лица
УСТАНОВИЛ:
Семенов Е.Н., Майоров В.М., Майорова Л.Ф., Григорьев В.Ю., Ефремов Г.Н. обратились с административным исковым заявлением к Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Главе Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Кудряшову А.В. об оспаривании действий должностного лица. Требования, с учётом уточнения мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ они коллективно обратились в Администрацию Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, где исполняет свои полномочия глава сельского поселения Александр В.К., с заявлением о внесении изменения в правила землепользования и застройки в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, а именно: изменения территориальной зоны ниже указанных земельных участков с зоны СХ-1 (зона садоводство) на зону СХ-3 (зона ведения садоводства, код вида разрешенного использования земельного участка 13.2), а именно следующих земельных участков, находящихся на территории зарегистрированного СНТ «Садовод». Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (разрешенное использование - садоводство), по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение. Участки являются частной собственностью, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В собственности Семёнова Е.Н. находятся следующие земельные участки:
1. кадастровый №
2. кадастровый №
3. кадастровый №
4. кадастровый №
5. кадастровый №
6. кадастровый №
7. кадастровый №
8. кадастровый №
9. кадастровый №
10. кадастровый №
11 кадастровый №
12. кадастровый №
13. кадастровый №
14. кадастровый №
15. кадастровый №
16. кадастровый №
17. кадастровый №
18. кадастровый №
19. кадастровый №
20. кадастровый №
21. кадастровый №
22. кадастровый №
23. кадастровый №
24. кадастровый №
25. кадастровый №
26. кадастровый №
27. кадастровый №
28. кадастровый №
29. кадастровый №
30. кадастровый №
31. кадастровый №
32. кадастровый №
33. кадастровый №
34. кадастровый №
В собственности Майорова В.М. находятся следующие земельные участки:
1. кадастровый №
2. кадастровый №
В собственности Майоровой Л.Ф. находятся следующие земельные участки:
1. кадастровый №
2. кадастровый №
В собственности Григорьева В.Ю. находятся следующие земельные участки:
1. кадастровый №
2. кадастровый №
В собственности Ефремова Г.Н. находятся следующие земельные участки:
1. кадастровый №
2. кадастровый №
ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Постановление 227/1 «Об отклонении предложений о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения», утвержденные решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за №» главой Вурман-Сюктерского поселения Чебоксарского района ЧР, которое никаким образом не способствует решению нашего вопроса по существу. С указанными действиями они не согласны, поскольку они нарушают их права.
Считают, что Кудряшов А.В. уклоняется от выполнения своих должностных обязанностей. Заявление осталось без рассмотрения по существу и принятия решения. Причиной отклонения предложения указаны различные статьи Градостроительного кодекса РФ, но не указаны каким образом данные нормы противоречат внесению изменений в ПЗЗ на основании их заявления. Так же причиной отклонения предложений в вышеуказанном постановлении и отзыве административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что недопустимо нарушение принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, но не конкретизировано в чем заключается противоречие между ПЗЗ поселения и Генерального плана сельского поселения. Данным решением они также не согласны. Указывают, что в состав зоны сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, ведения садоводства и огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Процедура изменения территориальной зоны в Вурман-Сюктерском сельском Поселении Чебоксарского района ЧР с СХ-l на СХ-3 вышеуказанных земельных участков не вносит какие либо изменения в положение о территориальном планировании, так как остается неизменной - зона сельскохозяйственного использования; не изменяет карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, так как на территории садоводческого товарищества разрешено и предусмотрено строительство только садовых и жилых домов собственникам садовых земельных участков, строительство, постановка на кадастровый учет и регистрация права на которые регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», который продлен до марта 2026 года; не изменяет карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, так как остается неизменной зона сельскохозяйственного использования; не изменяет карту функциональных зон поселения, так как остается неизменной зона сельскохозяйственного использования.
В связи с тем, что не предусмотрено внесение каких либо изменений в содержание существующего генерального плана сельского поселения в процессе изменения территориальной зоны с СХ-1 на СХ-3 - указание в качестве основания как «нарушение принципа соответствия ПЗЗ генеральному плану сельского поселения» для отклонения предложения о внесении изменений в ПЗЗ поселения является неуместным и незаконным. В результате отклонения предложений о внесении изменении ПЗЗ нарушаются наши законные интересы: земельные участки и объекты капитального строительства (ограждение - забор с воротами по периметру, опоры электрические) не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Просят признать незаконным отказ, выраженный в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения», утвержденные решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении изменения в правила землепользования и застройки об изменении территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 земельных участков; признать действия должностного лица Главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики А.В. Кудряшова при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вход. № незаконным, которое заключается в ненадлежащем исполнении им должностных обязанностей, предусмотренных ст.ст.30-35 Градостроительного кодекса РФ и п.20 части 1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
- в не принятии решения согласно ч.5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 земельных участков;
- в не утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 и вида разрешенного использования земельных участков;
- в не опубликовании сообщения о принятии такого решения;
- при необходимости, в не принятии решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта;
- в не принятии решения о направлении выше указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления; обязать исполнить свои должностные обязанности в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ вход. № в соответствии со ст.ст.30-35 Градостроительного кодекса РФ без внесения какого либо изменения в существующий актуальный Генеральный план сельского поселения.
В судебное заседание истцы Майоров В.М., Майорова Л.Ф., Григорьев В.Ю., Ефремов Г.Н. не явились. О причинах неявки суд не уведомили.
