Судья Кириленко Е.А. дело №33-872/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Володиной Л.В., Герасименко Е.В.
При секретаре Б.О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по частной жалобе С.А.И. на определение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 января 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
С.А.И. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде 2\3 доли жилого дома, расположенного по <адрес>.
Определением судьи Гагаринского района г. Севастополя от 27 января 2017 года заявление возвращено его подателю в связи с неподсудностью дела Гагаринскому районному суду г. Севастополя.
В частной жалобе С.А.И. просит об отмене указанного определения, как незаконного и необоснованного.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Возвращая заявление С.А.И. ., судья исходил из того, что заявление о правах на наследственное имущество подлежит рассмотрению судом по правилам исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ).
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами судьи.
Дела об установлении факта принятия наследства относятся к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства по правилам, установленным подразделом IV ГПК РФ.
В силу ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Следовательно, заявление об установлении факта принятия наследства подлежит рассмотрению в суде по месту жительства заявителя, которым является Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Вывод о подсудности заявления суду по месту нахождения наследственного имущества, ошибочен, поскольку в данном случае правила исключительной подсудности, установленные ст. 30 ГПК РФ, распространяются на исковое производство, а не на особое.
Ссылка в определении на п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29 мая 2012 "О судебной практике по делам о наследовании", в котором дано разъяснение о том, что заявление об установлении фактов владения и пользования недвижимым имуществом в целях признания наследственных прав, подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества также ошибочна, поскольку в заявлении содержится просьба заявителя установить не факт владения и пользования жилым домом, а факт принятия в порядке наследования доли жилого дома, что может быть подтверждено не только фактом владения или пользования наследственным имуществом.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что у судьи не имелось оснований к возврату заявления со ссылкой на его неподсудность Гагаринскому районному суду г. Севастополя.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение подлежит отмене, с направлением материала по заявлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству суда.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 января 2017 года отменить. Материал по заявлению С.А.И. об установлении факта принятия наследства направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству суда.
Председательствующий
Судьи