Решение по делу № 33-3928/2024 от 09.07.2024

            УИД 72RS0014-01-2022-003254-16

                номер дела в суде первой инстанции № 2-3415/2022

                Дело № 33-3928/2024

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            г. Тюмень                         19 августа 2024 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

        председательствующего судьи:         Чесноковой А.В.,
        судей:        при секретаре:        с участием прокурора:         Котовой С.М., Фёдоровой И.И.,         Матвеевой О.А.,        Ананченко И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:

«В иске прокурору г. Тюмени в интересах ФИО2 к Государственному учреждению Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании решения незаконным, понуждении выплаты денежных средств - отказать».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., заключение прокурора, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и полагавшего решение подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований, судебная коллегия

            у с т а н о в и л а:

            Прокурор г. Тюмени в интересах ФИО2 обратился в суд с иском о признании незаконным решения Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельное приобретение TCP от 20.12.2021 № 2313, понуждении ответчика выплатить в пользу несовершеннолетней ФИО2, в лице законного представителя ФИО1 компенсацию за самовольно приобретенное техническое средство реабилитации (ТСР) - корсет функционально-корригирующий в размере 55 000 рублей.

            Требования мотивированы тем, что 28.05.2021 в отношении ФИО2 проведена медико-техническая комиссия, которой установлена нуждаемость несовершеннолетней в TCP - корсете функционально- корригирующем. В тот же день законным представителем истца - ФИО1 самостоятельно приобретён данный корсет, цена составила 55 000 рублей. 29.07.2021 ФИО2 установлена инвалидность. 04.08.2021 для истца разработана индивидуальная программа реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида <.......>, которой также подтверждена нуждаемость несовершеннолетней в названном TCP. 30.11.2021 ФИО1 обратилась в Государственное учреждение- Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное TCP в порядке, установленном Административным регламентом Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденным приказом ФСС РФ от 16.05.2019 <.......>.

            Решением Отделения от 20.12.2021 <.......> в предоставлении компенсации ФИО1 отказано, поскольку TCP приобретено ею до даты утверждения ИПРА ФИО2 Данное решение истец считает незаконным, вынесенным с нарушением действующего законодательства. Проверкой установлено, что на сегодняшний день действующей ИПРА установлена нуждаемость ФИО2 в приобретенном TCP. Более того, необходимость использования именно данного TCP закреплена по результатам проведенной медико-технической комиссии. Учитывая, что ФИО1 обратилась с заявлением о выплате компенсации за приобретение TCP, указанного в ИПРА, в срок действия этой программы в установленном законом порядке, при соответствии иным установленным критериям, оснований отказа в выплате компенсации не имелось. Поскольку нуждаемость ребенка в обеспечении TCP сохраняется, действующим законодательством не предусмотрено ограничений по времени приобретения TCP, принятое Отделением решение об отказе носит формальный характер и существенно нарушает права ребёнка-инвалида.

            В судебном заседании прокурор ФИО6 поддержал исковые требования.

            ФИО1, действующая в интересах ФИО2, в судебное заседание не явилась.

            Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

            Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1

            В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

            В доводах жалобы указывает, что в соответствии со ст. 10 ФЗ <.......>- «О социальной защите инвалидов», человеку с инвалидностью гарантируется обеспечение его необходимыми реабилитационными мероприятиями (в том числе TCP), перечень предоставления которых утверждается Распоряжением Правительства РФ от <.......> <.......>-р, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2018 <.......>

            Порядок обеспечения инвалидов TCP утверждён постановлением Правительства РФ от <.......>, <.......> и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом реабилитации (ИПРА), который включает в себя необходимый комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, и обязателен для исполнения соответствующими органами государственной власти.

            Как указывает заявитель, её ребёнку был выдан ИПРА от <.......>, в который включён функционально-корригирующий корсет, в связи с чем доказано, что ребёнок имеет право на обеспечение TCP.

            В своем решении суд первой инстанции указывает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований в связи с тем, что приобретение TCP произведено до возникновения права на обеспечение TCP за счёт средств федерального бюджета. Между тем, как указывает заявитель, дата приобретения TCP не входит в срок рекомендованных реабилитационных мероприятий по ИПРА с <.......> до <.......>.