Истец по делу Семенов Е.Н., действующий за себя лично и как представитель истца Майорова В.М. исковые требования поддержал в полном объёме и вновь привёл их суду.
Представитель административного ответчика Глава администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Кудряшов А.В. исковые требования не признал, указав, что в соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением. Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ пояснил, что изменение земельных участков с кадастровыми номерами № к территориальной зоне СХ-3 (Зона садоводства и огородничества) без учета действующего Генерального плана муниципального образования Вурман - Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской республики, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения (СХ -1), что нарушает требования градостроительного законодательства
Заинтересованное лицо садоводческое некоммерческое товарищество «Садовод» в судебное заседание своего представителя не направило.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного производства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
На основании части 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 8 названного закона, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Оспаривая данный отказ, истцы ссылаются на положения ст. 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющие порядок рассмотрения вопроса об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (ч.3 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки предусмотрен статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как установлено в ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил.
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Статьей 33 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
В соответствии с п.5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Административные истцы, обращаясь в суд, просят признать незаконным отказ, выраженный в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения», утвержденные решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в правила землепользования и застройки об изменении территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 земельных участков, незаконным.
Глава Вурман-Сюктерского сельского поселения постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № отклонил предложения о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения», утвержденные решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № по заявлению административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ согласно приложению к настоящему постановлению. В данном приложении подробно указаны причины отклонения предложения со ссылкой на нормы Градостроительного кодекса РФ.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из имеющегося в материалах дела выкипировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики видно, что спорный земельный массив, по поводу которого возник судебный спор, не включен в Генеральный план как территориальная зона СХ-3.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, являющимся приложением к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка 13.2 – «ведение садоводства» (осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей).
Показаниями представителя административного ответчика Кудряшова А.В. в судебном заседании установлено, что в Генеральный план поселения Вурман-Сюктерского сельского поселения не включен земельный массив, испрашиваемый истцами как зона СХ-3.
В соответствии с п. 6 ст.79 Земельного кодекса РФ Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Из постановления Главы Вурман-Сюктерского сельского поселения от 02.11.2020г. и приложения к настоящему постановлению видно, по каким основаниям отказано административным истцам. В Постановлении и приложение подробно изложены по каким основаниям отклонено предложения административных истцов об отказе в изменении территориальной зоны с СХ-1 на СХ-3.
Суд считает, что обжалуемое постановление принято административным ответчиком в пределах его полномочий и компетенций.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Как указывалось выше, по данной категории административных дел обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий, бездействия нормативным правовым актам возложена исключительно на орган, организацию, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку в силу изложенного бремя доказывания законности принятого решения лежит на ответчиках, суд считает что мотивированный отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка, выраженный в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № является законным. Также являются законными действие главы администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Кудряшова А.В. выраженное в исполнении им должностных обязанностей, предусмотренных статьями 33-35 Градостроительного кодекса РФ, частью 4, пунктом 21 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», по заявлению административных истцов.
Административные истца, обращаясь с требованиями о признании действий должностного лица Глвы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Кудряшова А.В. при рассмотрении заявления от 17.08.2020г. вход. № незаконным, которое заключается в ненадлежащем исполнении им должностных обязанностей, предусмотренных ст.ст.30-35 Градостроительного кодекса РФ и п.20 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2020г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
- в не принятии решения согласно ч.5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 земельных участков;
- в не утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 и вида разрешенного использования земельных участков;
- в не опубликовании сообщения о принятии такого решения;
- при необходимости, в не принятии решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта;
- в не принятии решения о направлении выше указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления, фактически пытаются возложить на суд разрешение данного вопроса, подменяя Главу Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района, то есть подменяя решением суда полномочия компетентного органа. Административным ответчиком решение принято в пределах своей компетенции, нарушение прав административных истцов не допущено.
Анализ указанных выше доказательств свидетельствует о том, что требования административных истцов не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Семенова Е.Н., Майорова В.М., Майоровой Л.Ф., Григорьева В.Ю,, ФИО6 к ФИО2-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, ФИО7 – ФИО2-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ, выраженный в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отклонении предложений о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки ФИО8-Сюктерского сельского поселения», утвержденные решением Собрания депутатов ФИО8-Сюктерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в правила землепользования и застройки об изменении территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 земельных участков, отказать.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Ефремова Г.Н. к Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Кудряшову А.В. – Главе Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании действия должностного лица Главы Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики А.В. Кудряшова при рассмотрении заявления от 17.08.2020г. вход. № незаконным, которое заключается в ненадлежащем исполнении им должностных обязанностей, предусмотренных ст.ст.30-35 Градостроительного кодекса РФ и п.20 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2020г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
- в не принятии решения согласно ч.5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 земельных участков;
- в не утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на зону СХ-3 и вида разрешенного использования земельных участков;
- в не опубликовании сообщения о принятии такого решения;
- при необходимости, в не принятии решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта;
- в не принятии решения о направлении выше указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления,
отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Семенова Е.Н., Майорова В.М., Майоровой Л.Ф., Григорьева В.Ю,, Ефремова Г.Н. к Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Кудряшову А.В. – Главе Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании исполнить свои должностные обязанности в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ вход. № в соответствии со ст.ст.30-35 Градостроительного кодекса РФ без внесения какого либо изменения в существующий актуальный Генеральный план сельского поселения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