Решение по делу № 2-1515/2024 от 13.06.2024

УИД 61RS0020-01-2024-001535-21

Дело № 2-1515/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2024 года                                                                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Меликяна С.В.,

при секретаре Грушевской Ж.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конозова С.Е. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, Министерству энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ),

    У С Т А Н О В И Л:

    Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

    В обоснование заявленных требований указала, что она зарегистрирована и проживает в 1/4 доле <адрес>, является собственником 1/8 доли указанного жилого дома на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 28.05.2024 нотариусом Новошахтинского нотариального округа Никулиной Т.В., право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.05.2024, запись регистрации №..... <адрес> признан непригодным для постоянного проживания по критериям безопасности в 2000 году. Истец была включена в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ДАО шахта им. Кирова ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО № 226 в 2008 году. Ей положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 33 кв.м. Истец предоставила весь необходимый пакет документов в Администрацию города и написала заявление о том, что желает направить социальную выплату, положенную ей, для приобретения жилья на вторичном рынке. Администрация города сообщила истцу, что т.к. она зарегистрирована в ветхом доме после начала ликвидации угольного предприятия, включить ее в список расчета размера предоставляемых социальных выплат не представляется возможным. До настоящего времени конкретный срок ее переселения из ветхого жилья не определен. <адрес> на 4 хозяина, соседи были переселены еще в 2000-2009 годах, а истец осталась проживать одна. Мать истца ФИО1 умерла ...., но вступить в наследство на свою долю истец смогла только в этом году. Сестра ФИО2 заявление о вступлении в наследство подала, но до настоящего времени его не оформила, согласие на переселение истца не дает. Дом практически разрушен, так как истец проживает в своей доле одна, является пенсионеркой, она содержать весь дом не может. Считает, что имеет в связи с этим преимущественное право на переселение. Полагает, что Администрация города необоснованно и немотивированно отказывает ей в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья для приобретения жилья на вторичном рынке.

    Истец Конозова С.Е., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает.

    Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель ответчика Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, согласно которому полагает, что Администрация г. Новошахтинска не имеет правовых оснований для заключения с истцом договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ.

    Представитель 3-го лица – ФГБУ «ГУРШ» в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, об уважительной причине неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.

    Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в нем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

    В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

    Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).

    Подпунктом "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

    В соответствии с п.п. 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах; б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

    Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

    Как указано в п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252, мероприятия по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и в рамках федерального проекта "Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (реструктуризация угольной промышленности)" государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", являются мероприятиями, имеющими общегосударственное значение.

    Из положений п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от .... N 321 следует, что орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации. Гражданин в пределах срока действия договора имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

    Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

    В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>6 от ...., право собственности истца зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ...., о чем сделана запись №.....

    Жилой <адрес> в <адрес> был признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в 2000 году и истец в составе семьи из 1 человека была включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной ДАО шахтой им. Кирова ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, под ТЭО № 226, утвержденный протоколом Министерства энергетики Российской Федерации в 2008 году. Истцу положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 33 кв.м. До настоящего времени с 2008 года истец не была переселена из ветхого жилья. При этом ответчиком не оспаривается право истца на переселение из ветхого жилья.

    Между тем из материалов дела следует, что в ноябре 2023 года истец Конозова С.Е. обратилась к ответчику с заявлением с просьбой о включении ее в списки на предоставление социальной выплаты.

    Однако на ее обращение заместителем Главы Администрации г. Новошахтинска 04.12.2023 за № 2753 дан ответ о том, что решение о ликвидации ДАО шахты им. Кирова ОАО «Ростовуголь» принято 29.07.1998 в соответствии с актом о завершении работ по закрытию. Семья истца в спорном жилом помещении зарегистрирована с 2005 года, то есть после начала ликвидации ДАО шахты им. Кирова. В связи с предоставлением Департаментом угольной промышленности Минэнерго РФ разъяснений условий переселения граждан из ветхого жилья, включение ее семьи в список расчета размера предоставляемых социальных выплат не представляется возможным.

    Между тем, указанные доводы ответчика в обоснование отказа во включении истца в списки на предоставление социальной выплаты для переселения из ветхого жилья являются незаконными и необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан ветхим в 2000 году, при этом истец была включена протоколом Минэнерго РФ в списки на переселение в 2008 году под ТЭО № 226, зарегистрирована и проживает в ветхом жилом доме с 22.03.2005, т.е. с момента признания его ветхим жильем до настоящего времени. Включив истца в списки на переселение из ветхого жилья, ответчик признал его право на получение социальной выплаты для переселения из ветхого жилья.

    С учетом изложенного суд полагает действия ответчика не соответствующими закону и нарушающими права истца на переселение из непригодного для проживания жилого помещения.

    Иных объектов жилой недвижимости, в которых истец могла бы проживать, на праве собственности или на ином праве, она не имеет.

    Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

    Согласно пункту 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики от 01.11.2001 № 308, в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта, в том числе подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение БТИ, подтверждающее технический износ дома; заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

    Из материалов дела следует, что истец относится к гражданам, проживавшим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилом помещении, которое пришло в негодность из-за воздействия горных работ.

    На основании изложенного, суд считает установленным, что права истца со стороны Администрации г. Новошахтинска на заключение с ней договора о предоставлении социальной выплаты нарушены, поскольку дом, в котором она зарегистрирована и проживала на дату принятия решения о признании дома ветхим, являлся непригодным для проживания по критериям безопасности.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований.

    В связи с изложенным, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. Суд отмечает, что Министерство энергетики РФ заявлено истцом в качестве ответчика, вместе с тем каких-либо исковых требований к данному ответчику истец не предъявляет. При этом установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств. С учетом изложенного, Минэнерго РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, а надлежащим ответчиком является Администрация г. Новошахтинска, к которой истцами и заявлены исковые требования.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Конозова С.Е. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, Министерству энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Новошахтинска (ИНН 6151005266) заключить с Конозова С.Е. (паспорт гражданина РФ №....), .... года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                                 С.В. Меликян

2-1515/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Конозова Светлана Евгеньевна
Ответчики
Министерство энергетики РФ
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Другие
Федеральное государственное Бюджетное учреждение по Вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ)
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Меликян Сергей Вараздатович
Дело на странице суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
13.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2024Передача материалов судье
14.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2024Подготовка дела (собеседование)
09.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
09.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Дело оформлено
18.10.2024Дело передано в архив
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее