Дело №2-1612/2024
УИД 18RS0009-01-2024-002350-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2024 года г. Воткинск УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Карпухина А.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Апкаликовой В.А.,
с участием: истца – заместителя прокурора Шарканского района Удмуртской Республики Малых Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Зар-Вишурский детский сад» о возложении обязанности оборудовать оконные блоки здания замками безопасности,
установил:
Прокурор Шарканского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Зар-Вишурский детский сад» (далее по тексту – МБДОУ «Зар-Вишурский детский сад», детский сад) с требованием о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2025 года оборудовать в соответствии с требованиями «СП 251.1325800.2016. Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», утвержденных приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года №572/пр, замками безопасности оконные блоки здания школы, расположенного по адресу: <*****>.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзорных мероприятий прокуратурой района в деятельности МБДОУ «Зар-Вишурский детский сад» были выявлены нарушения. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее по тексту – Закон об образовании). Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность В Российской Федерации общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в «СП 251.1325800.2016. Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», утвержденном приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года №572/пр. В соответствии с пунктом 7.1.10 указанного Свода правил, оконные блоки в зданиях образовательных организаций для (в помещениях, доступных обучающимся) для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами (замками) безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися. В силу пункта 11.30 СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», утвержденных Приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года №573/пр, светопрозрачные ограждающие конструкции, в том числе с применением остекления, расположенные на детских игровых площадках и эксплуатируемых кровлях, и оконные блоки в основных помещениях ДОО (основных и дополнительных с возможным доступом детей), должны проектировать с учетом предотвращения их открывания детьми с применением систем безопасности для предупреждения случайного выпадения детей из окон и с неразрушающимся при растрескивании остеклением. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в здании МБДОУ «Зар-Вишурский детский сад», расположенном по адресу: <*****>, на оконных блоках отсутствуют замки безопасности в комнате старшей возрастной группы, в спальне старшей возрастной группы, в раздевалке старшей возрастной группы, в комнате младшей возрастной группы, в спальне младшей возрастной группы, в раздевалке младшей возрастной группы, в двух туалетах, в спортивном зале. Таким образом, МБДОУ «Зар-Вишурский детский сад» не принимаются надлежащие и своевременные меры для обеспечения охраны здоровья несовершеннолетних. Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено тем, что отсутствие оборудованных замками безопасности оконных блоков здания МБДОУ «Зар-Вишурский детский сад» могут повлечь негативные последствия в виде причинения вреда здоровью учащихся.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменил предмет иска, просил суд обязать ответчика в срок до 01 сентября 2025 года оборудовать в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-2024. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные и балконные. Общие технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от 27 марта 2024 года №361-ст, замками безопасности оконные блоки здания детского сада, расположенного по адресу: <*****>.
В судебном заседании истец – заместитель прокурора Шарканского района УР Малых Д.С. – на удовлетворении иска, с учетом изменения его предмета, настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснил, что требования прокурора в добровольном порядке не выполнены по настоящее время.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик был извещен надлежащим образом. В адрес суда от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица – Администрации МО «Муниципальный округ «Шарканский район Удмуртской Республики» - не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо было извещено надлежащим образом, причины неявки представителя суду неизвестны. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
От представителя ответчика – ШЛА – представлены письменные возражения, в которых указано, что СП 251.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» утвержденный Приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года №572/пр, и СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», утвержденный Приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года №573/пр, не применимы к ответчику, поскольку положения указанных Сводов правил распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций, в то время как здание детского сада построено в 1989 году.
От представителя третьего лица – АВВ – также представлены письменные пояснения, суть которых сводится к следующему: СП 251.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» утвержденный Приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года №572/пр, и СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», утвержденный Приказом Минстроя России от 17 августа 2016 года №573/пр, не применимы к ответчику, поскольку положения указанных Сводов правил распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций, в то время как здание детского сада построено в 1989 году. Требования к обеспечению безопасности оконных блоков зданий образовательных организаций должны быть установлены в нормативных документах на проектирование с учетом специфики этих зданий, связанной с единовременным нахождением большого количества детей различных возрастов и различного функционального назначения помещений образовательных организаций.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, МБДОУ «Зар-Вишурский детский сад» расположено по адресу: <*****>, здание детского сада введено в эксплуатацию в 1989 году.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
21 мая 2024 года прокуратурой района на имя руководителей образовательных организаций Шарканского района Удмуртской Республики направлено требование о предоставлении информации о том, сколько в образовательном учреждении помещений для пребывания учащихся и воспитанников, сколько в каждом из этих помещений имеется оконных конструкций, имеют ли они распашные створки, оборудованы ли все оконные блоки замками безопасности, предотвращающими их открывание детьми, и случайное выпадение детей из окон.
На указанный ответ МБДОУ «Зар-Вишурский детский сад» дан ответ, в котором указано на количество помещений для пребывания учащихся и воспитанников – 3; указано, что в каждом помещении имеются оконные конструкции, при этом на оконных блоках нет оконных ручек, что предотвращает их открывание детьми.
По результатам проверки помощником прокурора района ГМВ составлена справка от 23 мая 2024 года о выявлении нарушений требований об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, что послужило поводом для обращения в суд.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Законом об образовании предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Согласно примечанию к пункту 6.2 «Требования к изделиям, обеспечивающие безопасность использования их детьми» «ГОСТ 23166-2024. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные и балконные. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27 марта 2024 года №361-ст), требования к обеспечению безопасности оконных блоков зданий детских дошкольных и общеобразовательных организаций должны быть установлены в нормативных документах на проектирование с учетом специфики этих зданий, связанной с единовременным нахождением большого количества детей различных возрастов и различного функционального назначения помещений образовательных организаций. В Российской Федерации общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (пункт 7.1.10), СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» (пункт 11.30).
Согласно требованиям пункта 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.
В соответствии с пунктом 11.30 СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» Светопрозрачные ограждающие конструкции, в том числе с применением остекления, расположенные на детских игровых площадках и эксплуатируемых кровлях, и оконные блоки в основных помещениях ДОО, должны проектироваться с учетом предотвращения их открывания детьми, с применением систем безопасности для предупреждения случайного выпадения детей из окон и с неразрушающимся при растрескивании остеклением.
Пунктами 2 и 3 части 5 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что в проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены, в частности, конструкция окон, обеспечивающая их безопасную эксплуатацию, в том числе мытье и очистку наружных поверхностей; устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей).
Вместе с тем, из приведенных положений не следует, что проектная документация обязательно должна предусматривать требования об оборудовании замками безопасности оконных блоков как изделий, устанавливаемых в проем наружной стены здания.
При этом ГОСТ 23166-2024, устанавливающий требования не только к изготовлению, но и применению оконных блоков, предусматривает применение детских замков безопасности для обеспечения безопасности детей.
В этой связи, не имеется оснований считать, что приведенные требования обеспечения безопасности детей в части оборудования оконных блоков замками безопасности подлежат выполнению исключительно в соответствии с проектной документацией одновременно с возведением здания образовательного учреждения или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом.
С учетом изложенного, доводы ответчика и третьего лица, приведенные в обоснование о несостоятельности требований прокурора, подлежат отклонению.
Эксплуатация здания с нарушением требований безопасности оконных блоков может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья детей при возможном их открывании. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями безопасности обусловлено уровнем современных рисков.
Кроме того, согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в п.1 данной статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что предъявление иска прокурором основано на том, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, суд полагает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности – до 01 сентября 2025 года суд, с учетом отсутствия возражений ответчика в указанной части, находит разумным и обоснованным. В указанный срок должны быть определены источники финансирования указанных работ, установлены сроки для их выполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <*****> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░» (░░░ 1822003912, ░░░░ 1021801061842) ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ 23166-2024. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2024 ░░░░ №361-░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <*****>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.