            Ссылается на положения ФЗ «О социальной защите инвалидов», согласно которым если приобретение TCP произведено самостоятельно, инвалиду выплачивается компенсация стоимости TCP, предоставляемая в порядке, установленном ч.14 ст.11 данного ФЗ.

            Обращает внимание, что действующим законодательством не предусмотрены ограничения по времени приобретения TCP и нет законных оснований полагать, что срок действия ИПРА ограничивает срок приобретения TCP за счёт средств федерального бюджета.

            Также указывает, что ребёнку был выдан Акт медико-технической комиссии исходя из медицинских показаний к данному TCP от 28.05.2021, TCP приобретено 04.06.2021. Полагает, что акт медико-технической комиссии подтверждает действительную нуждаемость и необходимость в TCP на дату его приобретения.

            Обращает внимание, что TCP приобреталось в городе в Санкт-Петербурге, в протезно-ортопедическом центре «Сколиолоджик» в связи со значительным ухудшением состояния здоровья ребёнка, обусловленным критическим значением деформации правосторонней грудной дуги позвоночника в 61 градус по Коббу, причиняющее боль. Следовательно, корсет был приобретён сразу после установления медицинских показаний к данному TCP.

            Так как установление инвалидности и выдача ИПРА требуют временных издержек, возникла задержка, соответственно, временной интервал между приобретением TCP и выдачей ИПРА составил 2 месяца, но не по вине инвалида, а по причине бумажной волокиты.

            Полагает, что решением суда первой инстанции ограничивается право ребёнка-инвалида, создаётся препятствие по восстановлению справедливости в данном споре.

            Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО2, представитель ответчика Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

            Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

            Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2, <.......> года рождения является дочерью ФИО8, ФИО1, что подтверждает свидетельством о рождении от <.......> (л.д.38).

    28 мая 2021 между ООО «Сколиолоджик. Ру» и ФИО1 заключён договор на изготовление протезно-ортопедического изделия в виде корсета функционально-корригирующего. По условиям данного договора ФИО1 оплатила денежные средства в размере 55 000 рублей, что подтверждается договором <.......> от 28.05.2021, актом приема- передачи от 04.06.2021, кассовым чеком, товарным чеком (л.д.18-23).

    29.07.2021 ФИО2, <.......> года рождения, установлена инвалидность впервые, группа инвалидности - категория «ребенок- инвалид». Инвалидность установлена на срок до 01.08.2022, что подтверждается справкой от 29.07.2021 (л.д.55).

        <.......> для ФИО2 разработана индивидуальная программа реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида <.......>, к протоколу проведения медико-социальной экспертизы <.......> от 04.08.2021 (л.д.25-37), которой определена нуждаемость несовершеннолетней ФИО2 в TCP в виде корсета функционально-корригирующего.

    ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР - корсета функционально- корригирующего (л.д.15-17).

    Решением Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 20.12.2021 <.......> в предоставлении компенсации ФИО1 отказано, поскольку TCP приобретено ею до даты утверждения ИПРА ФИО2

                        Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что приобретение и оплата за корсет произведена до возникновения права на бесплатное обеспечение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; что инвалидность установлена 29.07.2021, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельное приобретение TCP, а также понуждении выплатить в пользу несовершеннолетней компенсацию за самовольно приобретенное техническое средство реабилитации (ТСР).

                Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

        По смыслу ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, на основании обращения такого гражданина.

    Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ содержит понятие реабилитации инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

    Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

    В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

    Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

    Частями 1 и 2 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, к которым относятся, в том числе специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

    Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

    Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

    Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 настоящего Федерального закона.

    Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила), которыми определен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

    Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

    Пунктом 15(1) Правил предусмотрено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

    Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее - Административный регламент), который содержит аналогичные правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

    Так, согласно п.8 Административного регламента государственная услуга по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) заявителя.

    Согласно п. 11 Административного регламента срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги.

    Пункт 28 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относятся: отсутствие рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида); обращение за получением технических средств (изделий) и (или) услуг, включая выплату компенсации при их самостоятельном приобретении, не входящих с состав Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р; обращение лиц, не относящихся к категории заявителей (за исключением случаев обращения за получением государственной услуги через представителей); непредставление заявителем документов, указанных в уведомлении о необходимости предоставления документов, направленном в соответствии с пунктом 64 настоящего Административного регламента, в сроки, установленные в указанном уведомлении; непредставление заявителем сведений о номере национального платежного инструмента, предусмотренного законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, в части обеспечения техническим средством (изделием), услугой по его ремонту с использованием электронного сертификата; обращение заявителя за предоставлением государственной услуги при наличии действующего или реализованного электронного сертификата на соответствующий вид обеспечения.

    Статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

    Пунктом 6 ст. 4 Федерального закона от 05.12.2022 №467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" установлено, что Фонд в 2023 - 2025 годах осуществляет реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, правила реализации которого, включая перечень мероприятий, финансируемых в рамках его реализации, определяются Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по целевой статье расходов «Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов» в рамках комплекса процессных мероприятий «Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» подраздела «Охрана семьи и детства» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов.

    В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ на ответчике лежит обязанность представить доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по предоставлению инвалиду средств реабилитации, либо выплате компенсации за самовольно приобретенное техническое средство реабилитации.

    Вместе с тем, таких доказательств ответчиком не представлено.

    Из вышеприведенных норм права следует, что Российская Федерация как социальное государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Обязанность по обеспечению средствами реабилитации возлагается на органы СФР. Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий последних установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

        Учитывая, что действующим законодательством не установлены определенные сроки приобретения технических средств реабилитации инвалидом либо требования, согласно которым заявитель должен приобретать технические средства реабилитации только после проведения медико-социальной экспертизы и выдачи ИПРА; а также, что ФИО2 для снижения нагрузки на мышцы спины и плечевого сустава, поддержания физиологически правильного положения позвоночника, в этой связи действительно нуждается в ТСР – корсете функционально-корригирующем с характеристиками, учитывающими индивидуальные особенности ребенка, судебная коллегия приходит к выводу о неправомерном отказе Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации, и о частичном удовлетворения требований прокурора г.Тюмени в интересах ФИО2, признав решение вышеназванного государственного органа от 20 декабря 2021 года <.......> незаконным.

    При этом судебная коллегия обращает внимание, что корсет является техническим средством реабилитации и входит в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а расходы на его приобретение подлежат возмещению ответчиком. То обстоятельство, что технические средства реабилитации приобретены инвалидом до внесения их в индивидуальную программу реабилитации, не могут ущемлять право ФИО2 на компенсацию таких расходов в том порядке, который установлен законодательством для компенсации самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, поскольку в действиях ФИО2 не имело место какое-либо злоупотребление правом, направленное на извлечение для себя дополнительной выгоды. В своих действиях законный представитель несовершеннолетней ФИО2 руководствовался результатами медико-социальной экспертизы и истец реализовала своё право на приведение состояния своего здоровья к максимально функциональному и комфортному состоянию, направленному на облегчение условий жизни ребёнка.

            Разрешая требования о размере взыскания в пользу несовершеннолетней ФИО2, в лице законного представителя ФИО1 компенсации за самовольно приобретенное техническое средство реабилитации (ТСР) - корсета функционально-корригирующего, судебная коллегия приходит к следующему.

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

    Из содержания нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на поставку товаров, выполнение работ.

    Суд апелляционной инстанции отмечает, что разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида в части рекомендаций для обеспечения техническим средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. При внесении в индивидуальную программу реабилитации инвалида рекомендаций технических средств должно быть указано наименование и функциональные и технические характеристики корсета.

            Как следует из перечня технических средств реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации Индивидуальной программы от 04.08.2021, ФИО2 рекомендовано техническое средство реабилитации в виде корсета функционально-корригирующего (8-09-25) с 29.07.2021 по 01.08.2022 (л.д.34).

            Стороной истца для подтверждения несения расходов по изготовлению протезно-технического изделия был представлен договор <.......> от 28.05.2021, согласно которого Исполнитель обязуется изготовить и передать в собственность Заказчику корсет функционально–корригирующий. Изделие изготавливается в соответствии с техническими характеристиками, изложенными в спецификации (приложение № 1). Согласно технических характеристик корсет функционально–корригирующий на туловище многозонального воздействия. Представляет собой пластиковую гильзу сложной ассиметричной формы с двумя креплениями по передней поверхности. Крепления как правило выполняются в виде ленты «Велкро» и металлической шлевкой с кожаной основой. Изготовление корсета функционально-корригирующего методом 3D сканирования с последующей обработкой с помощью программного обеспечения. Пластиковая гильза корсета изготавливается из ПНД (полиэтилена низкого давления) толщиной от 4 до 5 мм. (в зависимости от массы пациента и ригидности деформации) путём вакуумного формирования по позитиву. Форма гильзы определяется в соответствии с вариантом деформации, вышеуказанной схемой расположения пелотов, особенностями туловища пациента в местах давления и полостей разгрузки. Крепления соединяются с корсетом пустотелыми заклепками типа «холнитен».

            Общая стоимость корсета составила 55 000 руб. (л.д.21)

            Для определения компенсации за самовольно приобретенное ТСР, судом апелляционной инстанции был направлен судебный запрос о предоставлении информации о последнем государственном контракте, заключённом Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на август 2021 года.

            Согласно ответа Фонда, 03.08.2021 с ООО «ОРТО-Мед» был заключён государственный контракт №258 на выполнение работ по изготовлению корсетов для обеспечения инвалидов в 2021 году, сроком выполнения работ по 24.11.2021, сроком действия до 29.12.2021 года.

            Как следует из спецификации вышеназванного контракта стоимость корсета функционально-корригирующий (8-09-25) (с функциональными и техническими характеристиками: корсет га грудопоясничный отдел позвоночника изготовлен по индивидуальному гипсовому слепку с туловища, с обработкой позитива с учётом функциональных и медицинских требований. Анатомических особенностей получателя. Корсет состоит из гильзы и крепления. Гильза корсета состоит из основного и вспомогательного слоёв, внутри неё расположены зоны давления, противоположно которым расположены зоны расширения (полости разгрузки). Основной слой изготовлен из высокотемпературного термопласта. Вспомогательный слой изготовлен из вспененных пластиков; кожи; ткани; их комбинации (в зависимости от потребностей получателя). Вспомогательный слой представлен фрагментарно; отсутствовать (в зависимости от потребности получателя). Крепление индивидуальное).

    Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 №57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (в редакции на дату подачи заявления о выплате компенсации), п.3 установлено, что Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

    Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 №86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.03.2018, регистрационный №50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.05.2019 №307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.05.2019, регистрационный №54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

    Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

    Как следует из п.4 Приказа размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объёме).

    Из представленной 14 августа 2024 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области по запросу суда апелляционной инстанции информации следует, что ОСФР по Тюменской области был заключен контракт от 3 августа 2021 года № 258 на выполнение работ по изготовлению корсетов для обеспечения инвалидов в 2021 году. Предметом данного договора являлось выполнение Исполнителем работ в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к настоящему Контракту), а заказчик обязался оплатить фактические выполненные работы в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом. Срок выполнения работ по 24.11.2021, срок действия до 29.12.2021 года. Цена Контракта в силу п. 6.1. составляла 400 000 рублей. Цена каждой единицы работы определена в Техническом задании. Из технического задания, являющимся приложением к Контракту следует, что стоимость корсета функционально-корригирующего 8-09-25 за единицу составляла 13 913, 70 руб.

    Учитывая вышеизложенное, а также приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года №57н, судебная коллегия считает, что с Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу ФИО2 в лице законного представителя ФИО1 подлежит взысканию компенсация за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации в размере 13 913,70 руб.

    В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

            Учитывая допущенные судом первой инстанции нарушения в применении норм материального права, принятое решение суда об отказе в признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельное приобретение TCP, не может считаться законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения.

            Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

            определила:

            решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 28 апреля 2022 года отменить, по дел принять новое решение:

            «Иск прокурора г. Тюмени в интересах ФИО2 удовлетворить частично.

            Признать незаконным решение Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 20 декабря 2021 года №2313 об отказе в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации.

            Взыскать с Государственного учреждения Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО2 в лице законного представителя ФИО1 компенсацию за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации в размере 13 913 руб.70 коп.

            В остальной части отказать.»

                Председательствующий:

        Судьи коллегии:

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 августа 2024 года

33-3928/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Тюмени
Лисицких Анастасия Георгиевна действующая в своих интересах и в интересах Лисицких Дарьи Адреевны
Информация скрыта
Ответчики
ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Чеснокова Анжелла Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
11.07.2024Передача дела судье
05.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2024Передано в экспедицию
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее